Тестовый контроль по теме: "Элементы подгруппы VIA"

Разделы: Химия


Тестовый контроль знаний является удобной формой контроля для проверки степени сформированности знаний и умений алгоритмического характера, с четко выраженнными процедурами представления знаний и умений. Вместе с тем, для того, чтобы надежно и валидно осуществить контоль знаний и умений с помощью бумажных тестов и прооверить результаты тестирования необходимо слишком много времени. Пытаясь снизить временные затраты, учителя и преподаватели уменьшают число тестовых заданий до 10 и менее, что зрезкот снижает валидность и надежность тестов. Выход видится в применении машинных способов тестирования учащихся с помощью ЭВМ. Еще недавно степень насыщения школ и педагогических вузов компьютерной техникой была невелика и поэтому вопрос о разработке машинных систем тестирования не стоял так остро. В настоящее время, практически, на каждом естественно-научном, биолого-химическом, естестственно-географическом, химическом факультетах российских педвузов имеются компьютерные классы. Качественно изменилась ситуация и в российских школах. Во многих российских школахт уже не один компьютерный класс, а несколько, причем класы оборужолваны достаточно современнымикомпьютерами. Дело за программным обеспечением. В распоряжении преподавателей имеются мультимедийные обучающие материалы на CD-дисках, такие как “Открытая химия” и др. однако тесты, предлагаемые разработчиками этих мультимедийных приложений имеют органические недостатки, такие как:

  1. недостаточно ситемный уровень предствления материала, в том числе и в тестах;
  2. наличие фактических и методических ошибок и неточностей;
  3. ориентация на школьный учебник для среднегшо уровня учащихся, отсуствие тестов, предназначенных для контроля знаний учащихся профильных химических классов и студентов педагогических вузов, будущих учителей химии;
  4. невозможность для учителя, преподавателя вуза произвести коррекцию тестовых заданий, отредактировать тест, модифицировать его.

В связи с этим нами на примере содержания темы “Элементы подгруппы VIA” было разработано несколько вариантов тестов, которые можно использовать как для сетевого компьютерного контроля знаний в рамках общешкольной или общеуниверситетской системы тестирования, так и для контроля знаний на локальных ЭВМ. Удобство системы контроля состоит в том, что тестовые задания и эталоны ответов к ним формируются в доступном каждому педагогу текстовом редакторе Microsoft Word. Для сетевого варианта задания затем трансформируются в файлы формата jpeg, поэтому формат задания может быть любым: текст, графика, таблица, число и др. На основе jpeg-заданий и числовых или буквенных ответов оператор формирует банк заданий, где каждому заданию присвоен свой код, включающий информацию о специальности, дисциплине, теме, разделе, уровне трудности (А, Б, С) и эталон ответа. Управляющий модуль программы тестирования разработан начальником информационно-аналитического центра ЛГПУ Лютцем Хорстом Кюнбергером на базе Acsess. Все задания в банке тестов закрытые, число выборов колеблется от трех до восьми. Число возможных правильных суждений в тестовом задании колеблется от 1 до 8, что резко снижает вероятность угадывания ответа. Число заданий в тесте - 30. Вариантов тестов - 3.

До перевода тестовых заданий в jpeg-формат и ввода заданий в базу тестов была проведена экспертная проверка тестовых заданий. В качестве экспертов использовались преподаватели вуза, учителя, студенты старших курсов, первокурсники. Результаты выполнения ими тестов и субъективные оценки уровня трудности заданий (низкий, средний, высокий) позволили переработать отдельные задания, уточнить их содержание, подобрать более понятную форму задания, отсортировать тестовые задания по уровню трудности, определить время, выделяемое на тестирование. Все это позволило повысить надежность и валидность тестов.

По результатам апробации тестов студентами первого курса естественно-географического факультета ЛГПУ была проведена статистическая обработка прямоугольной матрицы результатов тестирования по В.С. Аванесову. Были определены коэффициенты корреляции тестовых заданий с общим тестовым баллом, коэффициенты корреляции заданий друг с другом, коэффициенты надежности и валидности теста. Это позволило провести оптимизацию теста, коррекцию заданий, уточнить и оптимизировать время тестирования, исключив задания и низким коэффициентом корреляции заданий и тестового балла.

В настоящее время в рамках творческого объединения преподавателей и студентов естественно-географического и физико-математического факультетов (учебно-научной группы) завершается разработка локального варианта системы тестового контроля знаний. Пакет управляющих модулей разработан студентами физико-математического факультета ЛГПУ под руководством доцента И.С. Кислицкой. Особенность локального варианта системы тестового контроля - простота введения и модификации тестовых заданий. Задания подгружаются в оболочку системы тестирования непосредственно из редактора Word (открывается окно Word), но доступ учащихся к базе данных тестовых заданий и клавиатуре, управляющей командами Word’a закрыт.

С результатами дальнейшей работы можно будет ознакомиться на нашем сайте www.borazon.ru, на котором будут помещены итоговые варианты тестов в jpeg-формате, эталоны ответов. Также в апреле-марте 2006 г. будет помещена информация о результатах разработки локального варианта системы тестового контроля по вышеприведенной теме. В приложении приведены варианты тестов

Приложение. Варианты теста “Элементы подгруппы VIA”.

Вариант 1

Вариант 2

Ответы

Литература:

Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М.: АИП, 1996. - 191 с.