Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: орфографическая зоркость


Самая важная задача, стоящая перед начальной школой – это изучение родного языка. Изучение русского языка в начальной школе является главной составляющей всего процесса обучения, который тесно связан со всеми остальными предметами. Одной из главных задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности, иди другими словами орфографической зоркости. Как показывает жизненный опыт, грамотный человек более успешен и полезен в обществе. Орфографическая грамотность является частью общей языковой культуры, обеспечивая точность и определенность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.

Результативность итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых по окончанию обучения в начальной школе, показывает, что орфографическая грамотность учащихся не доходит до высокого уровня, не хватает практики обучения в младших классах. Все это вызывает большую тревогу о качестве грамотности учащихся у учителей и родителей. Если в начальных классах грамотность остается на прежнем уровне, не повышаясь, то в старших классах наблюдается резкое снижение орфографической грамотности. Многие ученые, лингвисты, психологи, педагоги, методисты ищут причины такого явления как низкая орфографическая грамотность, и пытаются улучшить показатель грамотности у школьников, при этом приняв определенные меры в этой составной и немаловажной части обучения.

Орфографическая грамотность – это одна из составных частей общей языковой культуры, залог точных выражений и взаимопонимания между участниками общения. Принято считать, что орфографическая грамотность закладывается в начальных классах. Многие ученые подчеркивают конкретную зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, и от того, насколько развита у учащихся способность выявлять в словах места, которые нужно писать по определенным правилам. Поэтому основной задачей учителей начальной школы является формирование орфографической зоркости учащихся. На самом первом этапе изучения орфографии детям нужно донести, что они в конечном итоге смогут грамотно общаться, точно передавать свои мысли оппоненту по общению. Одна из причин недостаточно высокой орфографической грамотности у детей – это несформированность орфографической зоркости у младших школьников, т.е. «неумение» видеть орфограммы. В современной методике обучения орфографии нет специального обучения, направленного на развитие орфографической зоркости у учащихся. Поэтому процент видения орфограмм младшими школьниками определенно низкий. Это показало изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов. В начальной школе такое положение дел наблюдается по следующим причинам: во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы; во-вторых, из-за недоработки научно-обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников. В начальных классах выделяется три линии овладения правописанием:

  • на основе правильного соотнесения звука и буквы обучение правописанию;
  • на основе запоминания обучение правописанию;
  • на основе проверки орфограмм, с применением правил обучение правописанию.

Для младших школьников орфография является малопривлекательным компонентом обучения, и усваивается она нелегко. Дети знают, что оценка по русскому языку ставится им только за орфографическую грамотность, но они не обращают внимание на правила, не пользуются богатством словаря, речи. Для них это не существенно. Из-за сделанных ошибок многие школьники теряют уверенность в своих силах. Орфографическую работу с учащимися необходимо строить на основе:

  • формирование познавательных интересов;
  • структурирования дидактического материала, многообразия видов работ;
  • использования занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
  • повышения уровня самостоятельности и активности детей в процессе обучения;
  • положительной самооценки: школьники должны быть постоянно убеждены в своем успехе;
  • введение гибкой и эффективной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
  • организации взаимопомощи во всем коллективе, одобрения одноклассников, похвалы учителя за успех.

Орфографическая зоркость – это способность быстро находить в тексте орфограммы определенного типа, видеть свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости и ее низкая сформированность у школьников являются одними из главных причин сделанными ими ошибок. По статистике проводимых исследований, младшие школьники самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70-90%, где возрастные индивидуальные различия весьма выражены. Орфографическую зоркость у младших школьников необходимо развивать поэтапно и постепенно, через разнообразие занятий, при написании диктантов, при чтении текстов разной сложности, при списывании из учебника, если упражнения усложнены определенными заданиями. Постоянно нужно делать установку на осуществляемую работу, от которой зависит успешность развития орфографической зоркости ученика. Если ребенок по окончании написания сочинения или изложения, а также диктанта самостоятельно нашел сделанные им ошибки и исправил их, то, по мнению большинства педагогов, оценка за работу снижаться не должна. Разрабатываются специальные памятки, способствующие развитию навыков самопроверки. Например: Проверь! Правильно ли ты написал безударные гласные? Не пропустил ли ты букву? Правильно ли определил парную согласную? Этот навык поиска орфограмм нужно начинать с первого года обучения грамоте в процессе звукобуквенного анализа слов. Постепенно в памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут выступать в качестве орфограммы и привести к орфографической ошибке. Продолжать обращать внимание на «опасные» звуки и сочетания нужно и дальше при изучении состава слов, частей речи. В результате у детей вырабатывается определенный автоматизм как основа орфографической зоркости , они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро ориентируются и находят орфограммы в тексте. Все это очень сложно для большинства детей, но основа обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания. Многим обучение дается вообще без применения правил – на основе «языкового чувства», феноменальной памяти и развитой интуиции.

Из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы по формированию орфографической зоркости у младших школьников: в работе по формированию орфографической зоркости важно опираться не только на знание основных принципов орфографии, но и учитывать возрастные и психологические особенности детей, сложности и особенности изучаемой темы ; использование разнообразных приемов, методов, форм , используемых в ходе целенаправленной работы при проведении звукобуквенного анализа, вырабатывая фонематический слух, при решении орфографических задач методом запоминания; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается прочнее и эффективнее детьми тогда, когда он представлен в виде занимательных ситуаций, при использовании наглядности и игровых приемов. Таким образом, орфографическая зоркость, заложенная в начальной школе, является фундаментом в построении выработки грамотности ребят. Это поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект, быть достаточно грамотными, чтобы в дальнейшем наше общество развивалось, а не отступало на много лет назад, приближаясь к тем периодам истории, когда приходилось яростно бороться с тотальной безграмотностью населения.