Уроки волшебного слова. Использование сказки в коррекционной и развивающей работе практичекого психолога

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: сказка, коррекционная работа, коррекционно-развивающая работа, психологическая игра


Испокон веков сказка у любого народа оказывала неоценимую помощь в воспитании, нравственном и эстетическом, и развитии детей. Особую радость, неподдельный интерес испытывают дети младшего школьного возраста при общении с таинственным миром волшебной сказки. Поэтому целесообразно использовать сказочный материал в психолого-педагогической практике.

Использование в педагогической практике литературно-психологических блоков, включение их в коррекционную, развивающую работу психолога, способствует развитию творческого мышления, воображения, восприятия, речи, межличностных взаимоотношений, моторики движении рук и тела, мимики лица, артистических способностей, а также помогают социальной адаптации детей с проблемами в развитии, раскрытию прогоностических способностей ребенка.

Как строится работа такого блока?

В своей практике мы использовали несколько вариантов работы со сказкой.

1. Использование сказки для развития речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.

Подбирается сказка, соответствующая возрасту учащегося коррекционной школы-интерната, школьной программе, желательно короткая, чтобы можно было прочесть её один раз, распределить роли, инсценировать по ролям, и нарисовать понравившихся героев. Если сказка короткая, всю работу можно проделать в течение одного занятия.

Детям можно предложить различные роли, главное, чтобы вся группа была занята в инсценировке. При обсуждении ролей рассматриваются положительные и отрицательные стороны действующих лиц, прогнозируется и планируется развитие действия по ходу инсценировки, и что может случиться впоследствии с героями этой сказки.

На этапе инсценировки сказки ведущий может подсказывать, кому из героев вступать в действие, если они забыли последовательность сюжетной линии или слова, выполняет роль суфлера. В другом случае, дети сами могут импровизировать, по ходу действия вносить коррективы в сюжет, подсказывать друг другу, кто за кем вступает в игру. Инсценирование проходит без репетиции, прямо по ходу занятия.

Этап рисования понравившихся героев сказки или запомнившихся моментов из сказки заканчивается демонстрацией детьми своих рисунков, сопровождающейся краткой информацией (рассказом) ребенка о том, кого (что) он нарисовал и почему. Занятие заканчивается обсуждением рисунков.

Работа в этом блоке носит творческий характер, дети с удовольствием слушают сказку, предполагают заранее, кого они хотели бы сыграть и закрепляют свои ощущения в рисунках.

Начинать первые занятия блока лучше с короткой и знакомой сказки ("Три медведя", "Колобок" и др.), чтобы выполнить в течение одного занятия все этапы блока. Когда сказка длинная, два этапа можно выполнить на одном занятии (чтение сказки и распределение ролей), а инсценировку и выполнение рисунков – на другом.

2. Использование сказки для развития пространственных представлений, умения сравнивать и анализировать, устанавливать последовательность действий, событий, причинно-следственные связи.

Включение сказки в коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками коррекционной школы-интерната активизирует интерес и мотивацию учащихся к участию в проводимых занятиях, способствует развитию основных приемов мыслительной деятельности: анализ, группировка, структурирование, запоминание, сохранение, воспроизведение, последовательность. Для такой работы подходят сказки типа "Репка", "Теремок", "Телефон" (К. Чуковский), "Гуси-лебеди" и др.

Как в этом случае можно построить работу со сказкой?

Ведущий читает сказку. По ходу чтения выбираются действующие лица, которым выдаются карточки с названиями действующих героев. После прочтения сказки учащимся предлагается задание – определить свое место в цепочке действующих героев. Обучающиеся выбирают свое место, называют, кто находится "справа" – "слева", кто первый, второй, третий… по счету, кто находится "рядом", "между", "около" и т.д.

З. Замещение содержания сказки знаковыми изображениями.

На материале сказок учащиеся легко выстраивают условные изображения и используют их как опоры для запоминания сюжета, последовательности деятельности героев сказки, учатся составлять алгоритм обработки материала.

Работа со сказкой в этом случае строится следующим образом.

Ведущий читает сказку, например, "Бобовое зернышко":

"Жили-были петушок и курочка, (Как, ребята, мы можем обозначить петушка? – Буквой "П". А курочку? - Буквой "К". Заносим обозначения в тетрадь.) Дружно жили, не тужили, дружбой дорожили, во всем друг другу помогали и горя не знали. Как-то раз рылся петушок у плетня и вырыл большое бобовое зернышко. (Ребята, что такое бобы? Как можно обозначить бобовое зернышко? Нарисовали). "Ко-ко-ко! Скушай, курочка, бобовое зернышко!" – "Ко-ко-ко! Съешь лучше сам!"

Склевал петушок большое—пребольшое бобовое зернышко и подавился! (Как мы обозначим, что петушок подавился? Обведем букву "П" в кружочек) Еле-еле дышит, глаза выпучил и зовет на помощь курочку: "Ко-ко-ко! Сходи, курочка,, скорей к речке, попроси у ней водицу – надо мне напиться! Подавился я бобовым зернышком – сил моих нет!"

Побежала курочка к речке и просит: “Речка, речка, дай мне водицы, петушку напиться! Подавился он бобовым зернышком, еле дышит!" (Как мы обозначим речку? – Нарисуем две волны.) А речка ей и отвечает: “А ты сходи к липке, попроси у неё зеленый листочек, принеси мне, тогда так и быть – дам тебе водицы!" (Рисуем листок)

Побежала курочка к липке: "Липка, дай зеленый листочек! Отнесу его к речке, а она даст водицы петушку напиться – подавился он бобовым зернышком – еле дышит!" Отвечает липка: “А ты сходи к девушке, попроси для меня красивую ленту, тогда дам тебе зеленый листочек!"

(Ребята, как вы думаете, кого мы сейчас будем отмечать знаком? Правильно, девушку с лентой. Как можно её обозначить? Схематичное изображение человека)

Побежала курочка дальше: "Девушка, дай ленту! Отнесу её липке, липка даст зеленый листочек, отнесу его речке, а речка даст водицы петушку напиться – подавился он бобовым зернышком!" А девушка отвечает: "А ты сходи к купцам, попроси у них для меня красивый гребень!" (Что курочка попросит у купцов? Гребень. На какую букву он похож? Давайте нарисуем гребень)

Прибежала курочка к купцам: "Дайте мне красивый гребень! (Дальше перечисления производят сами дети, ориентируясь на записанные на доске и в тетради символы). Я дам его девушке, она даст ленту для липки, липка даст зеленый листочек, отнесу его речке, а та даст водицы петушку напиться – подавился он бобовым зернышком!"

- "А ты сходи к кузнецам, попроси нам гвоздей!" (Нарисуем гвоздь. Он похож на букву Т. Что еще делают кузнецы?)

Побежала курочка в кузницу: "Дайте мне гвоздей для купцов! (Далее в обратном порядке дети перечисляют, кто что передает). Они дадут гребень девушке, а она – ленту липке, а та – зеленый листочек для речки, и возьму я водицы петушку напиться – он подавился бобовым зернышком!" – "А ты сходи прежде к пекарям, попроси нам калачей!" (Ребята, кто такие пекари? Что они пекут? Значит, нарисуем калач)

Прибегает курочка в пекарню: "Дайте мне калачей для кузнецов! Они дадут гвоздей для купцов, а те – гребень девушке, она даст ленту липке, та – зеленый лист речке, и наберу я водицы петушку напиться – он подавился зернышком!" (Дети все перечисляют сами)

- "А сходи-ка к сапожникам, попроси нам сапоги!" (Ребята, что делает сапожник? Как мы обозначим сапожников? Рисуем сапог)

Сапожники говорят:

- Сходи к дровосекам (рисуем полено), пусть нам дров дадут. Пошла курочка к дровосекам:

- Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова сапожникам, сапожники дадут сапоги, сапоги отнесу пекарям – пекари дадут калачей, калачи отнесу купцам – купцы дадут гребень, гребень отнесу девушке – девушка даст ленту, ленту отнесу липке – липка даст листок, листок отнесу речке – речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком. (Ребята уже сами все перечисляют)

Дровосеки дали курочке дров.

Отнесла курочка дрова сапожникам, сапожники дали ей сапоги, сапоги отнесла пекарям – пекари дали калачей, калачи отнесла купцам – купцы дали гребень, гребень отнесла девушке – девушка дала ленту, ленту отнесла липке – липка дала листок, листок отнесла речке – речка дала водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком. (Ребята сами все перечисляют)

Петушок напился, и проскочило зернышко.

Запел петушок:

- Ку-ка-ре-куу! "

В результате на доске и в тетрадях учащихся появляется цепочка символов (Приложение № 1), по которым легко можно воспроизвести содержание сказки.

4. Изображение героев, эпизодов прочитанной сказки с помощью мимики, жестов, известных поз, повадок, движений.

Воспитанникам коррекционной школы-интерната VIII вида свойственна неразвитость эмоций, их отличает неумение выражать свои чувства и узнавать чужие.

Использование приемов пантомимы и психогимнастики на занятиях со сказкой развивает и эмоциональную, и познавательную, и поведенческую сферу ребенка с умственной отсталостью, способствует развитию моторики рук и тела, ловкости, навыков выражения эмоций и управления ими.

Список литературы

Бобовое зернышко (по мотивам русской сказки). – М.: ООО “Валдай-М”, 1996.