Тема эксперимента: Создание портфеля личных достижений учащихся как средство формирования компетентности, личного самосовершенствования учащихся лицея.
Сроки эксперимента: 2008-2012 годы /три учебных года/
Актуальность эксперимента :Проблема перехода от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьников является одной из наиболее актуальных проблем современной школ и связана с модернизацией российского образования. Ориентация на развитие мотивации достижений у учащихся позволяет преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети. Чтобы это изменить, необходимо внести изменения в оценочную деятельность педагогов. Портфолио является способом фиксирования и накопления достижений учащихся.
Цели и задачи эксперимента :Сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение, а также систематизировать, анализировать собранный материал; повысить учебную мотивацию успеха учебной деятельности.
В эксперименте предстоит отработать:
- Структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов
- Варианты представления итоговых документов
- Формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника лицея
- Возможные формы коммуникаций (взаимодействия контактов учащихся, учителей, возможно, родителей и др.) при составлении его портфолио и его оценке
- Период накопления (сбора) портфолио (9 – 11 класс)
Необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какие модели портфолио или их компоненты являются наиболее действенным и реализуемым, как они могут входить в образовательный рейтинг выпускника?
- Какие формы итогового документа по портфолио наиболее удобны и функциональны?
- Какой срок является оптимальным для накопления материалов портфолио?
- Как могут взаимодействовать учителя, ученики и родители при формировании и оценки портфолио?
- Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?
Объект исследования :Апробация рабочей тетради “Личностное портфолио старшеклассника” /авт. Молчанова З .М., Тимченко А.А., Черникова Т. В./
Предмет исследования Построение: различных моделей портфолио учащихся
Участники эксперимента: учащиеся 10б и 9бкл.
Планируемые результаты реализации программы: ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО
Методическое обеспечение.
– рабочая папка (портфолио);
– диагностические материалы;
– таблицы и схемы для ведения рабочей папки;
– памятки и инструкции для учащихся;
– методические рекомендации по ведению портфолио;
– примерные варианты занятий с учащимися.
Реализация программы рассчитана на три года, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.
К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.
Предполагаемые формы апробации материалов: малый педсовет, выступление на
педчтениях, публикация.
Программа работы с портфолио предполагает пять этапов:
I – подготовительный
II – информационно-диагностический
III – аналитический
IV – обобщающий
V – заключительный.
При работе на I-III этапах портфолио представляет собой папку с файлами, содержащую накопительные материалы. Далее, на IV-V этапах, учащимся предоставляются бланк титула портфолио и приложение (обязательное) к портфолио, которое заполняется классным руководителем (на основании собранных материалов рабочей папки) и заверяется подписью директора школы и школьной печатью.
Этапы реализации программы
Строки реализации | Структура этапов | Взаимодействие |
1.Подготовительный этап | ||
9 класс сентябрь-ноябрь |
– Подготовка рабочих материалов – Собеседование с классным руководителями. – Составление плана работы по программе. – Оформление собственно папок. – Информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о значимости портфолио и необходимости его введения |
Классный руководитель, педагог-психолог, родители. |
2. Информационно-диагностический этап | ||
9 класс январь– апрель |
– Работа по развитию навыков
рефлективной и оценочной (самооценочной)
деятельности учащихся. – Психологическая диагностика. Диагностика возможностей: а) анализ результатов успеваемости; б) анализ результатов досуговой деятельности; в) проведение экстпесс-диагностики (определение типа мышления); г) изучение мотивации учащихся при переходе в основную школу, изучениемотивов в обучения в 7 классе, ГИТ, типы интеллекта (теория Говарда Гарднера) |
Классный руководитель, педагог– психолог, учитель-предметники. |
– формирование умения ставить цели,
планировать и оргнанизовывать собственную
учебную деятельность. – Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады по предметам и т.д . |
||
3. Аналитический этап | ||
4. Обобщающий этап | ||
Окончание 10 класс | – На данном этапе проводятся
консультации с учащимися и их родителями по
выбору профиля дальнейшего обучения. Диагностика интересов, потребностей и склонностей: А)карта интересов; Б)– диагностика включённости и эмоционального благополучия на уроках. – Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося. – Соответственно ведётся работа по максимальному обеспечению официальных документов и творческих материалов, ктоторые будут подтвеждать уровень достижений ребёнка в различных видах деятельности |
Классный руководитель, педагог-психолог, родители |
– Обработка результатов, накопленных
на раннем этапе. – Предоставляется широкий выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределеня учащихся. – Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут по предпрофильной подготовке и повысить образовательный рейтинг. – Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей. – Подведение итогов диагноститечской работы, подготовка рекомендаций. |
||
5. Заключительный этап | ||
11 класс | – Проводится анализ результативности
работы по накоплению портфолио. – Заполнение официального бланка портфолио и приложения к нему, |
Классный руководитель, педагог-психолог, администрация |
Программа содержания личностного портфолио старшеклассника на 2008-2012 годы
I. Личностный рост.
- Пять минут наедине с собой.
- 11 ступеней к успеху.
- Стратегия успеха.
- Восхождение к успеху.
- Что такое успех?
- Ассоциограмма успеха и диаграмма успеха.
- Философия успеха.
- Гора успеха.
- Рейтинг успешности.
- Ключи к успеху.
- Формула успеха.
- К вершине успеха.
- Лестница успеха.
II. Самопознание и саморазвитие.
- Познай себя.
- Какой я и Молекула ролей.
- Самооценка.
- Мои недостатки.
- Что думают обо мне другие.
- Мои чувства и эмоции.
- Хорошие и плохие привычки.
- Мои способности.
- Мои потребности.
- Мои жизненные ценности.
- Твой компас успеха.
- Мое будущее и Моя мечта.
- Мои жизненные планы.
- Учимся планировать свои дела.
- Учимся выполнять план.
III. Искусство общения
- Взаимоотношение.
- Краткий курс человеческих взаимоотношений.
- Я восхищаюсь людьми, которые… и Мне не нравятся люди, которые…
- Как привлечь к себе внимание и завоевать доверие лдей?.
- Толерантность.
- Дружба.
- Умение дружить.
- Лидерство.
- Сотрудничество.
- Общение.
- Тренировка слушания.
- Конфликты.
IV. Портфолио лидера молодежных групп
- Природа лидерства. Типология лидеров. Личность лидера молодежных групп.
- “Ростки лидерства”.
- “Кто такой лидер?”.
- “Лидер на все времена”.
2. Построение взаимодействия лидера с детскими и юношескими группами.
- .
- “Лидер среди людей”.
- “Какой ты лидер?”
3. Технологические средства педагогической и общественной работы лидера молодежных групп.
- “Методическая копилка”.
- “Моя педагогическая роль”.
- “Карта наблюдения за коммуникативным поведением во время работы с группой”.
V. Портфолио развития
- Познавательная сфера и отношение к своей ситуации.
- “Интервью с самим собой”.
- “Главные события в моей жизни”.
- “Как я отношусь к себе”.
- “Насколько я знаю себя”.
- “Моя мечта”.
- Эмоциональная сфера.
- “Мои интересы”.
- “Как я справляюсь с напряжением, тревогой и беспокойством?”
3. Коммуникативно-поведенческая сфера.
- “Кто мои друзья?”
- “Моя карманная экономика”.
- “Сколько денег мне нудно”.