Разговор

Разделы: Работа с родителями


Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования это соответствие совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям на основе норм, требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений родителей и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Семья и образовательное учреждение - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и дошкольная группа не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам необходимо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. А качество взаимодействия непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Поэтому, педагоги должны целенаправленно и планомерно выстраивать доверительные, партнерские отношения с родителями.

Учитывая опыт работы, пробуя новые решения и подходы к поставленной задаче, мы разработали проект «Разговор», который нацелен на изменение самой сути взаимодействия учреждения и семьи. С одной стороны, образовательное учреждение становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.

В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача - воспитание ребенка. В таких условиях, воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

Новый формат взаимодействия родителей и воспитателей направлен на то, чтобы родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» стали союзниками и партнерам. А для этого требуется, чтобы родители были полноправными участниками образовательного процесса. Если родитель сам принимает участие в каком-либо процессе, то он уже не сможет предъявлять претензии, почему воспитатели что-то сделали не так. Тогда возникает вопрос, что мы вместе, воспитатели и родители, сделали не так?

Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания, является одним из основных условий сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, комплексного всестороннего развития и создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка.

Внедрение в образовательный процесс дошкольного отделения таких методов и форм работы с семьями, которые позволят установить эффективное и целенаправленное взаимодействие учреждения и родителей в рамках социального партнерства - стало целью нашей дальнейшей работы в этом направлении.

Мы разделили наш проект на три этапа:

1 этап - «Для родителя», срок реализации - 2023-2024 учебный год

Задачей этого этапа стало формирование во взаимодействии с родителями такого уровня доверия, который закладывает у большинства родителей основу для партнерских и созидательных отношений. Формирование доверия - это активный процесс, которым управляет педагог, но для этого он должен показать родителю свои личностные качества такие, как забота, внимание к людям, доброта, чуткость. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, его компетентности в вопросах воспитания, в опыте и знаниях. Для этого в течение всего учебного года, во всех группах проводились такие мероприятия как:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • выставки детских работ;
  • дни открытых дверей;
  • совместные досуги.

Родители приглашались на детские праздники, для них оформлялись информационные стенды, тематические родительские уголки, ширмы; проводились беседы; конкурсы семейных фотографий; выставки семейного творчества и многое другое.

Огромным интересом пользовались мастер-классы, которые педагоги проводили для детей и их родителей. Всем членам семьи была предоставлена возможность для активного участия в групповой деятельности, созданы такие условия, при которых родители учились вместе с детьми, при этом чувствовали себя комфортно и уютно. Дети же увидели, как творят их родители, как они сами восхищаются своей работой, какой неподдельный интерес вызвала их совместная деятельность.

К окончанию первого этапа родители поняли и почувствовали, на что способны педагоги, как они умеют работать, их грамотность, заинтересованность и ответственность. Нам удалось расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников. Укрепить партнерские отношения между учреждением и родителями. Повысить педагогическую культуру родителей.

2 этап - «С родителем», срок реализации - 2023-2024 учебный год

Для установления полноценного взаимодействия необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое дошкольная группа, как организована в ней жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь группы, постоянно держать в курсе всех событий.

Педагоги помогли родителям подготовиться к Дню родительского самоуправления, который проводился в старших и подготовительных группах. Родителей познакомили с режимом дня, комплексом утренней гимнастики, с проведением основной организованной деятельности и режимных моментов, совместной деятельности (дидактические и подвижные игры). Затем родителям дали возможность ощутить себя полноценными педагогами. Эмоции были разные, впечатления незабываемыми. Многие родители, наблюдая за процессом, тоже захотели проявить себя и попросили предоставить и им такую возможность.

В результате во всех группах среди родителей и сейчас ведутся бурные обсуждения прошедших мероприятий. Резко изменилось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя. Дети были заинтересованы в происходящем процессе, и, не смотря на присутствие родителей, вели себя активно, все задания выполняли с удовольствием, сами помогали родителям.

Родители еще больше стали понимать суть профессиональной деятельности педагогов, сложность, ответственность и обязательность.

Многие из них очень заинтересовались таким опытом. Поэтому, отвечая на их запросы, такие же мероприятия были проведены во второй половине учебного года и в группах младшей и средней возрастных категорий.

3 этап - «Родитель», срок реализации - 2024-2025 учебный год

Задача третьего этапа - сформировать мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом через вовлечение в совместные мероприятия. К сотрудничеству, как к общению «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Для этого мы создали родительско - педагогический клуб «РАЗГОВОР», предоставив возможность родителям ощутить себя полноправными членами союза педагогов и родителей. Они разделили с педагогами и права, и обязанности, и ответственность. Мы приглашаем творческих, неравнодушных людей поделиться своим опытом, талантами и с педагогами, и с детьми, и с другими родителями. Это взаимодействие предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Таким образом, мы создаем единое пространство развития ребенка.

По окончанию проекта мы смогли организовать такие условия для развития детей в совместной деятельности родителей и педагогов, которые будут:

  • повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах развития дошкольников, согласованность действий педагогов и родителей;
  • сближать и объединять педагогов с родителями по вопросам воспитания детей;
  • укреплять партнерские отношения между учреждением и семьями.

Даже сейчас, в сложной эпидемиологической ситуации, педагоги ищут новые удобные и безопасные формы работы с родителями. На данном этапе перед нами стоит задача непрерывно продолжать общение с семьями, для этого в учреждении разработаны всевозможные дистанционные формы. Мы взаимодействуем с помощью электронной почты, организовываем группы в социальных сетях, предоставляем информацию на сайт образовательного учреждения и т.д.

Педагоги должны целенаправленно и планомерно выстраивать доверительные, партнерские отношения с родителями. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление об учреждении, которому доверяет его воспитание. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Эффективное взаимодействие с семьей начинается с общения с родителями по поводу детей. Это самая важная обязанность педагога организовать взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей.

Образовательному учреждению необходимо обеспечить открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство учреждения. В свою очередь, максимальное участие родителей в образовательном процессе, в мероприятиях, в решении организационных вопросов сформирует единство подходов к воспитанию детей в условиях образовательного учреждения и семьи.

Практические приемы и упражнения по преодолению барьеров в общении с родителями

Цель игр-упражнений: способствовать установлению дружеской атмосферы; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

1. «Знакомство»

Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имя своего ребенка. Каждый участник должен закончить предложение:

- Больше всего мне в моем ребенке нравится - ...

Участник, который имеет более, чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.

2. «Я не умею…». «Зато ты…»

Пример.

- Я не умею водить автомобиль, - говорит первый участник.

- Зато у тебя добрая улыбка, - говорит ему второй участник, затем продолжает игру словами «Я не умею...». Тогда третий участник ему отвечает: «Зато ты…». И так по кругу.

3. «Быть мамой - это…»

По кругу участники называют по одному слову, которое наиболее емко может описать их отношение к материнству.

4. «Сказка о кукле Маше»

Всем участникам нужно вытянуть по одному предмету из волшебного мешочка. Ведущий начинает сказку, у него в руках кукла. Сказку рассказываем по кругу, подключая в сюжет тот предмет, который достался каждому участнику.