Цель урока: Определить понятия «гражданственность» и «патриотизм»; формирование патриотического сознания учащихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа и проявлением этих моральных качеств в современной России.
Задачи урока:
- Обучающие: Рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ;
- Изучить понятия «гражданственность», «патриотизм», «воинский долг».
- Развивающие: развивать ценностные ориентиры; понимание личной ответственности за защиту Отечества.
- Воспитывающие: Воспитывать любовь к Родине; Формировать чувство гордости за героические подвиги соотечественников; уважение к истории и традициям русского народа.
Метапредметные УУД:
Регулятивные
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Познавательные
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Основные понятия: гражданственность, патриотизм.
I. Опрос. Тест по теме «Мораль»
1. Приведены термины. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям:
Добро, свобода, счастье, собственность, смысл жизни, деньги.
2. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль, как и право, является социальным регулятором
Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства
А) верно только А
Б) верно только Б
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
3. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм.
- выражаются в общественном мнении
- установлены государством
- регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
- обязательны для исполнения
- поддерживаются силой государственного принуждения
- дают большой простор для толкования
7. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
- Моральные нормы отражают потребности общества.
- Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
- Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
- Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
8. Как называется наука, изучающая и анализирующая состояние нравственности и морали.--------------
9. Нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству, называется
- Гуманизмом
- Патриотизмом
- Национализмом
- Гражданственностью
II. Изучение нового материала
1. Мотивация.
Учитель: Эпиграфом урока я выбрала слова В.Белинского: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».Как вы понимаете данное высказывание? (ответы учащихся)
Сейчас мы посмотрим видеосюжет, который доказывает правоту данного высказывания и определим ель нашего урока.
Видео «ДНК России. Что такое патриотизм» znanierussia.ru›library/video/dnk-rossii-chto-…
Учащиеся определяют цель урока: Сегодня мы будем говорить о гражданственности и патриотизме. О долге, чести и ответственности каждого человека перед Родиной.
2.Человек являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным социальным нормам.
- Что такое мораль? (ответы учащихся)
Важнейшими из них являются нормы и ценности морали. Об этом мы говорили на предыдущем уроке.
- Назовите основные ценности морали. (ответы учащихся)
Ценности – это то, что наиболее дорого и свято для человека. Ценности отражают отношение человека к действительности, к обществу, а также к себе.
К числу важнейших ценностей относится патриотизм.
Как вы понимаете данное понятие ? (метод: мозговой штурм. Учащиеся называют ассоциации, учитель записывает в виде схемы на доске.)
- Перед вами портреты исторических личностей, что на ваш взгляд объединяет этих людей? (слайд 2. Коллаж исторических личностей .Ответы учащихся).
А.В.Суворов – великий русский полководец, не знавший поражений в битвах, был патриотом России. Его слова: «Героями не рождаются, героями становятся в час испытаний», в наши дни звучат по-особенному актуально.
- Учащиеся подготовили презентацию «Герои России – Участники СВО, уроженцы Северной Осетии» (предоставляется слово ученикам)
1. Сообщение ученика: Гвардии майор Юрий Абаев, Герой России, замкомандира 70-го гвардейского мотострелкового полка, позывной «Буйвол».
2. Сообщение ученика: Есенова Таймураза Ахсарбековича. На сегодняшний день Герой России, к сожалению, числится пропавшим без вести.
3. Сообщение ученика: майор авиации Алан Датиев - Герой России.
Ребята, мы услышали сообщения о тех, кто стал Героями России. Сегодня интересы нашей Родины на СВО защищают люди, одни выполняют воинский долг, другие пошли на фронт добровольцами.
Какие общие качества личности можно выделить у них? (ответы учеников)
Вы назвали: отвага, смелость, верность долгу, честь, уважение к товарищам и другие.
Вывод: Если обобщить эти понятия, то они означают патриотизм и гражданственность.
Вопрос классу: патриотизм и гражданственность это одно и тоже ,равные понятия?
- Как вы думаете каждый из проживающи проживающий в стране является гражданином?
Сформулируйте самостоятельно понятия «гражданственность» и «патриотизм».
Работа с понятиями: Слайд 3(записи в рабочих тетрадях)
Гражданственность — осознавание себя гражданином своей страны, готовность принимать активное участие в жизни общества и государства, чувство ответственности за будущее своего народа и страны в целом. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.
Гражданственность включает в себя:
- чувство собственного достоинства,
- внутреннюю свободу, основанную на самодисциплине,
- уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти,
- способность быть субъектом права,
- осознавать свои права и обязанности.
Высшие проявления гражданственности: патриотизм, преданность Отечеству; ответственность за происходящее в стране перед последующими поколениями.
Патриотизм – (греч. родина) - чувство любви и преданности Родине, своему народу. Готовность служить ее интересам.
Сущность патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю,
- формирование любви к культурному наследию своего народа, к его историческому прошлому,
- формирование любви и уважения к свой стране, готовности трудиться во имя её блага, а при необходимости – защищать.
Задание 1. Найдите сходство в этих понятиях. (ответы учеников)
Уважительное отношение к своей стране, выполнение и знание законов, желание быть полезным.
Задание 2. Найдите отличия этих понятий. Составление таблицы. Проверка на слайде, аргументирование положений. Предложить воспользоваться Конституцией Р.Ф.
Слайд 4
Работа в группах. Задание: составить синквейн «Патриот», «Гражданин»
Давайте вспомним, что это (1 слово – Существительное – тема, 2 слово – 2 прилагательных, 3 слова – 3 глагола, 4 – предложение из 4-5 слов (идея), 5 – 1 существительное – итог) (звучит та же мелодия)
Давайте подведем итоги .
Вывод: гражданственность – прежде всего политико-правовое состояние, опирающееся на нравственные принципы. Патриотизм - чувство, которое испытывает человек. До середины XX века патриотизм рассматривался как любовь к своей Родине и возвеличивание положительных достижений .И в тоже время замалчивание негативные страницы истории. Сегодня патриотизм – это объективное уважение к историческому прошлому и уважение к истории других народов. Необходимо помнить ,что патриотизм и национализм не однозначные понятия.
- Давайте приведем примеры (ответы учеников)
- Какие проявления гражданственности и патриотизма вы видите сегодня. В каких мероприятиях вы приняли участие? (движение первых: участие в волонтерском движении, участие в благотворительные акциях: письмо солдату, день пожилого человека, «Георгиевская ленточка» и др.)
Эти примеры доказывают, что истинный гражданин является патриотом своей страны, уважающим ее законы и помнящим историю своей Родины.
Подводя итоги, хочется возвратиться к эпиграфу урока. Сегодня мы с вами доказали, что слова В.Белинского: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» актуальны и убедились в его правоте.
Памятка для обучающихся
- Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
- Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
- Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
- Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
- Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
- Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
- Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
- Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
- Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
- Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!