Значение речи для полноценного развития ребенка
Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи ребенка необходима благоприятная речевая среда. Известно, что речь у ребенка развивается лучше, когда с ним много разговаривают, и не просто разговаривают, а общаются. Речь, которую слышит ребенок, должна быть обращена лично к нему, а он в доступной форме должен иметь возможность откликаться на нее. Так что, уже просто общаясь с ребенком, взрослые целенаправленно занимаются развитием его речи, даже не отдавая себе в этом отчета.
При нормальном развитии первые слова у детей появляются до года, а в три года у них должна сложиться развитая фразовая речь. Более позднее формирование речи может привести к отставанию в развитии, в том числе интеллектуальном.
Речь – очень сложный процесс, в котором можно выделить два тесно взаимодействующих механизма: внутреннюю речь и внешнюю. Внутренняя речь (понимание речи) формируется благодаря речевому слуху. Это способность различать звуки между собой, с ее помощью ребенок начинает узнавать слова и отличать их друг от друга. Речевой слух вырабатывается в течение первого года жизни.
Правила общения
Для формирования понимания речи необходимо помнить правила общения.
- Создать положительный эмоциональный фон: улыбаться, играть, хвалить ребенка.
- Привлекать внимание к своему лицу:
- накрасить губы яркой помадой.
- надевать маску собачки, кошечки на нос.
- держать картинку возле лица.
- напоминать: смотри на меня.
- Длительность занятия в соответствии с возрастом (от 10 минут для 2-3-летних детей, до 30 минут – для 6-летних).
- Динамические паузы при утомлении (двигаться, менять темп деятельности).
- В общении с ребенком широко использовать жестовую речь.
Уровни понимания речи
- Нулевой уровень: ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
- Ситуативный уровень: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
- Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетной картинке (идет, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем?).
- Предикативный уровень: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, различает значение нескольких простых предлогов (на, в, около). Не различает грамматических форм слов.
- Расчлененный уровень: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (приставками, суффиксами: стол-столы, улетел- прилетел).
Задания для установления уровня понимания речи
Задание 1. Закрой глаза, помаши ручкой, поиграй в ладушки, обними папу, возьми маму за руку.
Задание 2. Покажи машину. Покажи собачку. Покажи зайчика. Возьми лошадку. Дай мне куклу.
Задание 3. Покажи стол, стул, кровать, зубную щетку.
Задание 4. Покажи глаза, нос, рот, уши, руки, ноги. Покажи у куклы живот, спину.
Задание 5. Покажи на картинке мяч, машину, куклу, стул, диван.
Задание 6. Картинки с изображением действий. Покажи, где девочка кушает, А где девочка идет? Где сидит? Где читает?
Задание 7. Картинка «Девочка сидит за столом» (девочка держит ложку в руке, на столе хлеб, тарелка с супом).
Вопросы:
- Чем кушает девочка?
- Что она кушает?
- С чем кушает суп?
- На чем сидит?
Задание 8. Понимание просьбы: «Давай уберем игрушки со стола и поставим их в шкаф».
Подойди к окну. Посмотри в окно. Кто там на улице?
Задание 9.
Вопросы:
- Из чего ты пьешь молоко?
- Что ты надеваешь на ножки?
- Что нужно маме, чтобы расчесать волосы?
- Что тебе нужно, чтобы копать песок?
Задание 10.
Вопросы:
- Покажи, где моя шапка, а где твоя?
- Где мои варежки, а где твои?
- Где большой медведь, а где маленький?
Развитие понимания речи
Подготовительный этап
- Установление эмоционального контакта с ребенком (положительные эмоции на взаимодействие).
- Организация совместных игр и занятий любимой деятельностью ребенка (раскачивание ребёнка на качелях, расставление любимых игрушек: машинок, динозавров, пирамидок).
- Сопровождение речью действия ребенка («ты механик,
- ремонтируешь машины», «как красиво ты складываешь пирамидку», «ты моешь руки», «вода бежит»).
- Проговаривание и планирование деятельности ребенка («мы
- уберем игрушки и тогда сможем пойти гулять», «ты выполнишь это задание и сможешь поиграть»).
- Поощрение деятельности, если ребенок выполнил задание (хлопать в ладоши, прижать, погладить, сказать: «Молодец!»).
Первый этап обучения «Обучение пониманию названий предметов»
Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения» и выполнение простых инструкций (дай, покажи).
Выполнение простых инструкций
- Выбирают один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка. Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; удобный по форме и размеру, чтобы ребенок мог взять этот предмет рукой.
- Ребенок и взрослый сидят рядом за столом (либо лицом к столу, либо на стульях друг напротив друга). На столе не должно ничего находиться. Взрослый кладет на стол предмет, затем привлекает внимание ребенка («Саша, посмотри на меня»). Затем дается инструкция («Дай чашку»).
- В случае, если ребенок выполняет инструкцию, а именно, берет чашку со стола и кладет в руку взрослому, немедленно следует подкрепление (поощрение).
Если ребенок не выполняет инструкцию, за ней немедленно следует физическая помощь: взрослый своей рукой берет руку ребенка так, чтобы рукой ребенка взять чашку и вложить ее в свободную руку взрослого. Затем ребенка поощряют, комментируя: «Умница, ты дал чашку». Каждый следующий раз стараются уменьшить степень помощи - все более легкими движениями направляют руку ребенка. Подкрепление предоставляется, когда ребенок выполняет инструкцию не хуже, чем в предыдущей попытке. В результате обучения инструкция должна выполняться без помощи со стороны взрослого.
Обучение отличать предмет от другого
После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, учат отличать этот предмет от других, не похожих на него. В качестве альтернативных объектов могут быть предметы, не похожие на исходный (машинка, кукла).
- Помещают на стол 2 предмета – они должны быть на равном расстоянии от ребенка на уровне глаз.
- Дают ту же инструкцию («Дай чашку») и оказывают помощь так, чтобы ребенок взял правильный предмет. Этот ответ подкрепляют. Помощь уменьшают, добиваясь самостоятельности. Затем предметы меняют местами и повторяют ту же инструкцию. Важно быстро оказывать помощь, не давая ребенку ошибиться.
- Когда ребенок безошибочно дает по инструкции данный предмет из 5-6 альтернативных, можно переходить к изучению второго слова.
Обучение отличать предмет среди других
- Когда ребенок научится выполнять инструкцию «Дай» с одним предметом, выбирая его из нескольких других, вводят название нового предмета (например, кубик). Второй предмет должен резко отличаться от первого и по внешнему виду (цвету, форме, материалу), и по семантическому содержанию (если первый объект – чашка, то ложка, тарелка не могут использоваться в качестве второго предмета).
- После того, как ребенок научился давать второй предмет в отсутствие первого, переходят к обучению различать эти предметы в ответ на инструкцию.
- Затем постепенно вводят новые слова и увеличивают число предметов на столе, из которых ребенок должен выбирать.
Даже самый «простой» навык, формируемый на начальном этапе обучения, должен встраиваться в повседневную жизнь ребенка (постоянно просить кружки и ставить их на стол).
Игры по пониманию названий предметов
Игра «Сборы на прогулку»
Сейчас мы пойдем гулять. Давай найдем какая одежда нам нужна.
Принеси шапку. Принеси штаны. Принеси колготки. Принеси кофту. Одевать ребенка и хвалить: «Молодец, ты хорошо знаешь свою одежду».
Игра «К кукле Маше пришли в гости»
Построить дом кукле Маше. К нему из кубиков крыльцо.
На столе игрушки зверей, птиц. В гости идут гусь, курица, кошка, собака, мышка.
Они поднимаются по ступенькам и подают голос: «Га-га-га, ко-ко-ко, мяу-мяу, пи-пи-пи».
Кто это в гости идет? Маша встречает гостей
Второй этап обучения «Формирование понимания называний действий»
Обучение выполнению инструкций:
1. Инструкции на простые движения (похлопай, постучи).
Инструкция «Сделай, как я» (постучать по столу или похлопать в ладоши).
Когда ребенок начнет выполнять подражания, необходимо убирать показ, предлагать выполнять движения, действия по словесной инструкции.
2. Инструкции с предметами.
На столе чашка с соком. Когда чашка попадает в зону видения ребенка, быстро дать инструкцию: «Возьми», до того, как ребенок возьмет в руки чашку. Ребенок берет ее после инструкции (не раньше), это. важно
Инструкция: «Включи», включает телевизор.
Дальше могут быть инструкции: «Причешись», «Включи музыку».
3. Обучение пониманию действий по фотографиям (мама пьет, сидит, ест, рисует, папа спит, смотрит телевизор, моет руки).
Инструкция: «Покажи, где мама сидит? Ест? Рисует?».
Игры в повседневной деятельности
Игра «Умывание»
Ребенок показывает, совершает действия.
«Идем умываться. Открывай кран. Бери мыло. Намыль руки. Как много пены. Растирай пену. Три сильнее. Смывай мыло. А теперь вымоем лицо. Какое чистое, розовое личико, какие чистые руки».
Игра «Кормление животных»
- Давай накормим твоих животных. Ух, какие они голодные. Кого будем кормить? Неси кошку, собачку, мишку.
- Как они просят кушать? Кошка - мяу, собачка – гав-гав, мишка – р-р-р.
- Ставь миску, посади собачку, киску, мишку. - Кушай кошка, кушай собачка, кушай мишка.
- Мишка доволен. Он вышел и топает ногами. Как он топает: топ-топ.
Называние собственных действий.
- Дают инструкцию совершить то или иное действие («Рисуй») и когда ребенок выполняет действие, его спрашивают: «Что ты делаешь?» и следует подсказка: «Я рисую», «я ем».
- Затем вопрос повторяют и ждут ответа.
- Если ребенок молчит, начинают подсказывать: «Я … рисую», «Я …».
- Постепенно подсказку убирают.
Важно помнить, что при обучении речевым навыкам ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность, что ребенок, освоив тот или иной навык, не продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться дальше, учить тому, что нужно для будущего.
Игра «Накрываем на стол»
Сейчас будем ставить на стол посуду (посуда приготовлена заранее).
- Где у нас тарелки?
- Расставляй тарелки всем: маме, папе, брату, сестре.
- Где у нас кружки? Расставляй маме, папе, брату, сестре.
- Где у нас ложки? Вилки? Где салфетки? Где хлеб?
Третий этап обучения «Обучение пониманию названий цвета, формы, величины»
Учить пониманию и называнию признаков предметов (цвета, размера, формы):
- Формируют навык невербального соотнесения (выбор по образцу таких по цвету, например, красных).
- Затем называют красный кубик, красный карандаш, красная машинка.
- Затем просят дать красные предметы, затем выбрать среди других красные и только потом спрашивать: «Какого цвета этот кубик?».
Игра «Строим башню»
- Давай строить башни (на ковре разложены кубики: красные, синие, белые). Построим 2 башни, одну красную, а другую синюю.
- Кубики будем возить на машине. Где машина? Машина едет: би-би-би.
- Где красные кубики? Будем строить красную башню. Вези красные кубики.
- Вези красные кубики. Какая высокая красная башня!
- Где синие кубики? Вези синие кубики. Какая высокая синяя башня.
- Где у нас красная башня? Где у нас синяя башня?
Четвертый этап обучения «Обучение пониманию значения вопросов»
Игра «Угадай, про что скажу»
Во время бытовых ситуаций задавать вопросы, ребенок показывает предметы.
Вопросы:
- При умывании: чем ты чистишь зубы? (щеткой).
- За столом: чем ты ешь суп? (ложкой) из чего ты пьешь чай? (кружки).
- Чем ты рисуешь? (карандашами, ручками, красками).
- Чем ты стрижешь бумагу? (ножницами).
- Чем ты клеишь? (клеем).
Список литературы
- Пирогова Г.Н. Хочу говорить гласные звуки. Рабочая тетрадь. - Самара: Русское слово, 2009г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. 2-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Как правильно учить ребенка говорить / Марина Полякова. - М.: Geleos Publishing House; Капитал Трейд Компани, 2010. - 172 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
- Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Книга 1. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. - М.: 2011.