Бинарный урок по музыке и ИЗО в 5-м классе "Народное художественное и музыкальное искусство. Народное полотенце"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель: Формирование знаний о народном творчестве через образ русского полотенца.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с видом изобразительного искусства – декоративно-прикладное искусство;
  • познакомить с предметами русского народного быта через народную музыку и ИЗО;
  • проанализировать отличительные особенности русского орнамента и его особенностями;
  • выполнить изображение полотенца с русским орнаментом, используя цветные карандаши.

Развивающие:

  • развивать творческие, мыслительные навыки учащихся;
  • развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного.

Воспитательные:

  • формировать уважительное отношение к культурному наследию;
  • создать условия для самооценки своей деятельности;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность и целеустремленность в работе.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, музыка.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

- Добрый день, добрый час!
Как мы рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели

2. Актуализация опорных знаний

Вызвать интерес к теме и эмоциональный отклик.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (Красный угол)

- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)

- Правильно, наш сегодняшний урок будет посвящен русскому полотенцу и народным песням.

3. Основной этап

3.1. Что такое вышивка?

Вышивкой называют – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края – покрывал – подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

А ещё девушки пели, выполняя эти работы. Ведь мелодия – это мысль музыки. Мотив строит узорчатые мелодии, украшает быт человека, его праздники и печали.

Посмотрите на мелодическую линию народной песни и на орнаменты вышивки.


- Чем-то они похожи?

- А вы узнали песню по нотам?

Давайте исполним её в хороводе с движениями, а полотенца помогут настроится на урок.

Исполнение песни «Уж мы сеяли, сеяли ленок»

3.2. Объяснение нового материала

Создание условий для усвоения нового материала.

Активизация познавательной деятельности.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

- Какие виды полотенц вы знаете? (Обыденные, нарядные, ритуальные)

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мама. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

- Давайте запеленаем ваши куклы в полотенца. Умеете это делать?

- Как называются песни для укачивания ребёнка? (колыбельные)

- Помните колыбельные, которые вам пели мамы, бабушки? Кто может напеть их?

В культуре всех народов принято было укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь колыбельные песни. Мать словно сопровождала ребенка в сон, помогала преодолеть страх. Малыш, закрывая глаза, уже не видел ее, но продолжал слышать ее ласковый голос. Мать словно говорила: «Все хорошо, я с тобой, засыпай, а когда ты проснешься, я снова буду рядом. Я люблю тебя!».

Колыбельная песня – это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности. Именно материнская колыбельная песня несет ребенку здоровье и спокойствие, снимает тревожность, возбуждение, действует на него успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, служат как обереги.

Послушайте Колыбельную композитора Г.Гладкова и сопроводите её покачиванием ваших завёрнутых кукол.

3.3. Объяснение нового материала

Вышивка - это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

- Посмотрите на репродукции: обратите внимание, какие цвета используются в вышивке? (красный, белый, зелёный,черный)

Красный - цвет солнца, огня, жизни, красоты. Олицетворял мужское начало.

Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; символизирует чистоту, свет, благо.

- Помните ли вы из тем прошлых уроков, какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы в украшении изб и вышивки на одежде? (знаки солнца, земли, воды, древа, матери-Земли Берегини, птицы-павы).

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая). В древности женщину обожествляли, она являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках.

Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Древо жизни, райское дерево – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

- Какие древние символы изображены на фрагментах полотенец?

4. Динамическая музыкальная пауза

Физминутка «Народные мотивы»

5. Первичное закрепление

Выполнение пробных заданий и самостоятельная работа.

Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце (два человека).

Сегодня на уроке каждый из вас нарисует русскую полотенце.

Вашу работу будет сопровождать Плясовые наигрыши в исполнении Оркестра народных инструментов.

Рассмотрим этапы выполнения:

  1. Выполнение наброска. Постарайтесь размерами выделить главный мотив (дерево жизни, женская фигура, птицы), дополните его орнаментальными рядами, состоящими из ритмично повторяющихся знаков-символов: знаков плодородия, растительных элементов.
  2. Постарайтесь цветом выделить главный мотив

6. Подведение итогов. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу! Давайте, вспомним, что сегодня на уроке вы узнали нового? С каким понятием познакомились?

- Чему вы научились?

- Какая народная музыка сопровождала наш урок?

- С какими предметами быта вы сегодня познакомились?

- Ребята, поднимите руку, у кого все получилось! А теперь поднимите руку, у кого сегодня были трудности на уроке! А у кого ничего не получилось? Таких сегодня у нас нет!

- Урок окончен!