Цель: Формирование знаний о народном творчестве через образ русского полотенца.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с видом изобразительного искусства – декоративно-прикладное искусство;
- познакомить с предметами русского народного быта через народную музыку и ИЗО;
- проанализировать отличительные особенности русского орнамента и его особенностями;
- выполнить изображение полотенца с русским орнаментом, используя цветные карандаши.
Развивающие:
- развивать творческие, мыслительные навыки учащихся;
- развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного.
Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к культурному наследию;
- создать условия для самооценки своей деятельности;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность и целеустремленность в работе.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, музыка.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие.
- Добрый день, добрый час!
Как мы рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели
2. Актуализация опорных знаний
Вызвать интерес к теме и эмоциональный отклик.
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?
- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (Красный угол)
- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)
- Правильно, наш сегодняшний урок будет посвящен русскому полотенцу и народным песням.
3. Основной этап
3.1. Что такое вышивка?
Вышивкой называют – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края – покрывал – подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.
А ещё девушки пели, выполняя эти работы. Ведь мелодия – это мысль музыки. Мотив строит узорчатые мелодии, украшает быт человека, его праздники и печали.
Посмотрите на мелодическую линию народной песни и на орнаменты вышивки.
- Чем-то они похожи?
- А вы узнали песню по нотам?
Давайте исполним её в хороводе с движениями, а полотенца помогут настроится на урок.
Исполнение песни «Уж мы сеяли, сеяли ленок»
3.2. Объяснение нового материала
Создание условий для усвоения нового материала.
Активизация познавательной деятельности.
Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.
- Какие виды полотенц вы знаете? (Обыденные, нарядные, ритуальные)
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мама. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
- Давайте запеленаем ваши куклы в полотенца. Умеете это делать?
- Как называются песни для укачивания ребёнка? (колыбельные)
- Помните колыбельные, которые вам пели мамы, бабушки? Кто может напеть их?
В культуре всех народов принято было укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь колыбельные песни. Мать словно сопровождала ребенка в сон, помогала преодолеть страх. Малыш, закрывая глаза, уже не видел ее, но продолжал слышать ее ласковый голос. Мать словно говорила: «Все хорошо, я с тобой, засыпай, а когда ты проснешься, я снова буду рядом. Я люблю тебя!».
Колыбельная песня – это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности. Именно материнская колыбельная песня несет ребенку здоровье и спокойствие, снимает тревожность, возбуждение, действует на него успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, служат как обереги.
Послушайте Колыбельную композитора Г.Гладкова и сопроводите её покачиванием ваших завёрнутых кукол.
3.3. Объяснение нового материала
Вышивка - это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
- Посмотрите на репродукции: обратите внимание, какие цвета используются в вышивке? (красный, белый, зелёный,черный)
Красный - цвет солнца, огня, жизни, красоты. Олицетворял мужское начало.
Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; символизирует чистоту, свет, благо.
- Помните ли вы из тем прошлых уроков, какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы в украшении изб и вышивки на одежде? (знаки солнца, земли, воды, древа, матери-Земли Берегини, птицы-павы).
Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.
Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая). В древности женщину обожествляли, она являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках.
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.
Древо жизни, райское дерево – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
- Какие древние символы изображены на фрагментах полотенец?
4. Динамическая музыкальная пауза
Физминутка «Народные мотивы»
5. Первичное закрепление
Выполнение пробных заданий и самостоятельная работа.
Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце (два человека).
Сегодня на уроке каждый из вас нарисует русскую полотенце.
Вашу работу будет сопровождать Плясовые наигрыши в исполнении Оркестра народных инструментов.
Рассмотрим этапы выполнения:
- Выполнение наброска. Постарайтесь размерами выделить главный мотив (дерево жизни, женская фигура, птицы), дополните его орнаментальными рядами, состоящими из ритмично повторяющихся знаков-символов: знаков плодородия, растительных элементов.
- Постарайтесь цветом выделить главный мотив
6. Подведение итогов. Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу! Давайте, вспомним, что сегодня на уроке вы узнали нового? С каким понятием познакомились?
- Чему вы научились?
- Какая народная музыка сопровождала наш урок?
- С какими предметами быта вы сегодня познакомились?
- Ребята, поднимите руку, у кого все получилось! А теперь поднимите руку, у кого сегодня были трудности на уроке! А у кого ничего не получилось? Таких сегодня у нас нет!
- Урок окончен!