Разбор имени существительного как части речи

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Методическая информация

Тема урока Разбор имени существительного как части речи.
Тип урока Урок обобщения и систематизации умений и навыков
Цели урока как деятельность учащихся Формирование самостоятельного мышления, активности учебной деятельности, познавательных интересов учащихся, умение производить операции анализа и располагать компоненты системы в определённой последовательности.
Задачи урока Образовательные: развитие умений определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени существительного как части речи.

Развивающие: развивать умение определять тему урока; анализировать и обобщать изученный материал; развивать внимание, память, мышление; оценивать свою работу; совершенствовать навыки и умения самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимопроверки, применения полученных знаний на практике.

Воспитательные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; способствовать обогащению словарного запаса; воспитание любви к русскому языку, умение правильно оценивать поступки.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы Групповая работа, решение частной задачи – составление алгоритма, самостоятельная работа.
Время реализации урока 40 минут
Знания, умения, навыки Научатся производить разбор имени существительного как части речи; закрепят умение определять признаки имени существительного;

приобретут умения редактировать текст; навыки самостоятельной и коллективной работы, само и взаимопроверки; умения анализировать и делать выводы; расширение словарного запаса.

Необходимое оборудование и материалы Компьютер, видеопроектор, экран, презентация.

Рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, ручка с зелёной пастой, листочки, карточки с текстом.

Дидактическое обеспечение урока Презентация, карточки с текстом
Список учебной и дополнительной литературы Учебник русского языка для 3 класса(часть 2) авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Ход и содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Проверьте всё ли у вас готово к уроку русского языка? Проверяют готовность.
Мотивация учащихся Прослушайте стихотворение и постарайтесь запомнить как можно больше слов.

Стихотворение про имя существительное (слайд 2)

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются – предметы.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё предметы.

Ах, какие все слова восхитительные
Называются они - существительные.

Напишите на зелёных листочках любое имя существительное (собираю в коробочку, делю на 3 группы, раздаю ребятам, которые будут работать у доски).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут имя существительное на листочке

Актуализация знаний На какие группы можно разделить имена существительные? Можно разделить по признакам.
Разбейте слова на группы, (у доски 6 человек). Разделитесь на пары, (каждой паре даю слова на карточках, написанных ребятами). Работают 6 человек, делят слова на группы.
В начале урока вы прослушали стихотворение, какие имена существительные вы запомнили? Запишите на белом листочке. Сверьте свои слова со словами на слайде. (слайд 3)

Кто запомнил из стихотворения больше всех имён существительных? У кого их больше 10, поставьте +.

Проверим работу ребят у доски.

(работа с остальными учащимися)

 

 

 

Оценивают, ставят + зелёным цветом.

Как определить одушевлённость имён существительных? (слайд 4)

Определите одушевлённость у данных слов на слайде.

На какие группы ещё можно разделить эти слова? (2 человека).

Как определить род имён существительных? (слайд 5)

Вспомните окончания у существительных каждого рода и вставьте в окошки.

На какие группы ещё можно разделить эти слова? (2 человека).

Как определить число имён существительных? (слайд 6)

Определите число у данных существительных.

Ребята, которые работали у доски, ставят себе +, если выполнили правильно.

(признаки имён существительных записываю на доске – это ключевые слова к уроку) Тема урока закрыта.

(На доске запись:

Тема: Разбор имени существительного, как части речи.

- Одушевлённость

- Род

- Число)

 

Признаки:

- одушевлённые и неодушевлённые;

-по родам;

-по числам.

Формулирование темы и цели урока Сформулируйте тему урока по ключевым словам.

Какую цель поставим на уроке?

У существительного есть постоянные и непостоянные признаки. Какие постоянные?

Какие непостоянные?

Уточните тему урока.

Определение всех известных признаков имени существительного в определённом порядке называется разбором имени существительного, как части речи.

(открываю тему урока)

Запись на доске и в тетрадях: Разбор имени существительного, как части речи.

Называют: “Признаки имени существительного”.

Уметь определять признаки существительного.

Род, одушевлённость.

Число.

Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

Записывают тему урока в тетрадь.

Развитие учебно-языковых умений Как вы думаете, как будет выглядеть схема разбора имени существительного?

Разделитесь в группы по 5 человек.

 

Давайте посмотрим все схемы и придём к общему мнению. Чем схемы похожи?

Какие есть отличия в разборах?

Составляем алгоритм разбора.

Сравните наш алгоритм и в учебнике, страница 35.

Есть отличия?

Почему разбор начинается с вопроса к слову?

Зачем слово ставится в начальную форму?

Почему сначала определяются постоянные признаки?

Обратите внимание на образец разбора. Как оформляется запись?

Какие и как сокращаются слова при записи?

Для чего нужно уметь выполнять разбор имени существительного?

Работа в группах, составление схемы разбора.

(работают на листочках, результаты вывешивают на доску)

Презентуют свою работу.

Составляют общий алгоритм.

Сравнивают, анализируют.

Чтобы определить часть речи.

Чтобы определить признаки и часть речи.

Они не изменяются.

Работают по странице учебника.

Чтобы отличить от другой части речи

Физкультминутка   Выполняют движения под музыку (приложение)
Закрепление изученного материала

Разбор существительных как части речи

На слайде (слайд 7) записано предложение, найдите имена существительные и выполните разбор.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Записывают в тетрадь:

(3 ученика по очереди работают за доской, разбирают слова)

Правда (что?) – н. ф. (что?) правда – сущ., неодуш., ж.р., ед. ч.

(В) огне (где) – н.ф.(что?) огонь – сущ., неодуш., м.р., ед.ч.

(В) воде (где?) – н.ф.(что?) вода – сущ., неодуш., ж. р., ед.ч.

(ставят + зелёной пастой, у каждого слова, если разобрано правильно)

(открываю доску)

Сравните свою работу с работой на доске. Оцените.

Как понимаете смысл этой пословицы?

Очень трудно иногда говорить правду, но если человек, хотя бы раз солгал, ему от этого избавиться сложно.
Итог основной части урока Придумайте свои опоры – подсказки для каждого пункта разбора существительного как части речи.

Выбираем лучший вариант.

Записываем в тетрадь.
Творческая работа – развитие речевых и правописных умений Прочитайте текст на карточке.

Собака яростно лаяла. Перед собакой сидел маленький котёнок. Котёнок жалобно мяукал. Рядом стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и выбежала на крыльцо. Женщина отогнала собаку и ...

 
Чем интересен текст?

Что в нём не понравилось или показалось лишним?

Оправдан ли этот повтор?

 

Ответы учащихся.

Какими словами можно заменить слово “собака”? “женщина”? “котёнок”?

Закончен ли рассказ?

Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Она, он, животное.

Нет.

Отредактируйте и дополните текст на карточке.

Заслушиваются некоторые работы.

Оцените работу соседа по парте.

Какова главная мысль этого рассказа?

Добрые поступки, взаимопомощь, милосердие живут в нашем обществе и по сей день. Надо только научиться их делать.

Самостоятельно редактируют, записывают.

Оценивают, (ставят + зелёным цветом, если понравилась работа)

Отвечают.

Рефлексия деятельности на уроке Оцените свою работу на уроке по шкале: если у вас 5 + зелёным цветом, вы поработали на уроке сегодня замечательно, поставьте + вверху шкалы, если 4 + или 3, то ставите + посередине, а если меньше 3, то внизу. Встаньте, кто поставил + наверху; посередине; внизу.

Как вы поработали сегодня на уроке?

Что получилось?

Что нового запомнили?

Над чем надо ещё поработать?

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Домашнее задание Из стихотворения Б.Заходера “Птичья школа” выпиши 5 имён существительных и выполни их разбор.  

13.04.2014