Игровые технологии являются актуальными современными педагогическими технологиями в образовательном процессе, так как игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные.
В основе игровых технологий лежит игра.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [20].
Вот какое лексическое значение слова «игра» дано в толковом словаре Т.Ф.Ефремовой: «Игра – это занятие, служащее для развлечения или развития личностных навыков, построенное по определенным правилам» [9].
В начальную школу дети приходят после детского сада, где основной деятельностью является игра. С приходом ребенка в школу меняется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, основным видом деятельности становится учение. Поэтому только игра может помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, так как ребенок еще в дошкольном учреждении знакомится с дидактическими играми. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими детьми, развивает познавательную деятельность, внимание. Игра важна для детей младшего школьного возраста.
Поэтому в начальной школе считается наиболее приемлемым использование именно игровых технологий.
Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, память, мышление, восприятие, формируется устная речь ребенка. В условиях игры обогащается словарный запас и знания ребенка о мире. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом.
На своих уроках можно использовать развивающие дидактические игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить свои силы.
Игровая деятельность на уроке способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания младших школьников. Введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Подбирая игры и игровые упражнения к уроку, необходимо подобрать такие игры, которые вызывают интерес у детей [26].
Так на уроках обучения грамоте используются следующие дидактические игры.
1. Дидактическая игра «Узнай слово»
Цель: развивать умение давать правильную характеристику гласным и согласным звукам, активизировать внимание, память.
Учитель раздает буквы составляемого слова, например домик и просит составить из данных букв слово. Далее дает задание сделать шаг вперед «буквам», которые обозначают гласные звуки, аналогично «буквам», которые обозначают согласные звуки. Дать характеристику каждому звуку. Объединиться буквам в слоги.
Эту работу можно проводить на уроках обучения грамоте, русского языка при изучении словарных слов, при составлении схем звукобуквенного анализа.
2. Дидактическая игра «Живые слова»
Цель: развивать умение составлять правильные предложения, внимание, устную речь. Например, учитель читает предложение: «На улице заморосил дождь».
– Сколько слов в предложении?
Учитель говорит, кто каким словом будет в предложении.
(Иван – ты будешь первым словом в предложении, Мария – вторым, Алексей – третьим, Ева – четвертым). Ребята выходят к доске и становятся «Живыми словами» в предложении.
– Прочитайте предложение.
Ребенок делает шаг вперед и «читает» свое слово.
Еще раз прочитаем предложение (читают все дети с мест).
Учитель говорит:
– Живые слова поменяйтесь местами!
Дети читают получившееся предложение и делают вывод о важности порядка слов в предложении.
3. Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и признака предмета, развивать внимание, мышление.
Ученики получают карточку с определенным словом. По сигналу учителя ребята должны образовать нужную пару слов (слово-предмет со словом признаком предмета). Например (таблица 1).
Таблица 1 - Образец карточек дидактической игры «Найди пару»[26]
Слова, обозначающие предмет | Слова, обозначающие признак предмета |
котенок |
яркая |
звезда |
красивые |
глаза |
синяя |
куртка |
пушистый |
Побеждает та пара, которая, первая правильно соотнесла слова.
Данную игру применяем на уроках русского языка в 1 классе при изучении темы «Слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие признаки предметов» на этапе закрепления пройденного материала.
4. Дидактическая игра «Раздели слова на группы»
Данную игру можно применять на уроках русского языка на этапе закрепления.
Цель: развивать логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать предметы.
На карточках записаны слова: дорога, сосулька, мостик, водичка, облако, тетрадь, силач, листок, яблоко.
Учитель просит разделить слова на группы в зависимости от задания.
- Раздели слова на группы по количеству слогов (ученики 1 ряда).
- Раздели слова на группы по родам (ученики 2 ряда).
- Раздели слова на группы по постановке ударения (ученики 3 ряда).
Обучающиеся разбирают необходимые слова и создают группы по заданию учителя. Затем, каждая группа объясняет выбор своего действия. Ребята из других групп анализируют ответы своих одноклассников [25].
5. Игра «Хлопни-топни»
Цель: развивать внимание, мышление.
Перед игрой детям дается задание, в котором они должны при правильном утверждении хлопнуть, а неправильном – топнуть.
Игру «Хлопни-топни» можно использовать на всех уроках в начальной школе.
6. Игра «Поймай снежок»
Цель: развивать память, мышление, внимание, устную речь, умение работать в коллективе.
Ребята встают в круг. Учитель бросает модель снежка и называет, например, табличный случай умножения. Ребенок ловит «снежок», говорит ответ и бросает его другому участнику игры, называя новый случай таблицы умножения. Ученики слушают ответы одноклассников, запоминают табличные случаи умножения, исправляют ошибки других, учатся работать в коллективе.
Таким образом, применение дидактических игр на уроках в начальной школе помогает развивать универсальные учебные действия, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным.
Внедряя современные игровые технологии, педагог повышает уровень качества и успеваемости учебно-воспитательного процесса.
Также это способствует появлению возможности решения учителем наиболее важных задач и ситуаций психолого-педагогического характера в образовательных учреждениях.
Большую популярность в настоящее время приобрели развивающие игровые технологии для детей, учащихся в начальных классах, которые способствуют непроизвольному развитию у детей навыков общения, научают быть самостоятельными, а также развивают логическое мышление, воображение, память и мелкую моторику и так далее.
Интеллектуальные игры, способствующие развитию и обогащению умственных способностей и возможностей детей, стимуляции их мозговой работы, вызывают у них повышенный интерес. По мнению различных исследователей, проживающих в разных точках мира, с ребенком можно проводить занятия посредством использования игровых приемов и методов, ведь тренировке поддается как физическое состояние человека (то есть его организм), так и умственные способности (то есть мозг человека).
Игровая форма обучения является наиболее значимым и перспективным нововведением последнего времени. Проведение процесса деловой дидактической игровой деятельности сопровождается динамичностью и продуктивностью мыслительного процесса, целеустремленности, активности, прочности и оперативности памяти, стремлением к совершенствованию и верой в собственные силы. Игровые технологии могут стать одной из форм интегрированного обучения в педагогических теориях сегодняшнего дня с дидактической точки зрения.
Литература
- Белкин А.С. Горький М. О воспитании. Екатеринбург, 2010. – 420 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Гардарика, 2019. – 320 с.
- Бибарсов Д.A. Игрофикация в условиях цифрового образлвания: перспективы и риски// Вестник КалмГУ. – 2020. – №3 (47). – 6 с.
- Бондаревский В.В. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Педагогика, 1968. – 380 с.
- Бревнова Ю.А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю.А.Бревнова // Научные исследования в образовании. – 2010. – №1. – 1 с.
- Быстрова Т.Ю. Возможности использования приложения «Электронный тьютор» для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии / Т.Ю.Быстрова, Л.В.Токарская, М.Ю.Новиков // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты. – 2019. – С. 68-72.
- Дворковая М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения / М.В.Дворковая, Е.А.Куренкова // ИСОМ. – 2016. – № 1-2. – 1 с.
- Думиньш А.А. Компьютерные игры в обучении и технологии их разработки / А.А.Думиныш, Л.В.Зайцева // ОТО. – 2020. – №3. – С. 2–4.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст]. / Т.Ф.Ефремова. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
- Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности школьников. - М.: Норма, 2019. – 290 с.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2015. – 350 с.
- Князькин И.В. И.М.Сеченов. Биография. Главные труды. - С-Пб: Деан, 2004. – 310 с.
- Крупская Н.К. О воспитании в семье. - М.: Издательство академии педагогических наук, 1962. – 350 с.
- Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 2018. -195 с.
- Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа.- 2002.- № 11. -С. 3-6.
- Логинова В.И., Саморукова П.Г. Педагогика. Ч. 1., М.: Норма, 2005. – 280 с.
- Минц А.Л. Давайте поиграем. - М.: Проспект, 2015. – 190 с.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Игры в воспитании школьников. М.: Проспект, 2019. – 310 с.
- Поночевная О.Л. Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье младшего школьника / О.Л.Поночевная // Здоровье школьника. – 2019. – №1. – C. 134–135.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст]. / В.А.Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1977. – 288 с.
- Тарабанова Т.И. И учеба, и игра. - Ярославль, 2015. – 210 с.
- Урунтаева А.Г. Школьная психология. - М.: Процесс, 2020. –320 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М.: Учпедгиз, 1950. – 390 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Норма, 1999. – 410 с.
- Лактионова С.В. Подбор дидактических игр на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]. / С.В.Лактионова. // Мультиурок. – URL: https://multiurok.ru/files/podbor-didakticheskikh-igr-
- Нагорнова С.Е. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. / С.Е.Нагорнова. // ДЛЯ ПЕДАГОГА. – URL: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4663