Цели и задачи:
- Закрепить знания детей о признаках весны с учетом климатических условий.
- Обогащение словарного запаса по теме “Весна”.
- Стимулирование слуховой памяти, внимания зрительного и слухового восприятия, пространственно-образного мышления.
- Воспитание эстетических чувств.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1) Цель: развитие логики закрепления программного материала.
Для определения темы нашего занятия нам необходимо выполнить следующее задание.
Разделите слово на 2 группы (живая, не живая природа).
На доске вывешены:

По первым буквам слов относящихся к живой
природе, составить слово, которое будет
обозначать тему нашего занятия
.
(На доске появляется название темы занятия и вывешивается картина Приложение 1, которая дополняется элементами в ходе занятия)
2) Цель: развитие наблюдательности, интересу к окружающему миру. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
С чего начинается весна?
Назвать самые первые признаки весны.
(Признаки весны вывешиваются на доску)
= А какая из этих примет самая главная, важная, первая?
= От какой приметы зависят все остальные? (солнце)
(На доску вывешиваем изображение солнца. К концу занятия на доске получится картина весны, собранная из элементов в единое целое.)
Вывод: Мы назвали первые признаки весны, которые происходят в неживой природе. И все это происходит благодаря солнышку.
Солнце поднимается выше, отсюда день становится длиннее, светлее, теплее.
3) Цель: Обогащение и развитие словаря.
а) “Продолжи фразу” (сравнение)
|
б) Солнце что делает?
(греет, светит, радует,
блестит, улыбается, сияет).
в) Составьте красивое предложение про солнышко.
4) а) Цель: развитие логического мышления.
Отгадайте загадку.
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий! (небо)
б) Цель: расширение и обогащение словаря прилагательными.
Какое бывает небо?
(серое, низкое, голубое, высокое, синее)
А какое небо весной?
(безоблачное, чистое, голубое, ясное, высокое)
в) Составьте красивое предложение про небо.
5) а) Цель: Развитие техники чтения, смысловой догадки.
(На доску вывешивается плакат с текстом. В тексте вставить пропущенные слова. Чтение “цепочкой”)
Наступает весна. День начинает заметно
прибывать. С каждым днем
греет все сильнее и светит
все ярче. На крышах домов сверкают
. Днем
каждый может послушать их песенку.
Это
начинает мало-помалу таять оседать и чернеть...
Дороги раскисли. На припеке появляются первые ![]()
По ложбинкам побежали, забулькали
.
6) Цель: Уточнение и обогащение словаря.
а) Назовите “весенние” слова.
(изображение вывешивается на доску для создания картины).
Что делает сосулька?

(Слова на плакате прочитываем хором).
Составьте свое предложение про сосульку.
б) ![]()
Какой он весной?

Составьте предложение про снег.
в)
-
какие они?
![]()
Что делают?

Составьте красивое предложение про ручейки.
6. Цель: Развитие образного представления, слухового внимания.
Весна в полном разгаре. И все ждут событие, которое происходит только весной.
Как думаете, что это?
- (показ иллюстрации). ![]()
Рассказ учителя (для лучшего представления дети слушают закрытыми глазами).
Ручейки сбегаются с земли в реки и озера. Скоро и лед на реках уступает влиянию лучей солнца, по берегам рек появляются большие полыньи. Пройдет немного времени и весь лед подымется прибывающей водой, почернеет, начнет ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек называется наводнением или половодьем.
У нас ледоход бывает в мае, может быть в июне. Это явление вы можете пронаблюдать вместе с родителями на реке Печоре.
7. Цель: развитие слуховой памяти, внимания.
= Послушайте стихотворение и определите, в каком стихотворении начало весны, а где ее продолжение.
1) “Март” А. Кондратьев.
Весна не за горами,
А прямо перед нами:
Ты чувствуешь ее тепло?
Сегодня в полдень припекло
От солнца, от веселья,
Сугробы вдруг осели!
И первый радостный ручей,
Зовет издалека грачей!
А снеговик от смеха,
Как на коньках поехал!
Ну как, согласен ты со мной,
Что пахнет снег сейчас весной.
2) А. Толстой.
Вот уже снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Вывод: В первом отрывке еще достаточно много снега, а во втором – тает уже последний снег. Просыпается живая природа от зимнего сна.
8. Цель: развитие техники чтения, установка причинно-следственных связей, развитие слухового внимания.
Выбери правильный ответ (на доске вывешен плакат).
а)
| Солнышко пригрело и ... | некоторые бабочки, жуки забиваются в норки, щели, под кору деревьев появились бабочки, мухи, жуки |
Вывод: Вы наблюдали, что как только пригрело солнышко между рамами окон, просыпаются мухи, а немного погодя и др. насекомые.
Прослушиваем звукозапись “Пчела”.
Какие насекомые?
(пестрые, нарядные, трудолюбивые)
Что делают?
(перелетают, порхают, собирают)
Составьте предложения про насекомых.
б)
| Весной птицы... |
|
Звукозапись “Дикие гуси”.
Вывод: Весной птицы возвращаются обратно в родные края. У нас самые первые возвращаются пуночки (из семейства воробьиных). За ними прилетают лебеди, чайки, гуси. Самыми последними прилетают утки.
(показ иллюстраций птиц, которые прилетают весной в НАО Приложение 2)
9. Цель: Развитие мышления.
Дикие животные (серия картинок на доске)
волк, белка, еж, заяц,
ласка, горностай, барсук,
медведь, лиса, песец.
Разбейте животных на группы, у которых происходят одинаковые изменения в весенний период.
Вывод: Просыпаются – еж, медведь, барсук.
смена окраски (чтобы быть менее заметным) белка, заяц, ласка, горностай.
линька (меняют густую теплую шубку, на более легкую) – волк, лиса, песец.
10.а) Цель: Развитие техники чтения, зрительного восприятия.
Растения
Прочитать. Назвать одним словом (вывешиваем плакат Приложение3)
Прочитываем слова, показываем иллюстрации цветов.
Что объединяет эти цветы?
(первоцветы)
б) Цель: Сообщение дополнительных знаний о своем крае.
Самые первые у нас цветут одуванчики, селезеночек.
Мать и мачеха – встречается на юге округа.
Из деревьев – ива, ольха, береза.
Берегите первые цветы. Нельзя их брать и топтать.
(показ иллюстраций первоцветов в НАО Приложение 4)
11. Цель: Обобщение по теме:
а) Мы создали картинку весны.
Какая у нас получилась весна?
(Плакат на доске. Читаем хором.)
б) Работа по созданной картине (с опорой на слова) Приложение 5
Обобщение учителя.
Начало весны – начало новой жизни. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна. С приходом весны все оживает вокруг.
Трескается лед на реке. Журчат ручейки. Лопаются почки. Распускаются листочки. Повсюду слышится пение птиц.
Весна у нас проходит мгновенно. Начинается в мае, заканчивается в середине июня. Но мы всегда ее ждем!
