Основные цели
- Способствовать формированию и закреплению навыков перевода градусной меры в радианную и наоборот, определение угла, соответствующего точке единичной окружности и нахождения точки единичной окружности соответствующей данному углу, а также определение четверти координатной плоскости, в которой расположена эта точка.
- Прояснить смысл определений тригонометрических функций , связь между ними , а также закрепить основные свойства тригонометрических функций: интервалы монотонности и знакопостоянства , периодичность и четность .
- Усилить роль наглядности при изучении тригонометрических функций путем использования тригонометрического круга и графиков функций, возможностей интерактивной доски.
- Рассмотреть возможности Интернета в поиске информации о тригонометрических функциях и их свойствах.
- Воспитывать логическое мышление учащихся.
- Развивать логические операции: анализ и синтез.
Оборудование.
- компьютер учителя.
- презентация
- компьютерный класс
- интерактивная доска
- таблицы.
Ход урока
1. Новый материал
Рассмотрим единичную окружность. Углы поворота существуют положительные и отрицательные.
Напомним, что поворотом плоскости вокруг точки О на угол называют такое геометрическое преобразование, при котором:
а) точка О отображается на себя;
б) каждый луч OX отображается на луч OX, такой, что угол XOX1=и OX=OX1.
Пусть точка Р2 единичной окружности получена при повороте точки Р0(1;0) на угол в радиан. Нетрудно понять, что ордината точки Р2 – это синус угла , а абсцисса этой точки – косинус угла .
Т.к. повороты Р2 и Р совпадают, то точка Р2 будет соответствовать не только числу , но и всем числам вида , где nZ.
Пример: Дана точка Р0(1;0). На единичной окружности постройте образцы точки Р0 при поворотах плоскости вокруг начала координат на углы величиной
И запишите их координаты.
График функции y=sinx.
Вспомним изученные свойства функции y=sinx.
Функция y=sinx
- Определена на всем множестве действительных чисел xR
- Имеет множеством значений отрезок [-1;1], поэтому ее график расположен в полосе, ограниченной прямыми y=1 и y=-1.
- Нечетна, поэтому ее график симметричен относительно начала координат, можно построить его часть вначале для x > 0, а часть графика для x<0 будет симметрична построенной части относительно начала координат.
- Периодична с наименьшим положительным периодом 2П; можно построить ее график вначале для x[0;2П] поведение функции на оставшейся части числовой прямой будет повторяться с периодом 2П.
- Свозрастанием x от 0 до возрастает от 0 до 1
с возрастанием x от до П убывает от 1 до 0
с возрастанием x от П до убывает от 0 до -1
с возрастанием x от до 2П возрастает от -1 до 0
6.Непрерывна на множества действительных чисел. (Этот факт принимаем без доказательства, опираясь на наглядное представление о непрерывном изменении ординаты точки, вращающейся вокруг начала координат по единичной окружности)
Теперь мы можем приступать к построению графика функции y=sinx.
График функции y=sinx называют синусоидой.
Проследим выполнение сформулированных выше свойств функции y=sinx по ее графику.
На интерактивной доске учащиеся выполняют задания.
Дополнительные упражнения:
- Построить график функции y=lsinxl на [] и указать промежутки, на которых функция убывает (возрастает)
- Найти наибольшее и наименьшее значения функции:
а) y = 1+2 sin x
в) y = 1+2 sin x cos x
Перед тем как мы сегодня рассмотрим построение графика функции y = cos x повторим свойства функции y = sin x.
Для построения графика косинуса напомним, cos x = sin (x + ). Следовательно значение косинуса в точке x0 + . Это означает, что график косинуса получается из графика синуса с помощью параллельного переноса на в отрицательном направлении оси Ох. Поэтому график функции y = cos х также является синусоидой.
График функции y = cos x.
Опишите свойства функции y = cos x.
Функция y = cos x :
- Определена на всём множестве действительных чисел: xR;
- Имеет множеством значений отрезок (-1;1), поэтому её график расположен в полосе, ограниченной прямыми y=1 и y=-1;
- Четна, поэтому ее график симметричен относительно оси ординат; можно построить его часть вначале для x<0 будет симметрична построенной части относительно оси ординат;
- Периодична с наименьшим положительным периодом 2П; поэтому можно построить ее график для x[0;2П]; поведение функции на остальной части числовой прямой будет повторяться с периодом 2П;
- С возрастанием x от 0 до убывает от 1 до 0
с возрастанием x от до П убывает от 0 до -1
с возрастанием x от П до убывает от -1 до 0
с возрастанием x от до 2П возрастает от 0 до 1
6. Непрерывна на множестве действительных чисел (этот факт мы принимаем без доказательства, опираясь на наглядное представление о непрерывном изменении абсциссы точки, вращающейся вокруг начала координат по единичной окружности).
Приступим теперь к построению графика функции y=cosx.
На интерактивной доске учащиеся выполняют задания.
Дополнительные упражнения:
1. Построить график функции:
а) y = 1 + cosx
б) y = 1 + lcosxl
Указать промежутки возрастания и нули функции.
2. Найти наибольшее и наименьшее значения функций:
а) y = 2-cosx
б) y = 2cosx + lcosxl
в) y = sinx + cosx
Индивидуальная работа на компьютере.
1. Работа с ссылками в Интернете.
- E-science.sources.ru
- ru.wikipedia.org.
- www.intuit.ru
- www.geometr.info
- www.krugosvet.ru – тригонометрические функции.история
- Vreferat.ru – история тригонометрии
2. Работа по индивидуальным карточкам (Приложение )(Построение графиков тригонометрических функций в различных программах).
3.Самостоятельная работа
Вариант 1. 1. Найти градусную меру угла, выраженного в радианах: , 2. Найти координаты точки, полученной поворотом точки Р(1;0) на угол: а) Z б) Z 3. Найти все углы (в радианах), на которые нужно повернуть точку Р(1;0), чтобы получить точку с координатами: а) (0;-1) б) (1;0) 4. Вычислить: а) cos б) 2sin(- 5. Упростить выражение: а) б) |
Вариант 2. 1. Найти градусную меру угла, выраженного в радианах:
2. Найти координаты точки, полученной поворотом точки Р(1;0) на угол: а) Z б) kZ 3. Найти все углы (в радианах), на которые нужно повернуть точку Р(1;0), чтобы получить точку с координатами: а) (-1;0) б) (0;1) 4. Вычислить: а) sin б) cos(-)*3tg(- 5. Упростить выражение: а) б) |
Подведение итогов урока:
На доска интерактивная таблица с результатами урока.
Домашнее задание:
Подготовить компьютерную презентацию на тему: “Движения графиков тригонометрических функций”