Урок обществознания тема «Героизм. Патриотизм»

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание

Класс: 10

Ключевые слова: гражданственность, воспитание патриотизма


Цель урока: Определить понятия «гражданственность» и «патриотизм»; формирование патриотического сознания учащихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа и проявлением этих моральных качеств в современной России.

Задачи урока:

  • Обучающие: Рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ;
  • Изучить понятия «гражданственность», «патриотизм», «воинский долг».
  • Развивающие: развивать ценностные ориентиры; понимание личной ответственности за защиту Отечества.
  • Воспитывающие: Воспитывать любовь к Родине; Формировать чувство гордости за героические подвиги соотечественников; уважение к истории и традициям русского народа.

Метапредметные УУД:

Регулятивные

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

Познавательные

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Основные понятия: гражданственность, патриотизм.

I. Опрос. Тест по теме «Мораль»

1. Приведены термины. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям:

Добро, свобода, счастье, собственность, смысл жизни, деньги.

2. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором

Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства

А) верно только А
Б) верно только Б
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны

3. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм.

  1. выражаются в общественном мнении
  2. установлены государством
  3. регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
  4. обязательны для исполнения
  5. поддерживаются силой государственного принуждения
  6. дают большой простор для толкования

7. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
  2. Моральные нормы отражают потребности общества.
  3. Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
  4. Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
  5. Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

8. Как называется наука, изучающая и анализирующая состояние нравственности и морали.--------------

9. Нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству, называется

  1. Гуманизмом
  2. Патриотизмом
  3. Национализмом
  4. Гражданственностью

II. Изучение нового материала

1. Мотивация.

Учитель: Эпиграфом урока я выбрала слова В.Белинского: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».Как вы понимаете данное высказывание? (ответы учащихся)

Сейчас мы посмотрим видеосюжет, который доказывает правоту данного высказывания и определим ель нашего урока.

Видео «ДНК России. Что такое патриотизм» znanierussia.ru›library/video/dnk-rossii-chto-…

Учащиеся определяют цель урока: Сегодня мы будем говорить о гражданственности и патриотизме. О долге, чести и ответственности каждого человека перед Родиной.

2.Человек являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным социальным нормам.

- Что такое мораль? (ответы учащихся)

Важнейшими из них являются нормы и ценности морали. Об этом мы говорили на предыдущем уроке.

- Назовите основные ценности морали. (ответы учащихся)

Ценности – это то, что наиболее дорого и свято для человека. Ценности отражают отношение человека к действительности, к обществу, а также к себе.

К числу важнейших ценностей относится патриотизм.

Как вы понимаете данное понятие ? (метод: мозговой штурм. Учащиеся называют ассоциации, учитель записывает в виде схемы на доске.)

- Перед вами портреты исторических личностей, что на ваш взгляд объединяет этих людей? (слайд 2. Коллаж исторических личностей .Ответы учащихся).

А.В.Суворов – великий русский полководец, не знавший поражений в битвах, был патриотом России. Его слова: «Героями не рождаются, героями становятся в час испытаний», в наши дни звучат по-особенному актуально.

- Учащиеся подготовили презентацию «Герои России – Участники СВО, уроженцы Северной Осетии» (предоставляется слово ученикам)

1. Сообщение ученика: Гвардии майор Юрий Абаев, Герой России, замкомандира 70-го гвардейского мотострелкового полка, позывной «Буйвол».

2. Сообщение ученика: Есенова Таймураза Ахсарбековича. На сегодняшний день Герой России, к сожалению, числится пропавшим без вести.

3. Сообщение ученика: майор авиации Алан Датиев - Герой России.

Ребята, мы услышали сообщения о тех, кто стал Героями России. Сегодня интересы нашей Родины на СВО защищают люди, одни выполняют воинский долг, другие пошли на фронт добровольцами.

Какие общие качества личности можно выделить у них? (ответы учеников)

Вы назвали: отвага, смелость, верность долгу, честь, уважение к товарищам и другие.

Вывод: Если обобщить эти понятия, то они означают патриотизм и гражданственность.

Вопрос классу: патриотизм и гражданственность это одно и тоже ,равные понятия?

- Как вы думаете каждый из проживающи проживающий в стране является гражданином?

Сформулируйте самостоятельно понятия «гражданственность» и «патриотизм».

Работа с понятиями: Слайд 3(записи в рабочих тетрадях)

Гражданственность — осознавание себя гражданином своей страны, готовность принимать активное участие в жизни общества и государства, чувство ответственности за будущее своего народа и страны в целом. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Гражданственность включает в себя:

  • чувство собственного достоинства,
  • внутреннюю свободу, основанную на самодисциплине,
  • уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти,
  • способность быть субъектом права,
  • осознавать свои права и обязанности.

Высшие проявления гражданственности: патриотизм, преданность Отечеству; ответственность за происходящее в стране перед последующими поколениями.

Патриотизм – (греч. родина) - чувство любви и преданности Родине, своему народу. Готовность служить ее интересам.

Сущность патриотического воспитания:

  • формирование любви к родному краю,
  • формирование любви к культурному наследию своего народа, к его историческому прошлому,
  • формирование любви и уважения к свой стране, готовности трудиться во имя её блага, а при необходимости – защищать.

Задание 1. Найдите сходство в этих понятиях. (ответы учеников)

Уважительное отношение к своей стране, выполнение и знание законов, желание быть полезным.

Задание 2. Найдите отличия этих понятий. Составление таблицы. Проверка на слайде, аргументирование положений. Предложить воспользоваться Конституцией Р.Ф.

Слайд 4

Работа в группах. Задание: составить синквейн «Патриот», «Гражданин»

Давайте вспомним, что это (1 слово – Существительное – тема, 2 слово – 2 прилагательных, 3 слова – 3 глагола, 4 – предложение из 4-5 слов (идея), 5 – 1 существительное – итог) (звучит та же мелодия)

Давайте подведем итоги .

Вывод: гражданственность – прежде всего политико-правовое состояние, опирающееся на нравственные принципы. Патриотизм - чувство, которое испытывает человек. До середины XX века патриотизм рассматривался как любовь к своей Родине и возвеличивание положительных достижений .И в тоже время замалчивание негативные страницы истории. Сегодня патриотизм – это объективное уважение к историческому прошлому и уважение к истории других народов. Необходимо помнить ,что патриотизм и национализм не однозначные понятия.

- Давайте приведем примеры (ответы учеников)

- Какие проявления гражданственности и патриотизма вы видите сегодня. В каких мероприятиях вы приняли участие? (движение первых: участие в волонтерском движении, участие в благотворительные акциях: письмо солдату, день пожилого человека, «Георгиевская ленточка» и др.)

Эти примеры доказывают, что истинный гражданин является патриотом своей страны, уважающим ее законы и помнящим историю своей Родины.

Подводя итоги, хочется возвратиться к эпиграфу урока. Сегодня мы с вами доказали, что слова В.Белинского: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» актуальны и убедились в его правоте.

Памятка для обучающихся

  1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
  2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
  3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
  4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
  5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
  6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
  7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
  8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
  9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
  10. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!