Слайд 1
Говоря о современных требованиях к уроку, нельзя не говорить о современном времени, о современных требованиях к обучающимся, о требованиях государства, о современных детях, так как всё находится в постоянном движении.
Слайд 2
Каждый ребёнок - это новый эксперимент, затеянный природой. Нет ни одного ребёнка, похожего друг на друга, каждый ребёнок индивидуален по своей психосоматике.
В последние годы интенсивно развивается психо-социальная сфера, наблюдается мощный прирост интеллекта. Дошкольники и младшие школьники занимаются ментальной арифметикой, изучают языки, участвуют в конкурсах, выполняют творческие проекты и исследовательские работы.
10 лет назад даже студенты об этом подумать не могли.
Современные дети осваивают новую технику и продуктивно её используют.
Особенности развития: акселерацию сменяет диселерация, то есть ослабевает развитие физическое
Наблюдается ювенелизация-доминирование черт незрелости-череп становится больше лицевая часть меньше, изменяется и уточняется скелет, мышцы слабеют, снижена физическая активность.
Андрогения - сглаживаются половые различия. Нервная система слабая, повышенная эмоциональность, раздражительность, но агрессивность уменьшилась. Мышление становится независимым, левое полушарие, логическое мышление слабо развито, Хотя ребёнок может блистать интеллектом, но мыслить пространственно не может. Из-за обилия информации, постоянного просмотра различных новостных лент у детей формируется клиповое, т.е. фрагментарное поверхностное мышление. Обучающиеся неспособны к длительной концентрации, полноценному анализу и синтезу.
Слайд 3
В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним-подростком - сила интереса, старшим- сила цели. С каким энтузиазмом ученики отправляются в дорогу по бескрайним просторам знания, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. Возможно ли сохранить интерес, желание идти вперед по этому пути дальше, когда путники такие разные? Да и разве правильно это- всем идти одной дорогой? Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» Для того, чтобы ученик сам находил истину, учитель должен вооружить его комплектом универсальных учебных действий, которые позволят ученику учиться самому.
В современных условиях выполнять задачи, поставленные перед образованием-это развитие творческой личности, способной жить в обществе и решать его задачи, прежними методами обучения невозможно.
Слайд 4
Технология классно-урочной системы на протяжении многих столетий была наиболее эффективной для передачи знаний умений, навыков. Но изменения, происходящие в мире, обществе, психологии людей, в том числе детей, требуют новых способов образовательных педагогических технологий.
Слайд 5
Различают следующие виды образовательных технологий: Обучение в сотрудничестве, исследовательские методы и проблемное обучения являются составляющими развивающего обучения, далее здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные, Технология проектной деятельности, игровая и разноуровневое обучение.
Слайд 6
Проблемное обучение — это ядро развивающего обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся.
В химии применяется в виде создания проблемных вопросов, ситуаций и задач.
Слайд 7
Например, экспериментальные задачи. Даны 3 пробирки с веществами. определить эти вещества наиболее коротким путём с наименьшим числом проб. Иногда учащиеся за урок не могут разрешить проблемную ситуацию, тогда предлагаю им обратиться к другим источником информации в послеурочное время. Алгоритм создания проблемной ситуации включает в себя деятельность педагога, деятельность учащихся и в конечном итоге Формирование знаний умений и навыков.
Слайд 8
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, но не ниже базового зависимости от особенностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. На слайде Саша и Регина — это академически одарённые обучающиеся. Для подобных детей я применяю личностно ориентированный подход разрабатываю контрольные работы базового уровня второго уровня сложности диагностические работы базы уровня и повышенной сложности, дифференцированное домашнее задание.
Слайд 9
Одарённые студенты активно привлекаются к помощи в проведении занятий по проверке и пояснению заданий у менее подготовленных ребят.
Слайд 10
Учащиеся 304-й группы Попова, Моурус и Храмова самостоятельно готовили теоретический материал по темам «Физико-химические процессы, происходящие при варке и выпечке, изменение белков, жиров, углеводов в процессе технологической обработки пищевых продуктов».
Таким образом, были реализованы и межпредметные связи между наукой химией и профессиональной деятельностью обучающихся.
Слайд 11
Технологии проектного обучения одна из интегральных технологий. Лозунг основателей системы: ”всё из жизни, все для жизни”.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся самостоятельно охотно приобретают недостающие знания из разных источников для разрешения познавательных и практических задач, работы в группах.
Слайд 12
Например, обучающиеся гр.104 отделения ПТ Каверина и Вайс выполнили индивидуальный проект «Определения показателей качества хлеба», - проводили органолептическую оценку, экспериментально определяли кислотность и пористость различных образцов хлеба. Девочки стали участниками проекта «Моя страна - моя Россия» в номинации «Научное будущее моей страны».
Слайд 13
Второй пример - проект “Сравнение эффективности методов очистки питьевой воды” выполнили Матвейкина и Труфанова. Методами рефрактометрии и комплексонометрии определяли концентрацию солей жесткости образцов воды из разных источников. Данный проект занял второе место в научно-практической конференции студентов «Молодёжь 21-го века: проблемы перспективы».
Слайд 14
Исследовательские методы. Если человек в детстве не научится творить, то и в жизни будет подражать и копировать,- сказал Лев Николаевич Толстой.
Исследовательская деятельность - это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Использую эту технологию при проблемном обучении и в химическим эксперименте. Она предполагает следующие этапы:
Слайд 15
Постановка проблемы, ознакомление с литературы по данной проблеме, овладение методами, сбор материала, анализ, обобщение, выводы.
Слайд 16
Технологии обучения в сотрудничестве - это работа в группах. Сотрудничество рассматривается как наиболее успешная альтернатива традиционным методам, это технология личностно-ориентированного обучения. На занятиях по химии активно применяют при выполнении специальных заданий лабораторных практических работах, в мини проектах при изучении новой темы и в качестве домашнего задания. Мы проводим анализ, самоанализ и оценку работы каждый группы. Студенты испытывают определённые трудности при распределении вопросов и действий, выделении смысловых частей, анализе выступлений.
Слайд 17
На слайде вы можете увидеть примеры различных видов групповой работы - изготовление моделей молекул органических веществ, конкурс плакатов “Химия в профессии”, химический эксперимент в группе.
Слайд 18
Игровые технологии воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других важных функций.
Слайд 19
На занятиях по химии мы активно применяем различные виды игр. Из компьютерных игр у ребят большой популярностью пользуются Химические квесты на платформе ЛЕРНИС, онлайн тренажеры на платформе ЛЁНИНГ АПС, Имитация настольные игры КВИЗ ВИЗЕР, онлайн кроссворды, ребусы с химической тематикой.
Слайд 20. Также используем и дидактические игры, например, игра-соревнование “Мы начинаем КВН”.
Слайд 21
Информационно-коммуникативные технологии являются одними из моих самых любимых. Внедрение ИКТ в образовательный процесс - не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождение творческой энергии личности современного общества.
На слайде пример технологии ПЛИКЕРС, к достоинствам этой технологии я отношу отсутствие необходимости использовать интернет студентам. Я раздаю карточки с QR-кодами и считываю информацию с помощью своего телефона. Сразу видны верные неверные ответы на экране проектора.
Слайд 22
Настоящей находкой я считаю доску ПАДЛЕТ, загружаю на неё необходимые документы, Отправляю студентам одну ссылку, Пройдя по которой они могут открыть каждый из документов в оригинальном виде и последовательно выполнить несколько видов действий.
Слайд 23
ИКТ, применяемые мной в процессе преподавания химии:
Интерактивные доски Падлет и Ай-Дроо, Кахут-викторина с телефонами обучающихся, Пликерс-викторина с QR-кодами, Квестодел-конструктор квестов, Менти ком - для получения обратной связи, Гугл-формы - для моментальной оценки знаний, приложения для создания умных видео и другие.
Слайд 24
Примеры использования данных приложений.
Слайд 25
Здоровьесберегающие технологии реализуются при помощи снятия эмоционального напряжения обучающихся во время занятий с помощью игровых технологий, создания благоприятного психологического климата на уроке с помощью доброжелательной обстановки, позитивного внимания к каждому высказыванию и с помощью охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни. На занятиях химии особую роль играют соблюдение правил поведения в химическом кабинете и техники безопасности.
Слайд 26
Вклад общего химического образования в становлении и развитии гармоничной личности в 21-м веке сложно переоценить. Химия - важнейшая наука в познании законов природы, развития материальной и духовной жизни современного человека. Она формирует научное мировоззрение, развивает мышление, дают опыт безопасного обращения с химическими веществами. Януш Корчак сказал: “Ребёнок не готовится к жизни, а живёт. Знания должны быть актуальны. Здесь и сейчас”.
Слайд 27
Дорогие коллеги! Надеюсь, надеюсь, что данная информация была вам полезна. Благодарю вас за внимание! желаю вам радости новых открытий! Спасибо!