Согласно Концепции модернизации современного образования, основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность ребенка в той или иной деятельности, формирование его активной жизненной позиции. Одной из наиболее значимых является социальная, межкультурная компетентность, развитию которой, наряду с решением целого ряда задач, стоящих перед современной школой, способствует иностранный язык. П.П. Блонский писал: “…ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”. Учитель должен и может обогатить это окружение и расширить диапазон средств, для познания мира ребенком. В сфере иноязычного образовательного пространства в настоящее время возникают новые обстоятельства, заставляющие практических работников школы искать наиболее эффективные способы и пути преодоления неизбежно появляющихся при этом противоречий. Во-первых, введение иностранного языка в качестве обязательного предмета со второго класса неизбежно влечет за собой переход на новую модель обучения со 2-го по 11-й класс, которая постепенно должна стать основной. Между тем, в настоящее время существуют серьезные проблемы в преемственности изучения английского языка между начальной и средней школой. Во-вторых, сейчас без должного внимания остались дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Практически отсутствуют учебники, в которых осуществляется преемственность в изучении английского языка между ДОУ и начальной школой. В старшей школе все более популярное и перспективное профильное обучение, в свою очередь, требует более уверенного перехода. От учителя для достижения новых целей требуется новый стиль работы и более высокий уровень понимания общих задач школы. У учителей же остается еще немало вопросов, требующих незамедлительного разрешения. Один из основных на текущий момент вопросов заключается в том, как по-новому строить работу в начальной школе, какой УМК для этой цели предпочтительнее и кто должен обучать младших школьников иностранному языку – учитель начальных классов, имеющий специализированную подготовку, или учитель-предметник, работающий в основной школе. С этой точки зрения достаточно привлекательным является опыт учителей иностранного языка средней школы №41 города Белгорода. В нашей школе, с учащимися младших, классов работают учителя-предметники. Такой подход имеет свои преимущества. Профессионалу-учителю иностранного языка легче в этом случае осуществить выбор тактики и стратегии обучения иностранному языку на протяжении всех десяти лет, имея в виду все сильные и слабые стороны учебных пособий для среднего и старшего звеньев обучения (ведь не секрет, что пока идеальных УМК не существует) и осуществлять тем самым принцип преемственности обучения на протяжении всего цикла. С другой стороны, мера эта вынужденная. С младшими школьниками, безусловно, должен работать специалист, знающий все психологические и психофизиологические особенности детей этого возраста. С учетом резко возросшей востребованности этой образовательной услуги можно только приветствовать намерение правительства РФ и министерства образования и науки начать подготовку будущих учителей начальных классов, владеющих иностранным языком как “одним из структурных компонентов труда учителя начальных классов” [*]. Жаль только, что “до настоящего времени наблюдается несоответствие между целями развития разговорной речи на уроке иностранного языка и уровнем профессиональной компетенции будущего учителя в развитии разговорной речи учащихся начальной школы” [*]. Профессиональная компетенция учителя, обучающего иностранному языку младших школьников, не должна оставлять ни малейших сомнений, тем более, что именно на начальном этапе обучения закладываются все базовые умения и навыки. Это, пожалуй, один из самых, если не самый ответственный этап в работе учителя иностранного языка. Хочется выразить надежду на то, что планируемая подготовка учителей начальных классов со второй профессией будет продуманной и добротной. Говоря об обучении иностранному языку, нельзя упускать из виду развивающий и познавательный аспекты иноязычной культуры. В нашей школе на начальной ступени эти два аспекта являются объектами самого пристального внимания. У учащихся к концу первого года обучения должен быть сформирован устойчивый интерес и мотивация к дальнейшему изучению предмета “иностранный язык”. (Подробнее об опыте работы учителей школы в этом направлении см. статьи “Некоторые аспекты обучения английскому языку учащихся младших классов общеобразовательной школы” и “Обобщающий урок английского языка во 2-м классе”, опубликованные Фестивалем педагогических идей “Открытый урок” в 2004-2005 учебном году).
Одним из мотивирующих и воспитательных моментов для учителя является информационный курс (сообщение страноведческой информации), часто находящийся в интеграции с другими предметами. Сообщение интересной, необычной информации привлекает внимание учащихся к самому процессу овладения языком, обеспечивает расширение кругозора параллельно с принятием разных позиций. Владение иностранным языком является одним из эффективных средств культурного диалога. Приглашение коренных американцев или англичан не всегда доступно на уроках английского языка, но в своей работе можно широко использовать неадаптированный материал: музыку, журналы и книги, видео. Такие материалы подбираются в соответствии с интересами и потребностями детей, но в то же время со слегка завышенным уровнем сложности, требующим от них активной мыслительной деятельности (см. статью “Разработка открытого урока в 11 классе по теме “Choosing a Profession” с использованием аутентичного материала Оксфордского курса Headway” Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2007-2008 учебного года). Умелое использование активных форм учебной деятельности учащихся в их оптимальном сочетании имеет решающее значение в повышении потенциальных возможностей обучающихся, пробуждают интерес у школьников и вызывают желание учиться. На уроках в старших классах с целью поддержания интереса к иностранному языку и развития творческих способностей учащихся очень целесообразно, на наш взгляд, проводить целенаправленную работу по использованию английской песни в качестве предмета исследования аутентичного учебного текста. Прослушивание песен популярных в молодежной аудитории современных исполнительских групп вызывает у школьников мотивацию к изучению английского языка. Значительный эффект дает работа по изучению английской классической музыки таких композиторов, как Генри Персл, Бенжамин Бриттен и др. Она создает не только положительный эмоциональный настрой, но и обогащает учащихся эстетически, приобщая их к высокой классике, а в конечном итоге, способствует повышению интереса к стране изучаемого языка и развитию творческих способностей
Огромная роль в решении задач познавательного аспекта принадлежит внеклассной работе. Внеклассная работа помогает поддерживать интерес, развивать и углублять навыки и умения, будить творческую фантазию детей, стимулировать их творческую активность, ведь каждое внеклассное мероприятие это, во-первых, подготовка и ожидание, а во-вторых, и это *главное, общение. В нашей школе интернациональное воспитание осуществляется на основе принципа содружества наций, поскольку здесь существует исключительное понимание того, что главной целью познавательного (социокультурного) аспекта является духовное совершенствование учащихся на базе новой культуры в ее диалоге с родной культурой. Одной из главных задач как первых лет обучения, так и работы учителей на всех последующих ступенях для нас является воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре и более глубокое осознание своей родной культуры. Воспитательным воздействием, прежде всего, обладает окружение. Не случайно в последнее время так много говорят о расширении образовательного пространства. Для решения поставленной задачи следует выстраивать пространство исходя из предоставляемых возможностей, способностей и необходимости, и не только на “физическом” уровне, как чаще его понимают. Особое внимание уделяется воспитанию чувства взаимопомощи, вежливости и доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к другому мнению, воспитанию способности к сопереживанию и сочувствию. В процессе обучения ученики должны прийти к выводу, что другой не значит плохой. Это означает, во-первых, готовность сделать шаг навстречу, существовать и жить в едином поле. Во-вторых, это состояние “открытости” к восприятию всего нового, необычного: другой реальности, других вещей, другого человека и культуры. В своем становлении ребенок непременно проходит ряд этапов: от осознания себя самого (кто я?), восприятия мира вещей, его окружающих, мира людей, мира идей. Важно не пропустить тот момент, когда ваш ученик готов к восприятию нового. И роль учителя здесь – быть посредником и интерпретатором, а затем и партнером. На это направлена вся широкомасштабная внеклассная работа, проводимая в нашей школе. Как показывает опыт, межкультурная коммуникация реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе подготовки к ней значительное место отводится родной национальной культуре. Только пережив родную культуру в живой ее соотнесенности с культурами стран изучаемых языков, научившись представлять ее хотя бы в элементарной форме на иностранном языке, ученик сможет ощущать себя способным к участию в реальной межкультурной коммуникации. Наша школа является школой эстетической направленности с обязательным преподаванием ряда предметов эстетического цикла, и аспектов национальной народной культуры в частности, на всех ступенях обучения, а наши ансамбли народного танца “Славица” и народной песни “Калинушка” на протяжении многих лет неизменно являются победителями и лауреатами многочисленных городских, региональных и Всероссийских фестивалей и конкурсов народного творчества. Учителя иностранного языка со своей стороны, вносят вклад в подготовку учащихся к межкультурному диалогу со своими зарубежными сверстниками, знакомя их с культурой стран изучаемого языка и обучая, в то же время, представлять свою родную культуру, рассказывать о своей жизни в школе, семье, стране. Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется во внеклассной работе аутентичным материалам этнического характера, в частности, музыкальному фольклору народов стран изучаемого языка. Наша практика показала, что учащимся интересен этот аспект национальной культуры, они с удовольствием участвуют в проектно-исследовательской работе по этой тематике, воплощая результаты своих исследований в проектах и творческой деятельности в ходе своеобразных лекций-концертов. Чтобы в некоторой степени восполнить этот пробел, мы предлагаем вниманию коллег описание одного из внеклассных мероприятий, посвященного американскому фольклору в статье “Этническая музыка как фактор стимулирования творческой активности и воспитания толерантности в контексте диалога культур” (Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2007/2008 учебного года).
Литература: Н.В. Акинина. Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Журнал “Начальная школа” №3/2002, с.97-102.