Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (283,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать, решения прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”.

Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу? Да если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

В первую очередь, главной отличительной особенностью ФГОС НОО является системно–деятельностный подход в обучении, ставящий главной целью развитие личности. Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода – метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной деятельности. Ключевое слово здесь – деятельность.

Виды деятельности младшего школьника могут быть различными: игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда.

А что такое развивающая среда? Значение термина “развивающая среда” надо понимать намного шире, чем набор специальных игр, плакатов и головоломок. Кто оказывает самое большое воздействие на ребенка? Родители, учителя, друзья во дворе. Вот они-то в совокупности и становятся основой развивающей среды.

Внутренняя программа развития ребенка развертывается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Поэтому для детей нужно создавать такие условия для деятельности и общения, которые помогают им развиваться в соответствии с заложенными в них задатками, компенсируя проблемы и недостатки.

В связи с переходом на новые стандарты, мне как учителю предстоит переучиваться, перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование, научиться реализовывать системно - деятельностный подход. В технологии развивающего обучения существенно меняется роль учителя.

Я выстраиваю процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Моя позиция – к классу не с ответом, а с вопросом. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, я должна буду изменить сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Чтобы урок стал развивающим, необходимо соблюдение обязательных психологических элементов.

1) Первым обязательным психологическим элементом структуры урока является межличностный контакт. Это казалось бы случайные, не имеющие отношения к учению слова о погоде, шутка, сказанные с улыбкой. Это средство эмоционального объединения перед совместной работой. Встреча с детьми глазами, несколько ободряющих слов.

2) Ещё только начало урока, а на доске уже нарисованы детской рукой вопросительные знаки, схемы, записи. Каждый ученик имеет право до или после урока сделать записи на доске, если что-то не поняли, или написать схему, запись, способ решения, если усвоили материал очень хорошо. Учащиеся с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способу действия. Достаточно спросить у ребят: “Что не поняли?”, “Что уже умеем делать хорошо?”, “Что было сложно?”. На этом этапе самое главное-переживание успешности практического действия. Главное - включить ребёнка в конкретную предметную деятельность (рефлексия).

3) Следующим, третьим элементом урока является “зацепка”- та неожиданность, остановка в привычной деятельности, ситуация загадочности. Таким образом, создаётся “проблемная ситуация”: новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Выход из нее - постановка цели урока: “Мы не знаем решения, но можем его найти”. Это важный этап, т.к. создаётся учебно-познавательный мотив.

4) Далее необходима организация учебных действий детей по анализу проблемной ситуации. Мы с ребятами выясняет, в какой форме будем работать. Всегда есть выбор: можно работать в паре, в группе или всем вместе, решают, какие средства необходимы, выдвигают гипотезы. Важно на этом этапе внимание к любым детским догадкам и их фиксация на доске в виде схем, записей, рисунков (моделирование).

5) И вот решение найдено. Это-кульминация. Дети находят новый способ решения математической, лингвистической, естественнонаучной задачи. Главное - разрешены противоречия между знанием и незнанием, которое стояло в начале урока.

Заканчивая урок, в его эпилоге, я нахожу слова, которые помогают осознать ребёнку, что найденное решение, новое открытие - это его личный вклад в общую деятельность.

При таком построении урока, как бы он ни протекал: стремительно, успешно или с затруднениями, видна увлечённость детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность. Такая совместная деятельность учителя с учениками - условие необходимое для развивающего обучения.

Конечно, развивающий урок имеет и особую типологию, и особую структуру, и особые методы: не только индивидуальную, но чаще групповую и парную работу.

Всё это позволяет учащимся овладеть навыками планирования, моделирования, нормами коммуникации, умением договариваться, строить диалог. А это в соответствии с новым образовательным стандартом – метапредметные достижения (универсальные учебные действия). Одним словом - дети “учатся учиться”, а это и есть главная цель современного образования.

Опыт работы позволяет убедиться в эффективности использования технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся. Методы и приёмы, используемые, в системно - деятельностном подходе оказались полезными мне, который успешно применяю в своей работе.

Современный ребёнок большую часть времени проводит в школе, и правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти себе занятие по душе, проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Режим работы начальной школы составлен с учётом продолжительного пребывания ребёнка в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования.

Наши ученики имеют возможность посещать кружки, факультативы:

  • “Хоровой кружок”
  • “Мастер и мастерица”
  • “Открывая мир” (исследовательская проектная деятельность)
  • “Наглядная геометрия”
  • “Словесный конструктор”
  • “Речевое творчество”
  • “В мире слов”
  • “Я - Гражданин”
  • Секция “Мир движения”.

Что говорят мои ученики.

Я люблю математику, потому что она очень интересная и познавательная, и мы узнаем новые способы вычислений сами.

“Каждый урок мы начинаем с повторения материала, который мы уже прошли. А новый материал мы сами узнаем, а потом сами выводим правила”.

Говорят родители.

“Уроки ориентированы на развитие творческих способностей ребенка, его интереса к предметам. Сыну нравится, что дети сами определяют тему урока (из ряда подводящих упражнений). Учатся самостоятельно формулировать выводы и применять их на практике”.

“Дочка с воодушевлением рассказывает про уроки, на которых учитель, объясняя новую тему, дает детям подумать, помыслить, поразмышлять и самим сформулировать основную мысль урока. Спасибо! Здорово!” Дети будут обладать более широким кругозором и активным мышлением, а, соответственно, будут успешными и в основной школе. Так как делать умозаключения и формулировать свои выводы – это законы жизни.

Вывод:

В нашей начальной школе дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, а ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни насыщены делами и событиями, связанными с учёбой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. Мы принимаем участие в творческих конкурсах, проводим предметные недели.

Всё это способствует главной цели современного образования – повышение качества образование и развитие личности ребёнка.

Используемая литература.

  1. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  3. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.

16.05.2014