Проект "Мир народных промыслов глазами детей"

Разделы: Классное руководство, МХК и ИЗО


Душа нашего народа – главное, ни с чем не сравнимое, бесценное сокровище России. Это загадка, полная невыразимого очарования и щемящей грусти. Словно в безмерной глубине озера Светояр, куда скрылся от полчищ хана Батыя град Китеж, русская душа таится в сказках, былинах, обрядах и поверьях.

И.А.Ильин писал: “Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего”. Да, если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды… И мы начинаем превращаться в “Иванов, родства не помнящих”.

Благодаря внимательному взору потомков откроется потаённое, неприметное досужему взгляду духовное бытиё России.

Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться. Если вдруг нарушились дружеские связи и отношения.

Праздник – неосознанная надежда на новое. Светлое, счастливое. Для детей и школьников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, забыться, отдохнуть от одинаковости будних дней.

Праздник – душа народа. И он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.

Праздник хранит историю Времени и Народа.

Для детей праздники, все перипетии их сюжетов – не просто отдохновение, но и полное удовлетворение в тех избыточных формах, какие в учебной или будничной практике искусственно принижаются или даже подавляются.

Досуг в дни празднеств приносит ребёнку естественную разрядку от вечной дидактической и режимной напряжённости, которая накапливается в нем в одномерных, повторяющихся операциях учебных будней и внеучебных привычных деяниях, как правило, связанных с тем же процессом учёбы и всеми ему сопутствующими элементами – дисциплиной, правилами школьного устава, обязанностями не всегда привлекательного характера. Дети особенно остро чувствуют праздничный досуг как прикосновение к подлинной свободе самовыражения и счастливой жизни. Праздник выводит детей из состояния статистов, слепых исполнителей воли взрослых и переводит их в мир суверенных проявлений и свобод.

Л.Н.Толстой считал, что праздник – всегда есть праздник идей. След в памяти детей оставляет лишь праздник с чётко социально значимой идеей – идейный праздник.

Настоящий праздник – символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворённую в стереотипах поведения. Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имён, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей. Нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой – разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика Можно спорить, что такое праздники; подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Они объединяют и фольклор – устное народное творчество: сказку, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.; музыкально – песенное искусство; народную игрушку; народные промыслы, объединяющие в себе и труд и искусство. Праздники – явление поразительное гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно – душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Нельзя забывать: праздники – это завещание одного поколения другому. Обществу не должно быть безразлично, какие праздники после нас унаследуют наши дети.

Великие народные традиции минувших эпох подобны посевам многолетних растений – каждое поколение собирает свою жатву. Духовные ценности испытываются временем. Большое видится на расстоянии. Взгляд с высоты более позднего времени открывает в отдалённых традициях новые ценности и возможности их вхождения в жизнь нашего быстро меняющегося мира (См: Взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур. – М.,1961).

Народная педагогика как раз и должна приобщить наше молодое поколение к самой богатой духовной и культурной сокровищнице человечества.

Проект “Мир народных промыслов глазами детей”

1 группа

Сегодня мы хотели бы рассказать об истории возникновения этого промысла, и разобрать несколько основных элементов росписи.

Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают эти предметы? Вслушайтесь в само слово “Хохлома”. Здесь слышны и радостное “хо” и восхищенное “ох”.

Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. Изготавливали в деревнях близ Нижнего Новгорода, привозили на ярмарку в Хохлому, отсюда и пошло название - “Хохломская роспись”.

Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют “бельем”. Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3. Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

Вот видите, какой трудоемкий и долгий процесс проходит посуда, прежде чем попасть к людям.

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый).

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).

- Главный элемент росписи - травка, художников называли “травниками”. Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.

З. Творческая работа учащихся.

Рисование основного элемента - криуля, он рисуется с помощью завитков. На следующем этапе добавляются “капельки”, “осочки”, “травинки”, образуются “кустики”. Продолжая таким образом, создается орнамент.

Показ РАБОТ.

1 .Ведущий читает стихотворение П.Синявского “Хохлома”.

Хохломская роспись
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.

Рощи-перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной –
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.

И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!

2 группа ГОРОДЕЦ

ТЕКСТ АВТОРА

Здравствуйте, дорогие ГОСТИ. Меня зовут …….. Я очень рад, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла – городецких мастеров.

Сегодня мы познакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от названия города Городец.

На Волге недалеко от Нижнего Новгорода есть старинный, основанный еще в XII веке князем Юрием Долгоруким, город Городец. Среди его населения преобладали ремесленники. Особенно много было мастеров по обработке дерева: резчиков, столяров, плотников.

Берег здесь обрывист, сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб – явление, выдающее в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

Другой старинный промысел Городца – игрушечный. Городецкая игрушка известна под названием городецкая топорщина. Ее можно отличить по особому, на редкость выразительному стилю. Больше всего делали здешние кустари коньков в упряжке — по одному, паре, тройке, затем ставили их с возчиками на колеса и получался целый экипаж.

Особую популярность завоевали донца для прялок. Производством прялок занимались целые семьи крестьян, включая женщин и детей. Долгими вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть.

Городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украшать тонкой резьбой, чтобы спорилась работа у прях. Украшалось обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюдца и тарелки.

Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. Кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони и сказочные птицы.

В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине.

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий.

Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия.

Сегодня традиционный народный художественный промысел “Городецкая роспись” развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики “Городецкая роспись” сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла.

Городецкие мастера хотят поделиться с вами своим мастерством.

Традиционные цвета городецкой росписи – желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.

Основой любого Городецкого цветка является круг. Поэтому посмотрите, в какой последовательности рисуется цветок. Цвет мотива накладывается в цвет подмалевки, но на тон темнее. Оживка всегда белая, на листьях может быть желтой. Край изделия обрамлен красной обереговой полосой.

А теперь посмотрите, в какой последовательности составляется композиция на разделочной доске.
Ну как, вам понравилось?

Какое из городецких изделий понравилось больше всего?

А сейчас вы увидите как мы применили знания о городецкой росписи для украшения современной одежды.

3 группа Гжель

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова “жгель”, т.е. “жечь” или “обжечь” - всё это слова из лексикона стародревних гончаров.

Гжель – название народного “сине-белого” промысла, керамический центр России. Под “крышей” Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни. Вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить: поехать не “в Гжель”, а “во Гжель”.

Гжельская волость в к.18в. в одной из ревизских сказок описывалась так: “Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…”

Своё понимание Гжели могу также выразить в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.

Технология производства керамики. Гжельская роспись глазурью. В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, муфели, горны, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.

Сейчас же технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) – Сушка – Ручной осмотр – Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех. Вот за этими “производственными” словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей

Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!

Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350?. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

“Бельё” - это фарфоровая форма без росписи.

“Крытьё” - это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - “гребёнки” (в виде ели), “капельки”, “жемчужинки”, “усики”.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Синеглазая посуда –
Вазы, чайники и блюда –
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса.

Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции.

Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены.

При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни. Гжельские узоры необычайно красивы и изящны.

Наша группа исследовала историю промысла.

Ялично восхищаюсь работами Квитицкой, Хазовой, Федотова,Гордеева, Петрова. Они завораживают!

У каждого мастера свой Цветок. Неповторимый!!!