Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
Цель: Формирование умения анализировать характер героя, его поступки и мотивы через коллективную работу с текстом.
Задачи:
- Предметные: Углубить знание рассказа Л.Н.Толстого "Филипок". Учить определять характер героя, давать оценку его поступкам.
- Метапредметные:
- Регулятивные: Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (инструкцией).
- Коммуникативные: Развивать умение договариваться, распределять роли в группе, представлять результаты коллективной работы.
- Познавательные: Развивать умение находить в тексте информацию, анализировать и обобщать её.
- Личностные: Воспитывать интерес к чтению, уважение к одноклассникам.
Оборудование:
- Текст рассказа Л.Н.Толстого "Филипок" (распечатанный для каждой группы или на отдельных листочках).
- Инструктивные карточки для групп (4 варианта).
- Листы ватмана (А3), фломастеры, цветные карандаши.
Ход урока
1 этап. Организационный момент (2-3 минуты)
Задача: Создать рабочий настрой, объяснить принцип работы.
Действия учителя: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поработаем не как обычно. Мы будем исследователями, и работать вы будете в группах. Каждая группа получит своё задание, которое нужно будет выполнить, а потом поделиться открытием со всеми".
2 этап. Актуализация знаний. Введение в тему (5 минут)
Задача: Вспомнить рассказ, вызвать эмоциональный отклик.
Действия учителя: "Ребята, давайте вспомним рассказ Льва Толстого «Филипок».
Краткая беседа по содержанию:
- Кто такой Филипок?
- Что он очень хотел?
- Что он для этого сделал? (Краткие ответы детей).
Сегодня мы поближе познакомимся с главным героем, разберёмся, какой он был мальчик, и почему его поступок так важен.
3 этап. Постановка учебной задачи (2 минуты)
Задача: Сформулировать цель работы для учащихся.
Действия учителя: "Наша главная задача сегодня — составить коллективный портрет Филипка. Каждая группа будет работать над своей частью этого портрета. Результатом вашей работы станет плакат, который вы представите классу".
4 этап. Коллективно-распределённая работа в группах (15-20 минут)
Задача: Организовать самостоятельную работу групп по инструктивным карточкам.
Действия учителя:
- Деление на 4 группы (например, по цвету жетонов).
- Распределение ролей в группе (если дети уже умеют это делать): читатель, секретарь (записывает), художник, спикер (будет рассказывать). Роли распределяет учитель или дети договариваются сами.
- Раздача инструментов: текст рассказа, инструктивная карточка, ватман.
Инструктивные карточки для групп
Группа 1. "Следопыты-читатели"
Задача: Найдите в тексте и выпишите слова, которые описывают Филипка (какой он?).
Инструкция:
- Внимательно перечитайте рассказ.
- Найдите и выпишите на лист слова, которые отвечают на вопрос "Какой Филипок?" (Например: маленький, смелый, любознательный и т.д.).
- Обсудите в группе, согласны ли вы с каждой характеристикой.
- Оформите на ватмане облако-заголовок "Филипок – какой он?" и впишите в него найденные слова красивыми буквами.
- Подготовьтесь объяснить, почему вы выбрали именно эти слова.
Группа 2. "Исследователи поступков"
Задача: Проанализируйте главный поступок Филипка – уход в школу.
Инструкция:
- Обсудите в группе: Почему Филипок пошёл в школу один, без спроса?
- Составьте список из 2-3 причин его поступка.
- Подумайте и запишите: Это был хороший или плохой поступок? Объясните свою точку зрения. (Можно: "С одной стороны..., с другой стороны...").
- Оформите на ватмане два столбика: "Причины поступка" и "Наша оценка".
- Подготовьтесь представить свои выводы классу.
Группа 3. "Картографы-художники"
Задача: Проследите и изобразите путь Филипка в школу.
Инструкция:
- Перечитайте рассказ и найдите все места, через которые прошёл Филипок (деревня, собаки, школа и т.д.).
- Нарисуйте на ватмане схему или красочную карту его пути.
- Обозначьте на карте все трудности (опасности), которые встретились ему на пути (например, нарисовать собак и подписать "злые собаки").
- Подпишите карту: "Трудный путь Филипка к знаниям".
- Подготовьтесь рассказать по своей карте, что происходило с Филипком в каждом месте.
Группа 4. "Судьи характера"
Задача: Оцените качества Филипка, которые помогли ему достичь цели.
Инструкция:
- Обсудите в группе: Какие качества (черты характера) помогли Филипку дойти до школы и не испугаться? (Например: смелость, упорство, желание учиться).
- Выберите 3 самых главных, на ваш взгляд, качества.
- Придумайте и запишите к каждому качеству пример из текста.
- Качество: Смелость.
- Пример из текста: Не испугался злых собак.
- Оформите это на ватмане в виде таблицы или ярких карточек-символов.
- Подготовьтесь доказать свой выбор примерами из текста.
Во время работы групп учитель выполняет роль консультанта: ходит по классу, помогает сформулировать мысль, разрешает спорные ситуации, следит за временем.
5 этап. Презентация результатов (10 минут)
Задача: Организовать представление и обсуждение работы групп.
Действия учителя:
- Предлагает группам по очереди представить свои плакаты.
- Регламентирует выступление (1-2 минуты на группу).
- После каждого выступления задаёт вопросы классу: "Ребята, вы согласны с выводом этой группы? Что вы можете добавить?"
- По итогам всех выступлений делает обобщение: "Вот мы и собрали наш общий портрет. Мы увидели, что Филипок – любознательный, смелый, упорный мальчик, который очень хотел учиться".
6 этап. Рефлексия. Подведение итогов (3-5 минут)
Задача: Оценить работу класса и личный вклад каждого.
Вопросы для рефлексии:
- "Что нового вы сегодня узнали о Филипке?"
- "Как вам работалось в группе? Удалось ли договориться?"
- "Чья презентация вам запомнилась больше всего и почему?"
- "Как вы думаете, чему нас учит эта история?" (Стремлению к знаниям, смелости, умению преодолевать трудности).
Домашнее задание (по желанию/ на усмотрение учителя): Нарисовать иллюстрацию к самому запомнившемуся моменту рассказа.