Учебно-методический проект экологической направленности для старших дошкольников «День Земли»

Разделы: Экология, Что можно сделать из обычного мусора

Класс: д/с

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, старшие дошкольники


Актуальность проекта

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы, как педагоги, формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Мы убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Возраст: 5-6 лет.

Тип проекта: практика-ориентированный, краткосрочный.

Реализуемые мероприятия:

Интегрированные ООД:

  • «Путешествие на Север»; «Весенний лес»; «Африканская история»; «Волшебница Вода»; «Лес - наше богатство».
  • (Экспериментирование в ходе ООД «Волшебница Вода»).
  • Просмотр презентаций:
  • История праздника «День Земли»;
  • «Природа и здоровье»;
  • «Планета Земля в опасности».
  • Составление рассказа по картине «Труд людей весной»; «Отдых на природе».
  • Рисование на темы: «Праздник Земли»; «Цветы - краса Земли»;
  • Лепка на темы: «Земной шар»; «Цветы - краса Земли»;
  • Коллективная аппликация «Сохраним планету чистой».
  • Составление буклета «Правила поведения в природе».

Игровая деятельность:

  • Игра-путешествие: «В поход»;
  • подвижная игра «Крутится Земля»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Зелёный патруль»;
  • дидактические игры «Что изменилось?», «Хорошо-плохо»,
  • интерактивные игры-беседы с использованием метода «Системный оператор».

Целевые прогулки:

  • «Весенний город»
  • «Природа просыпается»
  • Заочные экскурсии:
  • «Родники Подмосковья»
  • «Река Пахра»
  • Выставка рисунков: «Панорама добрых дел»

Просмотр диафильмов и мультфильмов:

  • Н.Калинина «Загадки воды»
  • Н.Притулина «Подарок Ёжика», «Как козлик Землю держал»
  • К.Паустовский «Барсучий нос»

Чтение художественной литературы:

  • А.Блок «На лугу»
  • С.Городецкий. «Весенняя песенка»
  • В.Жуковский. «Жаворонок»
  • Ф.Тютчев. «Весенние воды»
  • М.Зощенко «Великие путешественники
  • Е.Пермяк «Для чего руки нужны»
  • Б.Заходер «Мохнатая азбука»
  • И.Токмакова «Деревья в стихах»
  • В.Бианки «Мастера без топора»
  • В.Степанов «Птицы в стихах»
  • Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

Педагогические игровые ситуации:

  • Трудовая деятельность по уборке участка, посадка рассады «Украсим Землю цветами».
  • Пересадка комнатного растения и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений.
  • (Труд в уголке природы «Посадка рассады цветочных растений»; лепка на тему «Цветы - краса Земли»).

Работа с родителями:

  • Сбор фотографий, материала по теме.
  • Составление сообщений детей на экологическую тематику.
  • Участие семей в экологической акции «Час Земли» и в акции по сбору макулатуры «Бумажный БУМ»
  • Конкурс рисунков «Панорама добрых дел», «Мы дети планеты Земля».
  • Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из бросового материала: «Фантазии - не мусор!»
  • (Сообщение на тему: «Фламинго – птица Красной Книги России»).
    (Участие семей воспитанников в акции «Час Земли»).
    (Выставка поделок «Фантазии – не мусор!»
    (Сбор макулатуры «Бумажный БУМ»)

Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.

Бутылки, коробки из-под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями проявили фантазию и творчество и дали мусору вторую жизнь.

Итоговое мероприятие: Выставка поделок «Фантазии - не мусор».

Полученный результат: У детей сформировалось чувство сопереживания родной планете Земля, дети стали добрее, возникло чувство ответственности за свои действия по отношению к природе, расширились знания об экологической культуре. Все участники проекта закрепили правила поведения в природе и навыки работы с природным и бросовым материалом.