Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, старшие дошкольники


Проблема творчества всегда была одной из актуальных. Идея формирования творческой личности, понимание ребенка как существа, способного отразить окружающий мир в творческой деятельности нашла отражение в исследованиях отечественной педагогической науки (Н.П.Саккулина, Е.А.Флерина, Т.С.Комарова). Требования к результатам освоения программы по ФГОС дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, которые включают в себя ряд характеристик, одной из которых является – развитые творческие способности. Одним из средств развития творческих способностей, по мнению Т.Т.Комаровой, И.А.Лыковой, В.Н.Лукьяненко, являются нетрадиционные техники рисования. Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление.

Процесс обучения рисованию позволяет решить ряд задач, способствующих развитию психических процессов, художественно-творческих способностей, а также формированию технических умений и навыков, становлению эстетического отношения к миру и образам действительности.

Занятия с использованием нетрадиционных техник напоминают игру, в которой раскрываются потенциальные возможности детей, вызывают у детей огромный эмоциональный отклик, дают необходимую творческую смелость и уверенность.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции или экспериментирования. Неизвестно, какое изображение получится, но результат заведомо успешен, что усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Дошкольный возраст является синзитивным для процесса воображения, как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной. Сензитивность дошкольного возраста для развития творческого воображения и высокие коррекционные возможности нетрадиционных техник изображения, на мой взгляд, будут способствовать решению данной проблемы.

Создание условий для развития художественно-творческих способностей у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными техниками явилось целью моей работы.

В группе создан уголок детского творчества, в котором находится много разнообразного материала для детского творчества: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, клей, фольга, бумага разного формата и качества. А также разнообразные нетрадиционные приспособления: тычки, ватные палочки, паралон, ершики разного диаметра, зубные щетки, свечи, штампы, коктельные трубочки, пластилин.

В совместной деятельности воспитанники знакомятся с различными нетрадиционными техниками: пальцевая живопись, печать от руки, монотипия, тампонирование, рисование манкой, рисование нитками, метод напыления, рисование кляксами, рисование пластилином, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, свеча + акварель, отпечатки листьев, гратаж, рисование по мокрому. Так, например, в тематическом блоке «Животные» по программе И.А.Лыковой используется техники рисования смятой бумагой и жесткой щетинистой кистью, которые позволяют более выразительно передать образы животных. В тематическом блоке «Путешествие с палитрой или художественные опыты» дети узнают способы получения оттенков, экспериментируя с цветом, используя штампы, зубные щетки, смятую бумагу, поролон, веревку.

С целью поддержания интереса своего ребенка в кругу семьи, для родителей проводятся консультации, семинары-практикумы, совместные занятия, дни открытых дверей, где родителям показываются приемы работы с нетрадиционными техниками рисования. Например, на совместном занятии «Волшебные ладошки» родители с детьми учились продумывать сюжет совместного рисунка на основе силуэта детской и взрослой ладони, обдумывали композицию и цветовую гамму. На занятии «Весенние цветы» родители научились рисовать с помощью ершика, тычка, штампов, печатками из картофеля.

Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и индивидуальной работы по использованию нетрадиционных техник рисования изменились качественно и количественно.

Опыт работы показал, что использование нетрадиционных техник рисования помогает многогранному, всестороннему развитию детей. Развивает творческое воображение, способствует развитию мускулатуры руки, координации. Способствует развитию у ребенка пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Воспитанники ДОУ являются дипломантами городских, всероссийских и международных конкурсов. Детские работы украшают их портфолио, а также групповые и общие помещения ДОУ.