Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в рамках курса Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла"

Разделы: Начальная школа


Большое влияние на результат образования оказывает развитие творческих способностей обучающихся, которое обеспечивает становление ребенка как субъекта образовательного процесса.

Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит банальности, шаблону, разрушению, оно наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в познании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Истинное творчество невозможно без длительного, упорного, нелегкого труда, без глубокого познания того, что создано предшествующими поколениями.

Творчество проявляется в различных областях: изобразительно-художественной, музыкальной, технической, спортивной, театральной, литературной и т. д. Область литературы обладает широкими возможностями творческого обогащения личности ребенка.

На наш взгляд, одним из учебных предметов, развивающим творческий потенциал обучающихся, обеспечивающим становление ребенка как субъекта образовательного процесса, является курс Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской “Литература как предмет эстетического цикла”.

Цель данного курса - воспитание эстетически развитого читателя, способного не только вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и адекватно понимать авторский замысел, авторское отношение к изображаемому и самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, отраженные в нем.

На уроках обучающиеся в практической литературной деятельности работают то в авторской, то в читательской позициях. Задачи работы в позициях автора, читателя-критика и читателя-теоретика различны, но все они обеспечивают единое литературное развитие читателя-школьника.

Работая в читательской позиции, обучающийся должен понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть нарисованную условную картину “глазами” автора, а также выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор. На уроках используются такие типы работы читателя: непосредственно-эмоциональное вслушивание с включением изобразительного ряда (репродукции картин, слайды), литературно-музыкальных композиций (уроки типа “Праздник осени”, “Сонное царство”, “Зимняя сказка”); выразительное чтение взрослого – своего рода театр одного актера, который своей “игрой” облегчает работу маленьких читателей, помогает им “открывать” в тексте новые глубины и оттенки; выразительное чтение самих детей – это свое понимание текста, выражение своего настроения к читаемому (уроки типа конкурса чтецов, где происходит смена позиций: непосредственно-эмоциональное вслушивание сменяется оценкой); акцентное вычитывание - вычленение из текста определенных моментов для решения поставленной читательской задачи, которую “назначает” учитель. Глубина “вычитывания” в каждом случае определяется уровнем развития маленьких читателей, активностью их творческого поиска. Таким образом, работа в данной позиции воспитывает творческого читателя, создающего свою целостную картину мира, способного к самостоятельному постижению авторского принципа видения и самостоятельной оценке произведения.

Работая в авторской позиции, ребенок сам пытается создавать художественнее произведение. Эта работа в начале обучения проводится в форме коллективного этюда, когда под руководством учителя класс работает над одной творческой задачей. В этой работе происходит реальное распределение позиций: автор сочиняет, читатель-критик оценивает создаваемую автором картину мира и помогает ее совершенствовать. Следующий этап происходит в форме индивидуальной письменной работы – классного или домашнего сочинения. Несомненно, что самые ценные и прочные знания – именно те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. И, обязательный завершающий урок – обсуждение детских сочинений, когда читатели-критики оценивают работу авторов, учатся видеть удачи и неудачи, помогают сделать работу совершеннее. На этих уроках ученик развивается и как автор, и как читатель. Это достигается, прежде всего, потому, что обсуждается не далекий, достигший совершенства взрослый автор, а сверстник, имеющий право на ошибку, к которому можно обратиться с вопросами о его намерениях, чтобы сравнить замысел и результат, а сам автор может учесть мнение одноклассников. В дальнейшем, действенной формой занятий становится переход коллективной работы в индивидуальную: совместная работа класса над творческим заданием с последующей индивидуальной работой каждого ребенка на аналогичную тему. В начальной школе этой работе уделяется много внимания, она выступает как главное условие литературного развития читателя, что соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста.

Предлагаем структуру циклов уроков по знакомству с жанром устного народного творчества “небылица”, анализу данного жанра, оценке результатов авторских работ учащихся.

1. Наблюдение за художественным текстом.

2. Акцентное вычитывание – интерпретация, толкование текста.

3. Сравнение небылицы со схемой ранее изученных жанров (потешка, загадка).

4. “Открытие” закона художественной формы в жанре небылиц.

а) Задача жанра – весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.
б) Картина жизни – необычная, небывалая.
в) Построение картины жизни – зачин, основная часть, выход (в полном варианте).
г) Предложение – одинаковое построение предложений, повтор слов.
д) Слово – называющие действия, соединение героя с необычным для него действием.
е) Звуковой рисунок – без особенностей.
ж) Ритмический рисунок – стихотворный.
з) Рифма – звукоритмический повтор, соединение двух предыдущих уровней: ритма и звука.

5. Определение малых жанров детского фольклора в соответствии со структурой жанра.

6. Создание авторского художественного произведения.

7. Обсуждение детских небылиц.

Результатом творческой деятельности обучающихся начальной школы становится составление и выпуск, при активном участии родителей класса, сборников детских творческих работ с целью осознания детьми смысла авторской работы и подведения итогов работы по курсу “Литература как предмет эстетического цикла”.

Приведем несколько примеров авторских работ учащихся начальных классов.

Афанасьева Кристина

Я сегодня поздно встану,
Умываться я не стану,
Чистить зубы не хочу,
Все конфеты проглочу.
Одеваться я не буду
И не вымою посуду,
Не заправлю я постели,
Целый день смотрю я телик.
Даже в школу не пойду,
Хоть причины не найду.
Вот такой сегодня день,
Когда все мне делать лень.
Не подумайте плохого!
Честное даю вам слово:
Мне такая небылица
Только в страшном сне приснится!

Комягин Алексей

Ночью выглянуло солнце,
Посветило нам в оконце.
Я умылся простоквашей
И почистил зубы кашей,
Вымыл я лицо картошкой,
Причесал я челку ложкой,
Положил в портфель лягушку
И засунул под подушку.
В школу я пошел лениться,
Чтобы грамоте лечиться!

Печенкин Павел

Мой друг Ермошка
Едет на гармошке.
Впереди скачет кошка
На одной ножке,
Позади корова танцует,
А овца голубем воркует.
Дом на крыше качается-
Весело получается!

Аверин Артем

Газета маму читает,
Компьютер в меня играет,
Штанга брата поднимает,
Диван на папе отдыхает.

Шунанов Артур

Я однажды видел сам:
Макс летал по небесам,
Дима плавал в океане,
А Андрей бежал из бани,
Артем по полю ходил,
А другой его ловил.
Аня, тихая такая,
Превратилась в попугая.
Ну, а Вика, ха-ха-ха,
Оседлала петуха!
Я не вру, поверьте мне.
Это было прошлым летом
Ранним утром в январе!

Данный курс позволил сделать большой шаг в развитии творческого потенциала обучающихся, помог создать необходимые условия для проявления и становления индивидуальности каждого ребенка, что реализовалось как в способах работы, так и в ее продуктах.

Детское творчество неисчерпаемо. Движущим стимулом его является огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.