Программа учебного курса “Развитие мелкой моторики” предназначена для коррекционных занятий в классах IV вида с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
- Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
- Формирование навыков исполнительского мастерства.
- Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Программа учебного курса рассчитана на два часа в неделю. Занятия проводятся в группах (2 – 4 человека) по 20 минут и предполагают использование следующих форм:
- беседа
- экскурсия
- дидактическая игра
- ролевая игра
- физические упражнения
- коллективное творчество
- анкетирование
- индивидуальная корректировка действий.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- оригами
- лепка
- аппликация
- графические упражнения
- игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
- Овладение нормами этики поведения.
Учебно-тематический план.
1 класс – 64 часа
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 4 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 10 ч |
3 | Оригами | 8 ч |
4 | Лепка | 8 ч |
5 | Аппликация | 8 ч |
6 | Графические упражнения | 11 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 15 ч |
Учебно-тематический план.
2 класс – 66 часов
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 4 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 10 ч |
3 | Оригами | 10 ч |
4 | Лепка | 8 ч |
5 | Аппликация | 7 ч |
6 | Графические упражнения | 12 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 15 ч |
Учебно-тематический план.
3 класс – 66 часов
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 4 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 8 ч |
3 | Оригами | 11 ч |
4 | Лепка | 10 ч |
5 | Аппликация | 7 ч |
6 | Графические упражнения | 11 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 15 ч |
Учебно-тематический план.
4 класс – 66 часов
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 4 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 8 ч |
3 | Оригами | 12 ч |
4 | Лепка | 8 ч |
5 | Аппликация | 8 ч |
6 | Графические упражнения | 11 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 15 ч |
Содержание курса.
Первый год обучения.
- Пальчиковая гимнастика 10 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
- Оригами 8 ч.
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Лепка 8 ч.
Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 8 ч.
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Графические упражнения 11 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
- Игры и действия с предметами 15 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Второй год обучения.
- Пальчиковая гимнастика 10 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
- Оригами 10 ч.
История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Лепка 8 ч.
Приемы работы различными инструментами. Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. Лепка по образцу. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 7 ч.
Понятия предметная, сюжетная, орнаментная аппликация. Знакомство с различными видами аппликаций (многофигурная, объемная, плоскостная). Понятия монохромная (одноцветная) и полихромная (многоцветная) аппликация, их отличия в графичности или многоцветии красочности. Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Графические упражнения 12 ч.
Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты.
- Игры и действия с предметами 15 ч.
Нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.
Третий год обучения.
- Пальчиковая гимнастика 8 ч.
Сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук; теневой театр; игра “Говорящие пальчики”.
- Оригами 11 ч.
Основные приемы складывания (пополам, в несколько раз, в определенной последовательности). Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Лепка 10 ч.
Деление большого куска материала на равные и неравные части; лепка основных форм (шар, цилиндр, куб, диск); комбинирование различных форм в изделии; способы декорирования изделий. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 8 ч.
Алгоритм выполнения аппликации (выбор сюжета; вырезание деталей; выбор фона; расположение и наклеивание деталей на фоне; окантовка работы). Аппликация с использованием комочков бумаги для придания объема. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Графические упражнения 11 ч.
Графические диктанты; построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами.
- Игры и действия с предметами 15 ч.
Нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек крючком; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.
Четвертый год обучения.
- Пальчиковая гимнастика 8 ч.
Сжимание – разжимание пальцев, кулачков; разминка согнутых пальцев; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук; теневой театр; игра “Говорящие пальчики”; использование элементов кинезиологической гимнастики.
- Оригами 12 ч.
Изготовление поделок, используя несколько квадратов различной величины. Соединение деталей склеиванием, путем надрезания и продевания деталей в надрезы. Составление сложных композиций из поделок, выполненных в технике оригами. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Лепка 8 ч.
Лепка с натуры, по образцу, по замыслу. Использование приемов “вытягивание” и “прищипывание”. Передача перехода одной формы в другую, путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема. Дополнение изделия деталями, усиливающими образ (природный материал, пробки и т.д.), роспись готовых изделий. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 8 ч.
Аппликация из различных материалов (ткань, бумага, природный материал), особенности работы с этими материалами. Понятие “мозаика”, виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без); изготовление мозаики, используя для этого технику аппликации. Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем.
- Графические упражнения 11 ч.
Графические диктанты; построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной, лабиринты); работа с трафаретами.
- Игры и действия с предметами 15 ч.
Пришивание пуговиц; вязание крючком; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
- виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- понятие “оригами”, “шаблон”;
- виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- основные правила склеивания;
должны уметь:
- применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- применять простейшие приемы лепки (вытягивание из целого куска);
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
- работать с трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
К концу второго года обучения дети
должны знать:
- виды аппликаций (предметная, сюжетная, орнаментная, многофигурная, объемная, плоскостная);
- характерные особенности аппликации в технике “вырывание”;
- виды штриховки (простая и комбинированная);
- виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
- понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
должны уметь:
- изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
- выполнять аппликации в технике “вырывание”;
- плести косички из ниток;
- выполнять шнуровку.
К концу третьего года обучения дети
должны знать:
- понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;
- алгоритм выполнения аппликации;
- характерные особенности аппликации в технике “комочки”;
- понятие “координата точки”;
- способы декорирования изделий (прорисовка, окантовка, вдавливание);
должны уметь:
- применять приемы складывания бумаги (в несколько раз, по диагонали, наискосок, в определенной последовательности);
- вырезать симметричные детали;
- лепить шар, цилиндр, диск, куб;
- строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;
- писать графические диктанты;
- плести косички крючком;
- декорировать изделия путем прорисовки, окантовки, вдавливания.
К концу четвертого года обучения
должны знать:
- понятия “мозаика”;
- виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
- правила выполнения мозаики;
- эстетические требования к оформлению работ;
- основные правила заготовления и сушки природных материалов;
- способы декорирования изделий деталями, усиливающими образ;
должны уметь:
- применять приемы складывания бумаги (надрезание и продевание деталей в надрезы)”
- применять приемы лепки: вытягивание, прищипывание;
- декорировать изделия деталями, усиливающими образ (природные материалы, вторичное сырье, роспись);
- выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы).
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
- различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
- различные виды ткани;
- картон;
- соленое тесто (соль, мука);
- пластилин;
- природные материалы;
- вторичное сырье;
- фольга;
- клей ПВА;
- нитки;
- пуговицы.
Оборудование:
- баночки для воды;
- крупа мелкая и крупная;
- счетные палочки;
- бусы;
- ленты;
- шнурки;
- строительный материал;
- шаблоны;
- салфетки;
- образцы готовых изделий;
- массажные мячи;
Инструменты:
- ножницы;
- линейка”
- стеки;
- кисточки;
- карандаши, фломастеры, краски;
- скалка;
- гладилка;
- иголки;
- крючок;
- циркуль;
- трафареты.
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- муляжи;
- игрушки;
- мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
- конструктор;
- набор геометрических тел;
- коллекции бумаги, картона, ткани;
- образцы штриховок.
Дидактические материалы:
- детская художественная литература;
- памятки по технике безопасности;
- тексты песен и потешек;
- образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки);
- диагностические задания.
Библиографический список.
- Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
- Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
- Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
- Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
- Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
- Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
- Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
- Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
- Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
- Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
- Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.