Елена Владимировна Бутылина

Темы Открытых уроков автора

  • Проект "Мир народных промыслов глазами детей" 2010

    Нельзя забывать: праздники – это завещание одного поколения другому. Великие народные традиции минувших эпох подобны посевам многолетних растений – каждое поколение собирает свою жатву. Взгляд с высоты более позднего времени открывает в отдалённых традициях новые ценности и возможности их вхождения в жизнь нашего быстро меняющегося мира.

  • Урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе с применением информационных технологий на тему "Тригонометрические функции. Функции y=sin x*y=cosx" 2009

    Предлагается разработка урока с применением информационных технологий. Кроме своих специальных задач, такие уроки решают и одну общую: мотивировать учащихся к учёбе и к изучению математики в частности, тем самым повысить эффективность обучения. Они переводят ученика в иное психологическое состояние, ощутить себя в новом качестве, позволяют оценить роль знаний и увидеть их применение на практике.

  • Разработка урока по теме "Вероятность" 2008

    Разработку одного из уроков на тему "Вероятность" хочу предложить вашему вниманию.

  • Сценарий воспитательного мероприятия "Посиделки за чаем" 2007

    Праздник хранит историю времени и народа. Нельзя забывать: праздники - это завещание одного поколения другому. Обществу не должно быть безразлично, какие праздники после нас унаследуют наши дети. Народная педагогика как раз и должна приобщить наше молодое поколение к самой богатой духовной и культурной сокровищнице человечества.

  • Конспект нестандартного урока по геометрии в 9-м классе на тему: "Длина окружности" 2007

    Нетрадиционные формы уроков, кроме своих специальных задач, решают и одну общую: мотивировать учащихся к учёбе и к изучению математики в частности, тем самым повысить эффективность обучения. Они переводят ученика в иное психологическое состояние, позволяют ощутить себя в новом качестве, позволяют оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. А учителю дают возможность реализовать свой творческий подход при построении урока, осуществить собственные идеи, лучше узнать и понять своих учеников. Одним из видов нетрадиционных уроков является театрализованный урок, разработку которого я предлагаю вашему вниманию.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Старинные меры длины на Руси

    Цель исследования: выявить и обобщить старинные меры длины на Руси. Автор наглядно показал истинную длину различных мер: пядь, локоть, сажень, верста и т.д. Дал обзор использования устоявшихся фразеологических оборотов, связанных со старинными мерами длины, в современной бытовой речи. Показал историю создания метрической системы мер на Руси и использование её в практической деятельности. Осветил метрологию в период правления Петра I.

  • История числа "пи"

    Цель исследования — подобрать и систематизировать сведения из истории математики о числе "пи". В своей работе автор ввёл понятие числа "пи", провёл обзор возникновения отношения длины окружности к её диаметру в математике Древнего Междуречья, Древнего Египта, Древней Греции, Индии, Китае, Европе. Рассмотрел, как шло формирование понятия рациональных и иррациональных чисел.

  • Тайны криптографии

    Цель исследования: собрать сведения об истории возникновения шифров и их практического применения. Сделан исторический очерк о возникновении шифров. Рассмотрены этапы развития криптографии от Атбаша и Сцилаты до Шифровального диска и Повторной решетки. Дано представление о том, каким должен быть шифр. Дал объяснение фразеологизму "Тарабарская грамота". Работа содержит много интересных фактов о развитии криптографии.

  • Великая Отечественная война. Битва под Москвой

    Цель исследования — провести исторический обзор событий 1941-го года под Москвой. Автор дал краткий обзор событий, предшествовавших битве за Москву, внес историческую справку о силах противников, рассказал, как проходила эта переломная битва. Главное в данной работе то, что автор прочувствовал всю значимость этого исторического события и постарался раскрыть всё это в своем исследовании.

  • Когда появились отрицательные числа

    Цель исследования — систематизировать информацию об истории возникновении отрицательных чисел. Автор дал обзор появления понятия "отрицательные числа" у разных народов мира. Рассмотрел, как толковали эти числа Леонард Фибоначчи Пизанский, Михаил Штифель, Жирар и Рене Декарт. В работе также представлен краткий справочный материал об этих учёных-математиках.

  • Пифагор и его открытия

    Цель исследования — собрать сведения о жизни и творчестве Пифагора. В своей работе автор дал краткую историческую справку о греческом математике и философе Пифагоре. Рассказал о его школе, которая вскоре превратилась в религиозно-философское братство. Пифагор считал, что основным свойством мира является всеобщая числовая гармония.

  • Математика и шифры

    Цель работы: выяснить, какие бывают шифры и как они работают. В своем исследовании автор дает подробное описание того, каким должен быть шифр, а также рассматривает некоторые способы кодирования информации ("Арифметика остатков", "Подсчет частот", "Шифрование решеткой"). Материал может быть интересен для организации внеклассной работы по математике.

  • История системы счисления и развитие вычислительных машин

    Цель исследования — собрать материал об истории возникновения систем счисления и истории возникновения вычислительных машин. В работе представлен разнообразный материал о том, как считали люди с глубокой древности до наших дней. Приведены интересные факты об истории возникновения слова "цифра", о первом разработчике вычислительной машины и многие другие. С развитием человека развивалась и система счета. У разных народов и в разное время она была различна.

  • Число ПИ

    Автор в своей работе выясняет историю появления числа ПИ, выявляет причину появления данного отношения в математике Китая, Египта, Вавилона и Греции, рассматривает способы вычисления числа ПИ. Подробно автор в своем исследовании остановился на применении числа ПИ в астрономии. Особый интерес вызывают сведения о том, как использовалось и освещено число ПИ в Книге Царей. Автор подобрал богатый материал о загадочном числе ПИ.

  • Основатели учения о золотом сечении

    Цель исследования – систематизировать сведения об основоположниках учения о золотом сечении. Основателями учения о золотом сечении считаются знаменитые ученые, математики, архитекторы, художники, физики, алхимики, такие как Пифагор, Евклид, Леонардо да Винчи, Фибоначчи, Платон, Ле Корбюзье, Пачоли, Архимед, Гете, Дюрер и мн. др. И эти "великие" люди, заметившие это, передавшие это, – они поистине божественны!

  • Божественная пропорция в скульптуре

    В работе исследуется формула золотого сечения, которая, создавая впечатление гармонии и красоты человеческого тела, наиболее часто использовалась скульпторами. Скульптурные сооружения и памятники воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги и деяния. Известно, что еще в древности основу скульптуры составляла теория пропорций.

  • Золотое сечение и симметрия в природе

    В работе исследуется понятие золотое сечение в природе, т.к. и в растительном, и в животном мире настойчиво пробивается формообразующая тенденция природы – симметрия относительно направления роста и движения. Здесь золотое сечение проявляется в пропорциях частей перпендикулярно к направлению роста.

  • "Витрувианский человек"

    Цель исследования – разобрать рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек". В работе автор рассмотрел сопроводительные записи Леонардо и узнал, что рисунок был создан для изучения пропорций человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия.

  • Различные способы доказательства теоремы Пифагора

    Цель исследования – подобрать материал и систематизировать сведения о различных способах доказательства знаменитой теоремы Пифагора. В своей работе автор рассматривает самые первые известные доказательства теоремы (доказательство Древнего Китая, Древнего Египта и Древней Индии), а также приводит еще 13 интереснейших доказательств этой теоремы.

  • Симметрия в неживой природе

    В работе автор рассмотрел трансляционную и точечную симметрию кристаллов. Кристаллы издавна привлекали людей своим внешним видом: правильными гранями, совершенством форм. Хороший кристалл – прекрасная геометрическая фигура. Именно этим он всегда отличался от других "бесформенных" природных образований.

  • Золотое сечение и человек

    В своей работе автор рассматривает параметры человеческого тела относительно золотого сечения. Знакомится с трудами Э.Нойферта. Рассматривает несколько основных золотых пропорций нашего тела, дает понятие золотого сечения в чертах лица человека как критерий совершенной красоты, наблюдает пропорции в руке, в строении легких, ритмах сердца и мозга.

  • Пародокс М.К. Эшера

    В работе изучаются вопросы, связанные с жизнью и творчеством голландского художника М.К. Эшера. Художник создал уникальные и очаровательные работы, в которых использован и показан широкий круг математических идей. Автор рассматривает эти идеи в графических произведениях мозаики, многогранников, изображении формы и логики пространства, спиралей.

  • Методы решения уравнений в странах Древнего мира

    В своей работе автор рассматривает способы решения квадратных уравнений в Вавилоне, Египте, Индии, Китае. Даёт исторический обзор решения диофантовых уравнений, кубических и неопределённых уравнений. Работа может использоваться для организации внеклассных мероприятий.

  • Способы извлечения квадратных корней

    В своей работе автор даёт историческую справку о возникновении знака радикала, рассматривает методы извлечения квадратных корней в Вавилоне, Древнем Египте и Греции. Рассказывает о кубическом корне. Работа может представлять интерес при организации внеклассной работы по математике.

  • Математика исламского Средневековья

    Автор сделал исторический обзор развития математики в странах исламского мира во времена Средневековья; рассмотрел вклад в развитие математики таких учёных как Сабит Ибн Курра, Аль-Хорезми, Аль-Бируни, Омар Хайям, ат-Туси, аль-Каши. Материал этой работы может быть использован как на уроках, так и при организации внеурочной деятельности.

  • Решение кубических уравнений

    В своей работе автор знакомит со способами решения кубических уравнений. На примере работ Николло Гарталья и Джероламо Кардано рассматривает формулы для их решения. Вводит понятие дискриминанта кубического уравнения. Работа представляет интерес для организации внеклассной работы.

  • Easy Photo

    Автор подробно рассматривает принцип действия фотоаппарата, даёт классификацию аппаратов по назначению. Разбирает способы управления фотоаппаратом при съёмке. Для начинающих фотографов приводятся первые уроки фотографии. В конце исследования приводятся интересные статьи о фото, в которых любой найдёт много интересных рекомендаций для своей работы.

  • Дружественные числа

    Дружественные числа — это пара чисел, из которых каждое равняется сумме своих делителей. Автор рассматривает историю открытия дружественных чисел, тайны, связанные с этими числами. Даёт обзор гипотез дружественных чисел. Материал представляет интерес для проведения факультативных и кружковых занятий по математике в 5-6-х классах.

  • Помнить и не забывать!

    Автор проводит историческое исследование событий времён Великой Отечественной войны на примере биографии своего прадеда, пропавшего без вести в самом начале войны. Показывает значимость каждого солдата, участвующего в защите своей родины, в достижении великой Победы.

  • Паровые машины

    Автор рассматривает вопросы, связанные с изобретением и принципом действия паровых машин. Описывает машины с возвратно-поступательным движением. Рассматривает вопросы парораспределения в двигателях.