Чуткова Людмила Александровна

Людмила Александровна Чуткова

Место работы:
МБОУ лицей № 1, г.Семёнов .
Должность:
учитель русского языка и литературы

Темы Открытых уроков автора

  • Формирование портфолио старшеклассника 2011

    Представлены материалы из опытно-экспериментальной работы учителя и классного руководителя по созданию личностного портфолио старшеклассника. Программа ОЭР, по которой автор работает третий год, и содержание самого портфолио ученика. Данный опыт способствует решению одной из важных задач современной школы - переход от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьников, что связано с модернизацией российского образования.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Письмо как композиционный элемент и как средство характеристики героев в русской литературе XIX века

    Одним из множества средств характеристики художественного персонажа является письмо. Чтобы лучше понять функции письма в литературе, рассматриваются история появления русской почты, культура Древней Руси, место письма в жизни дворян XIX столетия. Проанализированы произведения русских писателей XIX века, где используется письмо как композиционный элемент, и выделены его функции как характеристики психологического средства.

  • Мотив смерти: мифологический и литературный аспекты

    В данной работе рассматривается тема смерти с мифологической и литературной сторон. Показано восприятие смерти христианами и ее аллегорическое изображение в поэзии и лирике XIX века (на примере произведений некоторых русских писателей).

  • Интерпретация притчи о блудном сыне на страницах русской литературы и в мировой живописи

    В своей работе автор попыталась проследить, как интерпретировалась известная притча о блудном сыне в произведениях литературы и живописи. Вначале она обратила внимание на то, как влияет Библия на развитие мировой культуры, а затем остановилась на примерах отображения притчи в живописи (работы художников Босха и Рембрандта).

  • Очарованный миром

    Цель моего сочинения заключается в том, чтобы призвать людей к единению, к каким-либо общественным деяниям и культуре. В качестве примера рассмотрена жизнь и творчество замечательного поэта-сказочника Сергея Васильевича Афоньшина.

  • Особенности повествования в произведении А.С Пушкина "Пиковая дама"

    В работе перечисляются особенности прозы А.С. Пушкина. В качестве иллюстраций этих особенностей приводится анализ повести "Пиковая дама", где говорится о своеобразии сюжета этой повести, сочетании в ней реалистического и сказочного начал, указывается на наличие готических традиций, многократную смену временных планов, соотношение случайного и закономерного в пушкинской прозе, роль таинственного, мистического, на страницах повести.

  • Есенинские мотивы в лирике Б.Корнилова

    В работе делается попытка сравнить творчество двух поэтов-современников, Б.Корнилова и С.Есенина, в изображении темы малой родины. Общность мировосприятия лирического героя, родной природы, анималистические образы-символы, влияние фольклора на язык стихов – вот основные параметры сопоставления. Главный вывод, к которому приходит автор работы: оба поэта очеловечивают природу поэтическими средствами.

  • Ф.И. Шаляпин в Санкт-Петербурге

    Искусствоведческая работа о жизни и творчестве Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938 гг.), знаменитого оперного певца, артиста России. Материал подается в вопросно-ответной форме, что дает возможность использовать его при проведении викторин, уроков МХК, музыки и т.д. В описании рассказывается о сценической деятельности Федора Ивановича, его друзьях и самых ярких моментах жизни, связанных с Санкт-Петербургом.

  • Символистический образ пальмы в творчестве М.Ю. Лермонтова и Н.С. Гумилева

    Пальма и пальмовая ветвь — символ долговечности и одна из эмблем мира, которая имеет чрезвычайно древнее происхождение. Пальмовая ветвь почиталась во все времена. Это был не только светский символ, но и христианский. В данной работе образ пальмы рассматривается как традиционно-поэтический символ в творчестве двух поэтов-романтиков разных веков: М.Ю. Лермонтова (XIX в.) и Н.С. Гумилева (XX в.).

  • "Пушкинский цикл" в поэзии Б.П. Корнилова

    Личность Б.П. Корнилова занимает особое место в истории Нижегородского края. В этом году отмечается столетие со дня его рождения. В работе проведен анализ произведений "пушкинского цикла" Б.П. Корнилова, также освещены малоизвестные биографические факты последних двух лет его жизни.

  • "Лагерь смерти" глазами очевидца

    В ходе моей работы я попыталась исследовать книгу Ивана Ивановича Смирнова "Бухенвальдский набат" и через этот художественный документ эпохи открыть одну из самых трагических страниц в истории Второй Мировой войны. Концлагерь Бухенвальд как "фабрика смерти" глазами очевидца — вот лейтмотив моей работы. Возникает вопрос: зачем все это нужно мне и моим современникам? Прежде всего, это никогда не должно повториться. А значит — никогда не должно быть забыто.

  • Особенности сказочного повествования в произведениях писателя-земляка С.В. Афоньшина

    Цель работы – изучение регионального своеобразия поволжских сказов С.В. Афоньшина. В работе освещен жизненный путь писателя на основе материалов экспозиций Семеновского историко-художественного музея и музея с. Владимирское Воскресенского р-на. Рассмотрено содержание понятий "сказ", "легенда", "бывальщина", выявлено их жанровое своеобразие в творчестве С.В. Афоньшина в сопоставлении с художественными мирами П.Бажова и С.Писахова.

  • Своеобразие лирического героя в "южных" поэмах А.С. Пушкина

    В представленном реферате автор рассмотрела лирических героев "южных" поэм Пушкина, выяснила, в чем их сходства и различия. Именно в первой половине 1820-х гг. Пушкин создает яркие образцы романтической лирики, а также цикл романтических "южных" поэм. Теперь поэт предстает перед нами иным, совсем не похожим на того беспечного мудреца и ленивца.

  • Своеобразие романтического героя в "южных" поэмах А.С. Пушкина ("Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы")

    Основное внимание в работе уделяется проявлению романтизма в поэзии Пушкина. За основу взяты "южные" поэмы, где рассматриваются романтические черты, мир героя, природы, роль романтической детали, особенности языка, а также говорится об образе автора в данных поэмах. Основу известности Пушкина составили именно поэмы, получившие названия "южных", как по месту их создания, так и по специфически "южному" романтическому колориту, заставляющему современников вспомнить "восточные поэмы" Байрона.

  • Особенности языка в сказах писателя-земляка – С.В. Афоньшина

    В работе представлен обзор жизни и творчества нижегородского писателя-сказочника С.В. Афоньшина. Особенное внимание уделяется исследованию языка его произведений: фольклорные мотивы, лексика, фразеология и др. Делаются выводы о самобытности этого художника, его тесной связи с историей, культурой и языком родного края.

  • С.О. Макаров — покоритель Арктики

    В работе говорится о жизни и деятельности С.О. Макарова, перечисляются его заслуги перед Россией. Особое внимание обращается на изучение и исследование им Арктики. Приводится достаточно много интересных фактов, связанных с этой темой. Материал одинаково интересен как в историческом, так и в географическом плане.

  • Военное искусство С.О. Макарова

    В работе представлен рассказ о жизни и деятельности выдающегося флотоводца и исследователя С.О. Макарова. Более подробно автор останавливается на фактах, связанных с достижениями Макарова в области военного искусства. Работа представляет интерес для изучения истории России, а также для воспитания чувств гражданственности и патриотизма.

  • Дружба великая и трогательная (А.М. Горький и Ф.И. Шаляпин)

    В работе прослеживается история отношений великого русского писателя А.М. Горького и выдающегося оперного певца Ф.И. Шаляпина. Делается попытка выявить сходство в биографиях, силе таланта, в проявлении нравственных качеств этих людей, а также говорится о взаимовлиянии их друг на друга. Все выводы основываются на изложении достоверных фактов из жизни Горького и Шаляпина. Работа представляет интерес в плане нравственного просвещения.

  • Пушкинское Болдино в творчестве нижегородского поэта Ю.А. Адрианова

    Тема представляет интерес в плане литературного краеведения. Она является примером сопоставления классической и современной поэзии через приемы и художественные особенности создания образов, что кажется особенно актуальным в нынешний юбилейный 210-й год со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Отражение китежской легенды в русской поэзии ХХ в. (на примере творчества Ю.Андрианова и В.Бетаки)

    В работе проведено сопоставление творчества двух представителей русской поэзии ХХ в., В.Бетаки и Ю.Адрианова, установлено общее и отличительное в мировосприятии поэтов, отмечены особенности отражения в их творчестве легенды о Китеж-граде и озере Светлояре. Образ Светлояра представлен в творчестве поэтов как символ святости, духовности, а град Китеж, ушедший под воду, как символ поиска смысла жизни.

  • Флора в поэзии Марины Цветаевой

    В данной работе рассматриваются произведения поэтессы, где упоминаются образы растительного мира (деревья и цветы). Автор пытается дать толкование этих образов как символов (с учетом мифологии). Подобные наблюдения значительно расширяют представление о лирике М.Цветаевой.

  • Искусство хохломы в творчестве местных поэтов

    В данной работе я описала историю возникновения промысла хохломы в г.Семёнове, проанализировала стихи местных поэтов Б.Корнилова и Н.Маравина, посвященные искусству хохломы, семеновским мастерам.

  • Раскольничьи тайны лесной реки Керженец

    Историко-литературная исследовательская работа о Семеновском крае как центре старообрядческого движения, о состоянии раскольничьих скитов по берегам Керженца в прошлом и ныне. Кроме исторических материалов, в работе используются художественные тексты П.Мельникова-Печёрского и В.Короленко, связанные с данной темой.

  • Зоонимы в поэзии Б. Корнилова

    В данной работе представлены анализы стихов с выделением зоонимов (образов животных, птиц и т.д.) известного русского поэта, нашего земляка Б. Корнилова.

  • Дружеское письмо как межстилевое явление (на примере писем А.С. Пушкина к жене)

    Представлена теория эпистолярного жанра в русской литературе; рассмотрены письма А.С.Пушкина к жене, которые являются важными свидетельствами их взаимоотношений, а также в большей степени, чем художественные произведения, раскрывают нам внутренний мир писателя.

  • Жанр подражания в лирике А.С.Пушкина

    В этой работе дается определение подражания как литературного жанра, даются анализы стихотворений А.С.Пушкина с философской точки зрения.

  • Бальная тема в стихотворениях поэтов XIX века

    В работе представлены анализы стихотворений, посвященных бальной теме. Исследование показало, что основной темой стихотворений стало описание бальной атмосферы и придворных барышень.

  • Образ костра в произведениях русской литературы

    В данной работе мы проследили образ костра в произведениях русской литературы XIX-XX веков. Нашли его истоки в фольклоре, в поэзии и в прозе. Мы увидели образ костра в произведениях Н.В.Гоголя "Старосветские помещики" и "Тарас Бульба" и М.Горького "Старуха Изергиль", "Макар Чудра".

  • Образ мельницы в русской поэзии XIX века

    Мы проследили развитие образа мельницы в русской литературе XIX века, нашли его истоки в мифологии и фольклоре. Кроме того, на некоторых примерах увидели отражение образа жерновки в живописи.

  • Арсений Майоров — краевед земли Семёновской

    Данная работа посвящена обзору жизненного пути краеведа города Семенова Майорова Арсения Ивановича. Работа создана на основе интервью с людьми, знавшими краеведа, и на основе материалов из семейного архива Майоровых.

  • Блокада Ленинграда в зеркале судеб отдельных жителей Семёновского района

    Работа состоит из двух частей, где представлены материалы краеведческо-поисковой работы, связанные с судьбами наших земляков, имеющих определённое отношение к блокаде Ленинграда. Подобная поисковая работа очень многое даёт для того, чтобы далёкая история, о которой мы больше и чаще узнаём из учебников, произведений искусства, стала близкой, осязаемой, лично переживаемой, а также учит внимательнее и бережнее относиться к истории собственной семьи.

  • Основные мотивы лирики нижегородского писателя В.И. Решетникова

    Работа носит краеведческий характер. В ней представлены жизнь и творчество нижегородского поэта Владимира Ивановича Решетникова, недавно вошедшего в Союз писателей России. Также дан анализ некоторых стихотворений молодого писателя.

  • Полярные образы "церковь" — "кабак" в произведениях русских классиков

    В этой работе мы рассмотрели, как развиваются две полярные темы "церковь" и "кабак" в русской литературе. Были взяты такие произведения, как "Станционный смотритель" А.С. Пушкина, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Мертвые души" Н.В. Гоголя и "Чистый понедельник" И.Бунина. Можно сделать вывод, что в символико-знаковом аспекте рассмотренных произведений умирание – это кабак, воскресение – это церковь.

  • Влияние фольклора на лирику С.Есенина и Б.Корнилова

    В работе делается попытка показать влияние фольклора на творчество двух поэтов первой половины XX века — С.Есенина и Б.Корнилова. Прослеживается отражение отдельных фольклорных жанров в лирическом сюжете и поэтическом языке, при этом отмечается сходство и различие. Таким образом, исследование дало возможность согласиться с мнением ряда ученых, утверждающих, что устное народное творчество является неиссякаемым источником, питающим авторскую поэзию, особенно таких "новокрестьянских" поэтов.

  • И.И. Смирнов: Бухенвальд глазами узника

    В исследовательской работе рассказывается о жизни Ивана Ивановича Смирнова, которая была разделена "лагерем смерти" на "до" и "после". Кроме того, я попыталась исследовать книгу И.И. Смирнова "Бухенвальдский набат" и через этот ценный документ эпохи открыть одну из самых трагических страниц в истории Второй мировой войны.

  • Анакреонтические мотивы в русской поэзии XVIII-XIX вв. на примере лирики А.С. Пушкина и К.Н. Батюшкова

    В работе рассматриваются анакреонтические мотивы в поэзии Пушкина и Батюшкова. Большую часть работы составляет анализ творчества А.С. Пушкина по интересующей нас теме. Приводятся график, диаграмма и таблица. Также мы даём анализ анакреонтических мотивов у Батюшкова, рассматриваем сходные черты в анакреонтической лирике А.Пушкина и К.Батюшкова.

  • След славного рода Волконских на земле семеновской

    В работе представлена история жизни княгини С.Н. Волконской из славного рода Волконских. Благодаря этой работе мы смогли предать гласности поучительную историю жизни отдельно взятого человека, заслуживающего благодарной памяти потомков. Мы по-новому взглянули на историю, события прошлого и настоящего и поняли, что самая большая ценность у человека – Память. Именно она позволяет нам оставаться людьми.

  • Черты и характер кошки в произведениях мировой литературы

    В работе рассмотрено зарождение культа кошки. Исследуются отдельные черты кошки, играющие главную роль в произведениях литературы разного жанра.

  • Творческий диалог А.Пушкина и С.Есенина: образ метели в творчестве поэтов

    В работе произведено исследование художественных образов метелей в творчестве С.Есенина и А.Пушкина и сформулированы особенности создания этих образов. Актуальность работы определяется современностью проблем и идей, заложенных в произведениях авторов, и неординарностью их решения. В ходе работы были проанализированы тексты С.Есенина и А.Пушкина и сделаны выводы о сходствах и различиях образов метели в произведениях авторов.

  • Интерпретации образа Е.И. Пугачева в творчестве А.С. Пушкина и С.А. Есенина

    Основное содержание работы составляют материалы о художественном образе Пугачева в русской литературе на примере двух великих поэтов – А.С. Пушкина и С.А. Есенина, обратившихся в разное время к образу легендарного бунтаря, по-разному подошедших к оценке его личности и исторической значимости. С.А. Есенин собирался поправить А.С. Пушкина и дать свое собственное изображение пугачевского движения и пугачевцев.

  • Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина и оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок"

    В проекте проведено сравнение литературной сказки А.С. Пушкина "Золотой петушок" и одноименной оперы Римского-Корсакова по содержанию и художественной форме.

  • Эволюция жанра элегии в русской поэзии

    В конце XVIII — начале XIX в. в литературе появилось одно из крупнейших направлений — романтизм. Одним из самых популярных жанров в романтической поэзии является жанр элегии. При написании данной работы была поставлена цель: проследить развитие жанра элегии в XIX веке. В ходе работы было выявлено, что эволюция его сводится, с одной стороны, к соблюдению традиций романтической школы, а с другой — элегия приобретает новые черты, она видоизменяется и постоянно развивается.

  • Дворянская усадьба в русской культуре ХIХ века

    Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен для современного человека. Стоит вступить за ворота старинного запущенного парка, углубиться в аллеи, вглядеться в силуэт дворца, отраженный в зеркале пруда, и душу охватывает грустное томление. Перед нами лишь след минувшей жизни, два столетия назад полнокровной и бившей ключом. В своей работе мы исследовали дворянские усадьбы ХIХ века: изучили их интерьер, архитектуру, парки и сады.

  • Дело всей жизни

    Цель нашей работы: показать, как в судьбе конкретного человека отражается история определенного периода в жизни страны (сталинские репрессии) и как сам человек может «оживлять» страницы истории своего края. Собран биографический материал о Ефимове К.В. — одном из наших земляков, жертве сталинских репрессий. Описана его поисковая деятельность по истории нашего края. Собранная информация сопоставлена с художественным образом К.Ефимова — героя книги Г.Белгалис "От нищеты до нищеты".

  • Семантика звукового образа (колокольный звон) в русской поэзии XIX-XX веков

    В данной работе прослеживается роль звукоподражательных слов в художественном тексте. Самое большое внимание уделяется такому звуковому образу, как колокольный звон (набат). Для литературного комментария взяты стихотворения разных русских поэтов. Результатом явились таблицы, которые отражают частотность употребления и значение колокольного звона.

  • Изобразительно-выразительная роль знаков препинания в языке произведений А.С. Пушкина

    В работе приводится лингвистический материал о функциях знаков препинания в речи. Особое внимание обращается на роль знаков в художественном тексте на примерах произведений А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка", "Борис Годунов", "Евгений Онегин". Результатом лингвистических наблюдений явилась обобщающая таблица частотности употребления различных знаков пунктуации в языке указанных произведений. Например, скобки, многоточие служат для создания атмосферы взволнованности, радости.

  • Образ тройки лошадей в русском искусстве XIX века: поэзии, живописи, музыке

    В данной работе прослеживается интегрированный образ русской тройки на примере поэзии А.С. Пушкина, Я.П. Полонского, Н.Некрасова и др., романсов П.Булахова, Я.Ф. Пригожего, А.Гурилева, а также живописных произведений Н.С. Самокиша, К.Баумгартнер-Стойлова, Н.Е. Сверчкова. Сделана попытка выявления характерных составляющих сквозного образа русской тройки.

  • Сопоставительный анализ поэм о Болдинской осени Г.Блюмина и Е.Нефедова

    В работе представлен сопоставительный анализ двух поэм, где затрагивается одна и та же тема о значении Болдинской осени в жизни и творчестве А.С. Пушкина — поэма Г.Блюмина "Путь в Болдино" и поэма Е.Нефедова "Как никогда он счастлив не был". Рассматриваются сходства и различия в интерпретации темы и творчества, образа А.С. Пушкина, природы Болдинского края и др.

  • Нижегородец В.М. Архангельский — наставник А.С. Пушкина

    Работа посвящена биографии и педагогической деятельности В.М. Архангельского — адъюнкта, преподавателя физико-математических наук в Царскосельском лицее, нашего земляка.

  • Колоризмы

    В ходе исследования нами проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике Б.П. Корнилова, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведен статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве Б.П. Корнилова. Данная работа может быть использована при изучении поэзии Корнилова для лучшего понимания внутреннего мира поэта.