Актуальность проекта
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы, как педагоги, формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Мы убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Возраст: 5-6 лет.
Тип проекта: практика-ориентированный, краткосрочный.
Реализуемые мероприятия:
Интегрированные ООД:
- «Путешествие на Север»; «Весенний лес»; «Африканская история»; «Волшебница Вода»; «Лес - наше богатство».
- (Экспериментирование в ходе ООД «Волшебница Вода»).
- Просмотр презентаций:
- История праздника «День Земли»;
- «Природа и здоровье»;
- «Планета Земля в опасности».
- Составление рассказа по картине «Труд людей весной»; «Отдых на природе».
- Рисование на темы: «Праздник Земли»; «Цветы - краса Земли»;
- Лепка на темы: «Земной шар»; «Цветы - краса Земли»;
- Коллективная аппликация «Сохраним планету чистой».
- Составление буклета «Правила поведения в природе».
Игровая деятельность:
- Игра-путешествие: «В поход»;
- подвижная игра «Крутится Земля»;
- Сюжетно-ролевая игра «Зелёный патруль»;
- дидактические игры «Что изменилось?», «Хорошо-плохо»,
- интерактивные игры-беседы с использованием метода «Системный оператор».
Целевые прогулки:
- «Весенний город»
- «Природа просыпается»
- Заочные экскурсии:
- «Родники Подмосковья»
- «Река Пахра»
- Выставка рисунков: «Панорама добрых дел»
Просмотр диафильмов и мультфильмов:
- Н.Калинина «Загадки воды»
- Н.Притулина «Подарок Ёжика», «Как козлик Землю держал»
- К.Паустовский «Барсучий нос»
Чтение художественной литературы:
- А.Блок «На лугу»
- С.Городецкий. «Весенняя песенка»
- В.Жуковский. «Жаворонок»
- Ф.Тютчев. «Весенние воды»
- М.Зощенко «Великие путешественники
- Е.Пермяк «Для чего руки нужны»
- Б.Заходер «Мохнатая азбука»
- И.Токмакова «Деревья в стихах»
- В.Бианки «Мастера без топора»
- В.Степанов «Птицы в стихах»
- Ф.Тютчев «Весенняя гроза»
Педагогические игровые ситуации:
- Трудовая деятельность по уборке участка, посадка рассады «Украсим Землю цветами».
- Пересадка комнатного растения и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений.
- (Труд в уголке природы «Посадка рассады цветочных растений»; лепка на тему «Цветы - краса Земли»).
Работа с родителями:
- Сбор фотографий, материала по теме.
- Составление сообщений детей на экологическую тематику.
- Участие семей в экологической акции «Час Земли» и в акции по сбору макулатуры «Бумажный БУМ»
- Конкурс рисунков «Панорама добрых дел», «Мы дети планеты Земля».
- Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из бросового материала: «Фантазии - не мусор!»
- (Сообщение на тему: «Фламинго – птица Красной Книги России»).
(Участие семей воспитанников в акции «Час Земли»).
(Выставка поделок «Фантазии – не мусор!»
(Сбор макулатуры «Бумажный БУМ»)
Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.
Бутылки, коробки из-под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями проявили фантазию и творчество и дали мусору вторую жизнь.
Итоговое мероприятие: Выставка поделок «Фантазии - не мусор».
Полученный результат: У детей сформировалось чувство сопереживания родной планете Земля, дети стали добрее, возникло чувство ответственности за свои действия по отношению к природе, расширились знания об экологической культуре. Все участники проекта закрепили правила поведения в природе и навыки работы с природным и бросовым материалом.