«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них.
Приучает интересоваться историей, искусством, литературой,
повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв«Краеведение - изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических,
культурно-исторических, этнографических особенностей».
«Словарь русского языка» С.И.Ожегов
Целью уроков, посвящённых краеведенью является: воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.
Задачи, которые ставятся перед педагогом во время изучения детьми краеведческого материала – это:
- познакомить учащихся с историей и современностью Мурманской области;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся;
- углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине;
- способствовать формированию общеучебных умений и навыков;
- способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников;
- способствовать семейному воспитанию.
Реализация данных задач возможна при использовании образовательных ресурсов, реализуемых в системе разнообразных форм и видов деятельности на уроках, использования различных видах наглядности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.
Одним из современных и актуальных видов наглядности является интерактивный плакат.
Интерактивный плакат — это способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток («горячих точек») прикрепляются ссылки на веб-ресурсы и интернет-документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т.д.
Главное достоинство такого плаката — его интерактивность: за счёт использования взаимосвязанных элементов изображения появляется возможность вовлечь пользователя в процесс получения знаний, добиться максимальной наглядности информации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения, позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом); учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами. Переход между ними выполнен на основе технологии гиперссылок.
Данный интерактивный плакат решает две важные задачи: вовлекает учащихся в процесс получения знаний и обеспечивает максимальную наглядность обучающего материала. Он не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс.
Плакат используется на уроках окружающего мира в 1-4 классах, тесно связанных или полностью посвящённых теме краеведения.
Ссылка на плакат: https://view.genially.com/6763f49edf196892bb8c2d2c/interactive-image-iputeshestvie-v-hibiny
Таблица №1. Соответствие ФГОС (рабочей программе по окружающему миру)
Таблица №2. Рекомендации по использованию интерактивного плаката «Путешествие в Хибины»