Педагогический совет "О взаимодействии семьи и школы в интересах личности ребенка"

Разделы: Администрирование школы


Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Задачи :

  1. Определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка.
  2. Сформировать у педагогического коллектива представление о различных подходах к семье в зависимости от ее структуры.
  3. Разработать правила педагогической этики работы с родителями, памятку педагогам при работе с семьей, памятку родителям .

Оформление, оборудование педсовета

  1. На доске записана тема педагогического совета и высказывание: “Осуществление на деле, а не на словах индивидуального и дифференцированного похода к родителям по существу и есть основной принцип работы школы с семьей”. (Алексеева Л. Родительские собрания; если они нужны, то для чего II директор школы. Спецвыпуск № 2, 1997.).
  2. Подготовлены рабочие места для трех групп педагогов и группы экспертов (четыре стола, необходимое количество стульев, бумага для записей, ручки).

Приложение 1

Приложение 2

Ход педсовета

  1. Вступительное слово директора школы Жовтонога О.И.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

Для правильной организации работы с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов:

  • заместителя директора по воспитательной работе, который составляет план воспитательной работы, помогает классным руководителям в составлении планов, осуществляет контроль за их выполнением;
  • педагогов-психологов, которые помогают в исследовании социального фона семьи, определении типа семьи, дает рекомендации в составлении плана работы с каждой семьей индивидуально;
  • социального педагога, который берет на себя контроль и осуществление коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие с отделом милиции, отделом опеки, инспекцией по делам несовершеннолетних;
  • школьного библиотекаря, который подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по данному направлению;
  • классных руководителей, которые регулярно проводят родительские собрания и применяют другие формы работы с родителями как традиционные (конференции, консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные (тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, вечера, родительские чтения).

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

  • информационная;
  • воспитательно-оздоровительная;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая,
  • бытовая.

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог готовит паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей. Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогодняя сказка, подготовленная одиннадцатиклассниками, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.); соуправление школой (работа общешкольного родительского комитета); информационная среда школы (стенды, уголки для родителей). В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Родители организуют экскурсии, помогают в оборудовании кабинетов, в ремонте. Огромную помощь родители оказывают в подготовке костюмов, декораций, записи фонограмм и т.д. Дополнительное образование особенно нуждается в сотрудничестве родителей и педагогов: здесь возможности для успеха и реализации каждого ребенка. На первый взгляд кажется, что все в школе благополучно. Но почему не во всех классах на родительских собраниях мы увидим большое количество родителей? Почему часто слышим жалобы на то, как трудно привлечь родителей в школу? На педагогическом совете опытные классные руководители, которые, несомненно, соблюдают правила: родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения, работа с родителями должна быть целенаправленной, систематической, – готовы поделиться опытом работы.

  1. Выступление классных руководителей по обмену опытом работы с родителями (Гладышева И.А., Павлова Л.А.).
  1. Деловая игра. Ведущий – педагог-психолог Черных Н.А. Работа в группах. Работа экспертной группы. Поэтапное выполнение следующих заданий:
  • Обсуждение и поиск выхода из кризисной ситуации во взаимодействии “ученик – учитель – родитель”:
    а) анализ ситуаций, связанных со структурой семьи. Просветительская работа с семьями (неполными, повторного брака, многодетными; их особенности);
    б) анализ ситуаций, связанных с учебной деятельностью.
  • Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся (использование мозгового штурма).
  • Составление краткого плана подготовки к родительскому собранию.
  • Составление плана коллективных творческих дел с родителями.
  • Эксперты комментируют предложения, высказанные группами в ходе деловой игры.
  • Обсуждение и принятие решения заседания педагогического совета.

Деловая игра. Работа в группах.

  1. Обсуждение и поиск выхода из кризисной ситуации во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель”.

Притча “Пророк и длинные ложки” (восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь .“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.

Психолог. “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.

Анализ ситуаций, связанных со структурой семьи

Ситуация 1. Коля, 15 лет, учится в девятом классе. Живет с мамой. Родители развелись 9 лет назад. После развода мама всегда говорила ему : “Мы теперь одни, ты мужчина в семье”. Учится Коля на “3” и “4”. С начала девятого класса мальчик вечерами подрабатывает в автомастерской, куда устроил его мамин знакомый. Деньги отдает матери . Давно хочет компьютер, но возможности купить его у мамы нет. Отец вот уже несколько лет уклоняется от выплаты алиментов. С мамой они решили, что он будет копить на компьютер, зарабатывая в автомастерской.

Коля ведет себя самостоятельно, а тут недавно заявил маме, что после девятого класса собирается уехать в другой город к бабушке для поступления в техникум. Бабушка живет с дедом, они готовы его принять и согласны на приезд Коли.

Мама пришла к классному руководителю с просьбой о помощи уговорить Колю от намерения уехать от нее. Личная жизнь у нее не устроена, да еще и его отъезд – она не знает что делать. Мама ждет помощи от школы.

  • Какие особенности семьи и воспитания сына вы заметили?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Ситуация 2. Мама 2 года назад стала жить гражданским браком с мужем. У дочери, Оли 12 лет, появился отчим. Три месяца назад у мамы и отчима родился ребенок. Мама пришла на классное собрание и узнала, что Оля стала прогуливать школу и хуже учиться. Она рассказала классному руководителю, что Оля очень изменилась за последнее время - стала уходить из дома, грубить, не помогает, сколько она не просила называть отчима папой – не называет. На вопрос учителя , а как вы готовили Олю к рождению брата, мама ответила, что никак и вообще Оля к этому отношения не имеет.

  • Дайте качественную оценку поведения мамы в данной ситуации.
  • Проанализируйте ошибки, допущенные ей.
  • Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Ситуация 3. Семья многодетная, четверо детей, младшему 1 год, старшему – 9лет. Папа работает на двух работах, мама не работает. Девятилетняя дочь Настя вот уже несколько дней приходит из школы со слезами , рассказывая маме, что одноклассники обзывают ее “бомжихой” за ее одежду и за то, что у нее нет мобильного телефона. Девочка одета чисто, но вещи на ней не новые. Настя отказывается идти в школу. Мама пришла к классному руководителю решительно разобраться с обидчиками дочери.

  • Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Обсуждение. Работа экспертной группы . Просветительская работа с семьями (неполными, повторного брака, многодетными; их особенности). Оформлена “Памяткой для педагога”.

Энергизатор – упражнение “Хор камчатского зоопарка”

Педагогам по группам раздаются задания звуками изобразить предложенных им животных, сначала отдельно группой , затем всем вместе хором, но каждый своего животного.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке, снятию напряжения, нахождению творческого решения, сплочению педагогического коллектива.

Анализ ситуаций, связанных с учебной деятельностью

Ситуация 1. Младшая школа. Мама мальчика, недовольная оценками сына, постоянно приходит к учителю для их обсуждения. Мальчик интеллектуально развит, но недостаточно внимательный, допускает недочеты, ошибки в классных работах. Успехи в учебе обычные. Мама хочет, чтобы мальчик был отличником.

  • Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения.
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения.

Ситуация 2. Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю.

Мама. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером.

Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.

  • Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Ситуация 3. Девятиклассник учится на “3” и “4”, любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку ответа.

Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестает готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие все, а он все равно ответит неправильно. В конце семестра, решает подросток, он сдаст зачет и получит свою “тройку”.

О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.

  • Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Упражнение “Слепые, немые и лидер”. 9 педагогов встают в шеренгу, выбирают “самого смелого” – лидера. Четверым завязываются глаза. Они могут говорить, но не могут видеть (слепые). Четверо могут видеть, но им не разрешается разговаривать (немые), и один участник зрячий и говорящий – он будет в данном случае лидером.

Психолог предлагает взяться всем за руки и “закручивает” шеренгу в спираль так, что один участник, стоявший в конце шеренги, оказывается в центре спирали, а второй концевой (лидер) – снаружи. Таким образом, вся группа превратилась в “узел”. Далее лидеру необходимо группу повести за собой , затем распутаться.

Рефлексия. Какие чувства и трудности испытывал каждый из участников? Как педагоги пришли к победе? Что помогло им выполнить задание? Что чувствовали наблюдатели, не участвующие в упражнении, относительно данного задания и его выполнения ?

Данное упражнение демонстрирует педагогам, что бывают разные ситуации, когда мы многое не видим, многое не можем сказать, но есть знания и умения – “лидер”,с помощью которого можно всегда “распутать” ситуацию, найти правильное решение.

Выход позитивный есть у нас всегда!
Просто постараться надо иногда!
Знания, умения пригодятся здесь!
Узел наш распутан - вот и выход есть!

  1. Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся (использование мозгового штурма).
  • Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
  • Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
  • Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
  • Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
  • Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
  • Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
  • Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
  1. Составление краткого плана подготовки к родительскому собранию.

Задания группам. Составьте план проведения родительского собрания по схеме:

  1. Цели и задачи.
  2. Краткое содержание собрания (план).
  3. Важные моменты, обуславливающие результативность собрания.

Темы:

  • Формирование у детей здорового образа жизни.
  • Как добиться чтобы ребенок советовался с вами?
  • Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности.

Обсуждение. Работа экспертной группы.

  1. Составление плана коллективных творческих дел с родителями.

Задания группам. Предложите интересную тему коллективного творческого дела с родителями и составьте план его проведения по схеме:

  1. Цели и задачи.
  2. Краткое содержание.
  3. Важные моменты, обуславливающие положительный результат дела. Обсуждение. Работа экспертной группы.

Энергизатор – упражнение при окончании педсовета. Назвать свое имя и сказать определение или фразу, начинающуюся на первую букву имени, о прошедшем педсовете. (Лариса- люкс; Светлана – свет в окне; Людмила – любопытно было; Наталья – ну, что же, неплохо; Светлана – супер; Оксана –очень хорошо; Майя- много хорошего и полезного; Елена – ели суп в раю здорово, притча понравилась ; Светлана – сколько интересного узнали! Спасибо!

Решение педагогического совета

  • Администрации и педагогическому коллективу школы в своей работе ориентироваться на “Правила педагогической этики работы с родителями”; в просветительской работе с семьей и консультировании руководствоваться “Памяткой педагогу”.
  • Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразия форм проведения родительских собраний, чаще использовать нетрадиционные формы.
  • Поделиться опытом работы с коллегами - провести тематические открытые родительские собрания.(Ответственные: Павлова Л.А., классный руководитель 11Б класса, Хижняк Е.М., классный руководитель 5А класса, Булдакова Н.Ю., классный руководитель 2Б класса).
  • Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.).
  • Возобновить работу родительского всеобуча (ответственная: педагог-психолог, руководитель социально-психологической службой Черных Н.А.).
  • Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям (младшая школа, среднее звено, старшая школа) (Ответственная: заместитель директора по ВР Капустина Е.А.).
  • Проведение в конце учебного года анкетирования родителей учащихся “Удовлетворенность учебным процессом и внеклассной деятельностью”. (Ответственная: педагог – психолог Бегун Е.В.)
  • Классным руководителям на родительских собраниях распространить практические советы и идеи, оформленные памяткой родителям “Мы вместе”.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Алексеева Л. Родительские собрания; если они нужны, то для чего II Директор школы. Спецвыпуск, № 2, 1997.
  2. Пособие “Педагогические советы” издательства “Учитель”, Волгоград. Выпуск 1, 2006 г.
  3. Е.Аникина, Е.Трофименко, Н.Бубчикова. Тренинг педагогического общения. Школьный психолог, № 7, 2008.
  4. Материалы курсов института повышения квалификации г. Петропавловска-Камчатского по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  5. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Автор-составитель С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 90 с.
  6. Александрова Е.А. Как сделать общение с родителями живым и предметным. – В журнале “Директор школы”, № 8, 2005, с. 81–85.
  7. Зиятова И.З., Ларина В.К. Диагностика взаимодействия семьи и школы. - В журнале “Директор школы”, № 9, 2007, с. 83–88.
  8. Зиятова И.З., Ларина В.К. Взаимодействие – это не конфронтация, а общие нормы и ценности. – В журнале “Директор школы”, № 1, 2008, с. 92–97.