Мастер-класс "Интеграция знаний в области естественных наук"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Показать значение интеграции в преподавании естественных наук для современных школьников.
  2. Познакомить участников мастер-класса с практической деятельностью учащихся в процессе изучения Южных материков земного шара: показать влияние климатических условий на распространение природных зон, растительного и животного мира материков Африка, Австралия и Южная Америка.

План:

  1. Вступление
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4. Подведение итогов мастер - класса

1. Вступление

Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: “Интеграция знаний в области естественных наук”.

В наши дни проблема интеграции приобрела особенно актуальное звучание в связи с введением профильного обучения, а также в связи с обсуждением вопроса о возможности введения в школе интегрированных курсов, в частности естествознания.

Кроме того, все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Т.о. одним из приоритетных направлений в преподавании предметов естественно-географического цикла является интегрированный подход.

- Для более близкого знакомства друг с другом, для того чтобы было интереснее работать, мы предлагаем разделиться вам на три группы, в зависимости от того, в какое время года вы родились (каждое время года обозначается соответствующим цветом):

зима – белый

весна – осень – желтый

лето – зеленый

- Мы предлагаем каждой группе нарисовать творческий портрет своей группы, который ассоциируется с образом, и связать, конечно, с образовательной идеей. Свой проект надо представить.

(Защита проектов)

Наши ожидания от совместной творческой работы:

  1. Познакомиться с опытом других учителей.
  2. Узнать новое.
  3. Увидеть интересные методические приемы.
  4. Пообщаться с коллегами.
  5. Приятно провести время.
  6. Обменяться опытом.
  7. Приобрести методические разработки.

Правила проведения мастер-класса.

  1. Не перебивать друг друга.
  2. Смело высказывать свои мысли.
  3. Говорить от своего имени.
  4. Активно работать.
  5. Уважать мнение другого.

2. Теоретическая часть.

Интеграция – создание целостного единства, образованного из множества элементов и обладающего новым качеством. Интеграция означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма, в целое, а также процесс ведущий к такому состоянию.

Интеграция означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

География, химия, биология сейчас имеют не только естественно-научный характер, они не просто дают естественных научных знаний, а способствуют воспитанию образованного человека. Если обратиться к высказыванию Альберта Энштейна “Образование – это то, что остается, если забыть все, чему учили в школе”, то можно сделать вывод, что естественные науки действительно дают образование, поскольку эти науки стали дисциплинами, формирующими мировоззрение, гармонично вписывающими человека в окружающую среду, прививающими экологическое мышление и способствующие повышению нравственного уровня. Традиционные методики преподавания этих дисциплин в современных условиях должны подвергнуться обновлению, один из путей которого интеграция преподавания естественных наук, в том числе с применением современных информационных технологий.

Обычно в школе преподавание естественнонаучных дисциплин ведется таким образом, что изучаемые курсы не согласованы друг с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки неразрывны, так как изучают (каждая своим методом) практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.

Очевидно, для этого надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, (такие, как географические условия и роль изучаемых объектов во Вселенной с позиций науки астрономии).

Следующий этап - сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные.

Реализация интеграции (что это дает).

  1. Системность знаний.
  2. Знания становятся обобщенными, умения и знания способствуют комплексному применению, синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого перехода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
  3. Усиливается мировоззренческая направленность.
  4. Более эффективно формируются убеждения и формируется всестороннее развитие личности в области естественных наук, что является базой гуманитарной надстройки.
  5. Способствует оптимизации и интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, которое обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

3. Практическая часть.

1. Раздать группам очертания материков (Ю.Америка, Африка, Австралия), рисунки с изображениями животных и растительного мира; атласы; учебники. Составить коллаж, используя раздаточный материал, в котором отобразить следующие моменты:

1) природные зоны материка;

2) какие климатические пояса характерны для материка;

3) распространение животных и растений на материке;

4) сделать вывод в группе “Как влияют климатические условия данного материка на расположение природных зон, на распределение животного и растительного мира?

5) идет защита каждой группой своего проекта; остальные группы выискивают положительные моменты в работе группы.

6) Что общего у всех изучаемых южных материков в рассматриваемых параметрах?

4. Итак, оправдались ли наши ожидания? (Подведение итогов)