Цели и задачи:
1. Сформировать убеждение в необходимости соблюдать экологические нормы и готовность пользоваться соответствующими правилами в личном поведении и деятельности.
2. Раскрыть основы экологического образования и воспитания учащихся в процессе обучения.
Предисловие
Современное экологическое состояние территории России можно определить как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды. Спад производства не повлек аналогичного снижения загрязнений, поскольку в экономически кризисных условиях предприятия стали экономить и на природоохранных затратах.
Экологическое воспитание учащихся – сложный педагогический процесс. В конечном счете он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и ценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое – долг каждого гражданина страны.
Включение элементов экологии в курс физики
Поскольку многие вопросы охраны окружающей среды соответствуют содержанию и специфики школьного курса физики, их целесообразно рассматривать именно на уроках этого предмета, чтобы учащиеся осознали необходимость знания физики для понимания природных процессов и их изменений под влиянием человеческой деятельности.
Затянувшееся потребительское отношение человека к природе привело к истощению природных ресурсов, а научно-техническая революция и вмешательство человека в природные процессы в результате хозяйственной деятельности нарушают равновесие в природе, обусловливают такие экологические сдвиги, которые могут оказываться необратимыми. В связи с этим экологические проблемы приобрели общечеловеческое социально-политическое значение. Поэтому, подобно тому, как ныне говорят о второй - компьютерной грамотности, можно утверждать, что каждый человек должен быть грамотным и в экологических вопросах, а также экологически воспитанным. Для учителя физики экологическое образование и воспитание учеников – дело естественное, ведь он преподает ту науку, которая изучает и устанавливает общие законы природы, т.е. законы окружающей среды. Учитель физики может рассматривать вопросы экологии как фундаментального, так и прикладного, политехнического характера, а руководствуясь законами диалектики, рассказывать не только о пользе тех или иных физических явлениях, но и об их вредном влиянии на окружающую среду при производственной деятельности человека.
Роль курса физики в изучении основ экологии
Из анализа экологических факторов следует, что многие из них (температура, влажность, освещенность и др.) являются физическими величинами и понятиями, что и определяет важность физических знаний для решения экологических проблем. Можно выделить основные физические факторы и параметры природной среды, с которыми желательно ознакомить учащихся в курсе физики с целью их экологического образования. К ним относятся: сила тяжести (ускорение свободного падения), давление, температура, теплоемкость и удельная теплоемкость, влажность воздуха (абсолютная и относительная), поверхностное натяжение жидкости, электрическое поле (напряженность, потенциал), магнитное поле (магнитная индукция), вибрация (частота, интенсивность), звук (амплитуда, частота, интенсивность), электромагнитное излучение различных частот: низкочастотное, радиоволны, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое, рентгеновское (длина волны, плотность потока электромагнитного излучения), радиоактивность (энергия излучения, период полураспада, доза излучения).
Следует остановиться на таких моментах: что обрабатывается (материалы), чем обрабатывается (энергия), как обрабатывается (технология). Следовательно, в курсе физики могут быть раскрыты такие важные в экологическом отношении вопросы, как:
1) рациональное использование энергетических ресурсов: нефти, газа, угля, торфа и др.;
2) наиболее выгодные и безопасные для окружающей среды способы применения механической, внутренней, электрической и атомной энергии;
3) рациональное использование сырьевых ресурсов: водных, земельных, полезных ископаемых и пр.
Современная программа курса физики позволяет, знакомя учащихся с рядом вопросов энергетики, электрификации, механизации и автоматизации народного хозяйства, сообщать им политехнические знания экологического характера. При изучении курса физики можно в яркой и доступной для учащихся форме давать материалы экологического содержания. При этом особое внимание должно быть уделено выяснению экологичности принципов действия различных технических и энергетических устройств, анализу положительных и отрицательных экологических ситуаций, которые они создают или обостряют. Для систематического изучения вопросов экологии предлагается программа в Приложении 1.