Урок литературного чтения во 2-м классе по рассказу Л.Н.Толстого "Филипок". Анализ поступков героя

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, Л.Н.Толстой "Филипок"


Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

Цель: Формирование умения анализировать характер героя, его поступки и мотивы через коллективную работу с текстом.

Задачи:

  • Предметные: Углубить знание рассказа Л.Н.Толстого "Филипок". Учить определять характер героя, давать оценку его поступкам.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные: Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (инструкцией).
    • Коммуникативные: Развивать умение договариваться, распределять роли в группе, представлять результаты коллективной работы.
    • Познавательные: Развивать умение находить в тексте информацию, анализировать и обобщать её.
  • Личностные: Воспитывать интерес к чтению, уважение к одноклассникам.

Оборудование:

  • Текст рассказа Л.Н.Толстого "Филипок" (распечатанный для каждой группы или на отдельных листочках).
  • Инструктивные карточки для групп (4 варианта).
  • Листы ватмана (А3), фломастеры, цветные карандаши.

Ход урока

1 этап. Организационный момент (2-3 минуты)

Задача: Создать рабочий настрой, объяснить принцип работы.

Действия учителя: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поработаем не как обычно. Мы будем исследователями, и работать вы будете в группах. Каждая группа получит своё задание, которое нужно будет выполнить, а потом поделиться открытием со всеми".

2 этап. Актуализация знаний. Введение в тему (5 минут)

Задача: Вспомнить рассказ, вызвать эмоциональный отклик.

Действия учителя: "Ребята, давайте вспомним рассказ Льва Толстого «Филипок».

Краткая беседа по содержанию:

  1. Кто такой Филипок?
  2. Что он очень хотел?
  3. Что он для этого сделал? (Краткие ответы детей).

Сегодня мы поближе познакомимся с главным героем, разберёмся, какой он был мальчик, и почему его поступок так важен.

3 этап. Постановка учебной задачи (2 минуты)

Задача: Сформулировать цель работы для учащихся.

Действия учителя: "Наша главная задача сегодня — составить коллективный портрет Филипка. Каждая группа будет работать над своей частью этого портрета. Результатом вашей работы станет плакат, который вы представите классу".

4 этап. Коллективно-распределённая работа в группах (15-20 минут)

Задача: Организовать самостоятельную работу групп по инструктивным карточкам.

Действия учителя:

  1. Деление на 4 группы (например, по цвету жетонов).
  2. Распределение ролей в группе (если дети уже умеют это делать): читатель, секретарь (записывает), художник, спикер (будет рассказывать). Роли распределяет учитель или дети договариваются сами.
  3. Раздача инструментов: текст рассказа, инструктивная карточка, ватман.

Инструктивные карточки для групп

Группа 1. "Следопыты-читатели"

Задача: Найдите в тексте и выпишите слова, которые описывают Филипка (какой он?).

Инструкция:

  1. Внимательно перечитайте рассказ.
  2. Найдите и выпишите на лист слова, которые отвечают на вопрос "Какой Филипок?" (Например: маленький, смелый, любознательный и т.д.).
  3. Обсудите в группе, согласны ли вы с каждой характеристикой.
  4. Оформите на ватмане облако-заголовок "Филипок – какой он?" и впишите в него найденные слова красивыми буквами.
  5. Подготовьтесь объяснить, почему вы выбрали именно эти слова.

Группа 2. "Исследователи поступков"

Задача: Проанализируйте главный поступок Филипка – уход в школу.

Инструкция:

  1. Обсудите в группе: Почему Филипок пошёл в школу один, без спроса?
  2. Составьте список из 2-3 причин его поступка.
  3. Подумайте и запишите: Это был хороший или плохой поступок? Объясните свою точку зрения. (Можно: "С одной стороны..., с другой стороны...").
  4. Оформите на ватмане два столбика: "Причины поступка" и "Наша оценка".
  5. Подготовьтесь представить свои выводы классу.

Группа 3. "Картографы-художники"

Задача: Проследите и изобразите путь Филипка в школу.

Инструкция:

  1. Перечитайте рассказ и найдите все места, через которые прошёл Филипок (деревня, собаки, школа и т.д.).
  2. Нарисуйте на ватмане схему или красочную карту его пути.
  3. Обозначьте на карте все трудности (опасности), которые встретились ему на пути (например, нарисовать собак и подписать "злые собаки").
  4. Подпишите карту: "Трудный путь Филипка к знаниям".
  5. Подготовьтесь рассказать по своей карте, что происходило с Филипком в каждом месте.

Группа 4. "Судьи характера"

Задача: Оцените качества Филипка, которые помогли ему достичь цели.

Инструкция:

  1. Обсудите в группе: Какие качества (черты характера) помогли Филипку дойти до школы и не испугаться? (Например: смелость, упорство, желание учиться).
  2. Выберите 3 самых главных, на ваш взгляд, качества.
  3. Придумайте и запишите к каждому качеству пример из текста.
  4. Качество: Смелость.
  5. Пример из текста: Не испугался злых собак.
  6. Оформите это на ватмане в виде таблицы или ярких карточек-символов.
  7. Подготовьтесь доказать свой выбор примерами из текста.

Во время работы групп учитель выполняет роль консультанта: ходит по классу, помогает сформулировать мысль, разрешает спорные ситуации, следит за временем.

5 этап. Презентация результатов (10 минут)

Задача: Организовать представление и обсуждение работы групп.

Действия учителя:

  1. Предлагает группам по очереди представить свои плакаты.
  2. Регламентирует выступление (1-2 минуты на группу).
  3. После каждого выступления задаёт вопросы классу: "Ребята, вы согласны с выводом этой группы? Что вы можете добавить?"
  4. По итогам всех выступлений делает обобщение: "Вот мы и собрали наш общий портрет. Мы увидели, что Филипок – любознательный, смелый, упорный мальчик, который очень хотел учиться".

6 этап. Рефлексия. Подведение итогов (3-5 минут)

Задача: Оценить работу класса и личный вклад каждого.

Вопросы для рефлексии:

  1. "Что нового вы сегодня узнали о Филипке?"
  2. "Как вам работалось в группе? Удалось ли договориться?"
  3. "Чья презентация вам запомнилась больше всего и почему?"
  4. "Как вы думаете, чему нас учит эта история?" (Стремлению к знаниям, смелости, умению преодолевать трудности).

Домашнее задание (по желанию/ на усмотрение учителя): Нарисовать иллюстрацию к самому запомнившемуся моменту рассказа.