Методические рекомендации по проведению интеллектуально-познавательного конкурса-игры эколого-биологической направленности для учащихся 4-х классов «Экологический турнир»

Разделы: Начальная школа, Экология


Интеллектуально-познавательные командные игры предполагают “путешествия по станциям”. Такая форма организации игры всегда выигрышна. Ребята находятся в ожидании новых открытий, перемещаясь от станции к станции, и не успевают заскучать. Задания на станциях всегда должны быть продуманы с учетом возраста и интересов детей.

Каждая станция – это своего рода игра в игре. Например, станция “Черный ящик” - это наиболее сложный этап в игре, так называемые “странные обстоятельства”, когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда или участник разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков они получают.

Станция “Блиц-турнир” представляет интеллектуальный опрос, в котором участникам предлагается за определенное время ответить на вопросы. Задача команды состоит в том, чтобы за определенное время набрать максимальное количество очков.

Станции “Красная книга Волгоградской области” и “Лекарственные растения” представляют собой такие игры, как викторину и кроссворд. Задания этих станций объединены общей темой и требуют предварительной подготовки. Результат на этих станциях зависит от подготовки каждого члена команды.

Станция “Думай по-зеленому” требует распространенного ответа. Обычно “отвечающего” назначает капитан. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно командной игры и повысить роль игроков “второго плана”, чтобы они не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль командного соревнования.

Станция “Творческое задание. Проект” – это самостоятельно разработанное и изготовленное командой изделие от идеи до её воплощения. Это творческая итоговая работа команды. Поэтому в этой работе необходимо показать все свои знания и умения, которые участники команды получил за время обучения в начальной школе. Задолго до мероприятия создается рабочая группа, разрабатывается положение, определяются станции, готовится дидактический материал для подготовки учащихся к игре.

Игра начинается в рекреации. Ведущие открывают мероприятие, участникам игры объясняются правила игры, знакомят с целями и задачами этой игры. Начало мероприятия это - общий сбор (домашнее задание), где каждая команда представляет себя (название, девиз, идея выступления) регламент 4 минуты (оценивается). Затем участники получают маршрутные листы. (Приложение 1) Станции размещаются в классах на одном этаже. На каждом этапе учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания, результаты конкурсов фиксируются в маршрутном листе. Время работы на этапе - 6 минут, переход к следующему этапу - 2 минуты. На станциях работают члены жюри.

Открытие мероприятия

Оформление: на центральной стене изображение раскрытой “Красной книги”. На её страницах рисунки бабочек, насекомых, растений, животных, рыб Волгоградской области.

Ведущая. Сегодня мы с вами проводим “Экологический турнир”, чтобы посмотреть, как вы, ребята, готовитесь защищать природу и жизнь на Земле.

Общий сбор. “Визитка”.

Ведущая. Начнем мы с вами наш турнир с представления команд. Представление команды (название, девиз, идея выступления) регламент 4 минуты (оценивается).

Основная часть.

Состоит из конкурсов, в которых принимают участие команды по 6 человек. Вот примерный перечень возможных соревнований.

  • “Черный ящик”
  • “Красная книга Волгоградской области”
  • “Блиц- турнир”
  • “Лекарственные растения”
  • Творческое задание. Проект “Защити меня...”

Этап 1. Черный ящик

На этом этапе команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки, то получает 4 балла, если со 2 – 3 балла, если с 3 — 2 балла, если с 4 – 1 балл. В черном ящике лежат фото деревьев.

***

1. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче. 4 балла.

2. Из него делают бочки и паркет. 3 балла

3. Оно может жить до 2000 тыс. лет. 2 балла

4. В одном из литературных произведений, на нем сидит русалка. Что в черном ящике? 1 балл (Дуб)

***

1. Древесина широко применяется в строении судов и вагонов, производстве мебели. 4 балла

2. Смола этого растения входила в состав древних бальзамирующих рецептов. 3 балла

3. Смола с этого дерева используется она для получения канифоли, скипидара. 2 балла

4. В таком лесу воздух богат озоном и не содержит микробов. Что в черном ящике? 1 балл (Сосна)

***

1. В природе встречаются пирамидальный и бальзамический. 4 балла

2.Эффективно очищает воздух от пыли, газов и вредных примесей, поэтому незаменим для озеленения крупных городов. 3 балла

3.Очень часто встречается на городских улицах. 2 балла.

4. В июне от этого дерева много пуха на улицах. Что в черном ящике? 1 балл (Тополь)

***

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. 4 балла

2. Из него самые лучшие дрова. 3 балла

3. Из его коры делают много полезных вещей. 2 балла

4. Это самое любимое русское дерево. Что в черном ящике? 1 балл (Береза)

***

1. Из него делают ложки и лапти. 4 балла

2. Цветет летом и очень душистое. 3 балла

3. С его цветков лучший мед. 2 балла

4. Отвар цветков не заменим при простуде. Что в черном ящике? 1 балл (Липа)

***

1. Оно всегда зеленое или голубое. 4 балла

2. Из него делают струнные музыкальные инструменты. 3 балла

3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов. 2 балла

4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. Что в черном ящике? 1 балл (Ель)

Этап 2. “Красная книга Волгоградской области”.

На этом этапе каждый член команды получает конверт с фотографиями животных и растений. Задача, отобрать только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области. За каждый правильный ответ 1 балл.

Возможны следующие наборы конвертов (Приложение 2):

Описание конверта №1

1. жужелица (краснокнижный вид)

2. лось (разрешена охота)

3.пион тонколистный (краснокнижный вид)

4. бабочка Мнемозина (краснокнижный вид)

5. богомол Боливария короткокрылая (краснокнижный вид)

6. сурок байбак (разрешена охота)

7. дрофа (краснокнижный вид)

8. рябчик русский (краснокнижный вид)

Описание конверта № 2

1. жук-олень (краснокнижный вид)

2. верблюд

3. лотосы (краснокнижный вид)

4. дикий кабан (разрешена охота)

5. выхухоль русская (краснокнижный вид)

6. перевязка (краснокнижный вид)

7. лебедь (краснокнижный вид)

8. полоз желтобрюхий (краснокнижный вид)

Описание конверта №3

1. тушканчик мохноногий (краснокнижный вид)

2. заяц-русак (разрешена охота)

3. брандушка разноцветная (краснокнижный вид)

4. белые аисты (краснокнижный вид)

5. вечерница гигантская (краснокнижный вид)

6. водяной орех плавающий (чилим) (краснокнижный вид)

7. дикий кабан (разрешена охота)

8. богомол Боливария короткокрылая (краснокнижный вид)

Описание конверта №4

1. капустница бабочка

2. ондатра (разрешена охота)

3. сельдь волжская (краснокнижный вид)

4. жужелица (краснокнижный вид)

5. василек донской (краснокнижный вид)

6. перевязка (краснокнижный вид)

7. дрофа (краснокнижный вид)

8. сурок байбак (разрешена охота)

Этап 3. “Блиц-турнир”.

На этом этапе член жюри зачитывает вопросы, команда отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда не знает ответа, она говорит: “Дальше!”.

Возможны следующие вопросы:

1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? - птицы

2. Какое лекарственное растение называется “мяун- трава” ? – валериана

3. Какое лекарственное растение индейцы называют “след белого”? – подорожник, принесен европейцами

4. Где у кузнечика ухо?- на ноге

5. Какая рыба называется именем человека? – Карп

6. Какая певчая птица может нырять под воду и бегать по дну? – оляпка

7. Когда лоси сбрасывают рога? – зимой

8. Самая высокая трава? - бамбук

9. Какая птица кричит, как кошка? – иволга

10. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? – белка

11. Какая птица дольше всех живет? – ворон

12.Какая птица наших мест выкармливает птенцов зимой? – клест

13. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? - звери

14. Какая птица самая большая в мире? – страус

15. В названии какой птицы 40 –а? – сорока

16. Что птицам страшнее: холод или голод? – голод

17. Кто из жуков самый полезный? - жужелица (охотится ночью, поедает в огромном количестве вредных гусениц и слизней)

18. Какие птицы выводят птенцов, не высиживая яиц и не строя гнезд? – кукушка

19.Какой гриб самый ядовитый? – бледная поганка

20. Какой цветок зацветает самым первый и при этом без листьев? – мать- и – мачеха

21. Название какого цветка такое же, как конфета? – ирис

22. Из какого лиственного дерева пчелы приготовляют самый вкусный мед? – из липы

23. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? – одинаковая

24. Растение, которое заменяло партизанам в войну вату при лечении ран? – мох сфагнум

25. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? - рыбы

26. Кто путешествует по воздуху на нитке?- паук

27. Какую птицу называют “белобока”? - сорока

28. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? – лиственница

29. Какое дерево считается национальным деревом России? - береза

30. Какое дерево цветёт первым? – ольха [3]

Этап 4. “Лекарственные растения”.

На этом этапе команде предлагается слайд - шоу (Презентация) с изображениями лекарственных растений. На фото даны подсказки в виде первой буквы. Каждое правильно отгаданное растение оценивается 2 баллами.

Варианты лекарственных растений:

1. шалфей
2. лен
3. толокнянка
4. кориандр
5. чабрец
6. пустырник
7. мята
8. клевер
9. зверобой
10. женьшень
11. каланхоэ
12. дымянка
13. ревень
14. крапива
15. ромашка
16. девясил
17. ноготки
18. горец
19. багульник
20. валериана
21. боярышник.

Этап 5. Творческое задание. Проект “Защити меня... ”.

Общее время 35-40 минут. Команда создаёт коллаж на тему, указанную членами жюри (например, “Защити выхухоль” - животное из Красной книги Волгоградской области”). Время работы 25 минут, время на презентацию 2 минуты. Каждой команде необходимо иметь с собой: лист А3, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.

Подведение итогов. Закрытие мероприятия.

Ведущий: “Мир, который нас окружает, наполнен удивительными красотами! Синее небо, теплое солнце, бескрайние луга и поля, могучие горы и неповторимая красота растений и животных. Все в этом мире взаимосвязано, природа продумала все до мельчайших подробностей, и наша с вами задача – сохранить и приумножить то драгоценное сокровище, которое подарила нам матушка-природа”. [5]

Используемая литература.

1. Красная книга Волгоградской области / Комитет охраны природы Администрации Волгоградской области. - Волгоград: Волгоград, 2006. - Т.1. Т.2. - 236 с

Интернет-ресурсы.

2. Ершова О.А. Методическая разработка интеллектуальной игры “Эврика” http://videouroki.net

3. Затульная З.И. Экологическая викторина для начальной школы. http://ped-kopilka.ru ( использование заданий на станции “Блиц-турнир”)

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. http://mreadz.com

5. http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/vneklassnoe-meropriyatie