«Теория без практики мертва, а практика без теории слепа»
Ф.Энгельс«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим»
Луи Паскаль
География является уникальным учебным предметом, способным интегрировать содержание естественных и общественных наук. Действующие федеральные образовательные программы основного общего и среднего общего образования определили новые требования к результатам их освоения. В частности, в основу содержания школьного курса географии положено изучение единого и одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, формирование у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. При сохранении нацеленности программы по географии на изучение базовых теоретических знаний, особое внимание уделено формированию практических умений и навыков: анализа, синтеза, обобщения, интерпретации географической информации, использование геоинформационных систем и глобальных информационных сетей, навыков самостоятельной познавательной деятельности с использованием различных источников географической и иной информации. Программа по географии даёт возможность формирования функциональной грамотности учеников - способности использовать получаемые знания для решения жизненных проблем в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Наряду с такими факторами, как интегративность, междисциплинарность, экологизация, гуманизация географии, содержательную часть программы определяет практикоориентированность, что позволяет более чётко представить географические реалии, происходящие в современном мире в геополитических, межнациональных, социокультурных, социально-экономических, геоэкологических событиях и процессах.
Практическая направленность в обучении географии - это психолого-педагогическая категория, отражающая усвоение компонентов содержания географического образования и развитие познавательных способностей учащихся, овладение методами географического познания. Ведущей формой обучения для реализации практической направленности обучения выступают практические работы различного типа, в ходе выполнения которых формируются практические навыки учащихся, в частности, умение работать с картографическими и статистическими материалами, решать географические задачи прикладного характера.
В современной педагогике основополагающими являются личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, а самоопределение личности - приоритетной целью образования. Именно такие подходы позволяют смотреть на процесс обучения с новой точки зрения, осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования, в котором знания должны стать фундаментом практической деятельности, т.е. стать действенными.
В новых ФГОС и нормативных документах требования к результатам обучения географии заданы по двум направлениям:
- знать, понимать;
- уметь выделять, описывать, находить, приводить примеры, составлять, определять, применять.
Проблема формирования прикладных умений в процессе обучения была объектом постоянного изучения педагогов, психологов и методистов (Л.С.Выготский, Е.Н.Кабанонова-Меллер, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Ю.К.Бабанский, П.И.Пидкасистый, Б.П.Есипов, Т.И.Шамова, Н.А.Сорокин, В.А.Коринская, В.И.Щенев, Л.М.Панчешникова, Н.А.Шайденко и др.), а накопленный опыт исследований позволил сделать вывод: знания по географии становятся более прочными и действенными, если ученик обучен их применению. Р. Кирхгоф, немецкий физик, говорил: «Нет ничего практичнее хорошей теории». В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование материалов учебника, географических карт, статистических данных, географических моделей и приборов и т.д.). Поэтому важнейшим средством в формировании умений является осуществление неразрывной связи между процессом усвоения знаний и их применением на практике. Показателем сформированности умения служат самостоятельное приобретение новых знаний и правильное их применение в решении новых жизненных задач.
Согласно новым требованиям ФГОС и ФОП к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
- приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);
- составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;
- определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
- выявлять эмпирические зависимости.
Выполнение практических работ по географии способствует развитию таких общеучебных умений, как умение анализировать, сравнивать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.).
Формирование практических навыков при решении географических задач и работе с картографическими материалами является одной из ключевых задач обучения географии. Эти навыки позволяют учащимся не только усвоить теоретический материал, но и применять его на практике, развивая критическое мышление, пространственное воображение и умение анализировать информацию. Еще одна задача практических работ - формирование специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление географических карт различной тематики, статистических материалов и т.п.).
Система практических работ, предусмотренных ФГОС, располагает большим потенциалом для более полного овладения учениками методами географической науки - традиционными (картографическим, описательным, сравнительно-географическим) и новейшими (статистическим, моделирования, прогнозирования, геоинформационным, методом геоэкологического мониторинга; методами полевых исследований и др.).
Наиболее важной является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: для ориентирования на местности и проведения топографических съемок; определения местного и поясного времени; проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценка последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.
Основные направления работы при формировании практических навыков посредством решении географических задач и работе с картографическими материалами следующие:
Работа с географическими картами
Чтение карт: обучение чтению различных типов карт (топографических, тематических, политических), определению масштаба, ориентированию на местности, определению географических координат.
Анализ карт: развитие умения сравнивать карты, выделять основные географические объекты и явления, анализировать их взаимосвязи.
Создание карт: обучение созданию простых карт (планов местности, тематических карт) с использованием различных инструментов (ручной чертеж, компьютерные программы).
Решение географических задач
Текстовые задачи: развитие умения анализировать текст задачи, выделять ключевые слова, выбирать необходимые для решения задачи данные.
Графические задачи: развитие умения работать с графиками, диаграммами, картосхемами, анализировать представленную информацию.
Практические задания: организация практических работ, направленных на решение конкретных географических задач (например, определение расстояний, площадей, высот, направлений).
Использование современных технологий
Географические информационные системы (ГИС): обучение работе с ГИС для создания и анализа карт, проведения пространственного анализа.
Спутниковые снимки: использование спутниковых снимков для изучения земной поверхности, анализа природных и социальных процессов.
Мобильные приложения: использование мобильных приложений для сбора географических данных, навигации, определения местоположения.
Методы и приемы обучения
Проблемное обучение: постановка проблемных вопросов, стимулирующих самостоятельный поиск решений.
Групповая работа: организация групповых проектов, способствующих развитию коммуникативных навыков и умению работать в коллективе.
Использование игровых элементов: включение в учебный процесс элементов игры, что повышает мотивацию учащихся и делает обучение более интересным.
Экскурсии: организация экскурсий с целью закрепления теоретических знаний на практике.
Лабораторные работы: Проведение лабораторных работ с использованием географического оборудования (глобус, компас, карты).
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы географических знаний: учащиеся овладевают основными понятиями и закономерностями географической науки.
- Развитие практических навыков: учащиеся умеют работать с картами, решать географические задачи, применять полученные знания на практике.
- Формирование пространственного мышления: учащиеся развивают пространственное воображение, умение ориентироваться на местности, анализировать географические данные.
- Развитие исследовательских навыков: учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска информации, проведения исследований, анализа результатов.
Реализация практической направленности географии заключается в формировании у школьников умения применять знания на практике, но сокращение учебного времени 5-6-х, 10-11-х классах (по 1 ч. в неделю) и увеличение количества практических работ по географии, требуют тщательности в подборе методов и форм организации практической деятельности, чтобы избежать формального отношения к их проведению.
Еще в начале прошлого века известный педагог, психолог и философ Д.Дьюри подчеркивал, что личный интерес обучающегося - это решающий фактор процесса образования. При формировании мотивации у современных школьников невозможно обойтись без активного применения инновационных образовательных технологий, которые позволят предложить учащимся практическую деятельность не только как необходимую, но и как неотъемлемую увлекательную часть учебного процесса.
Использование инновационных методов при проведении практических работ по географии открывают новые возможности в обучении, делают географию более актуальной, интересной, полезной, эффективной и доступной для современных школьников.
Преимущества инновационных методов:
- Повышение мотивации: интерактивные задания и современные технологии делают обучение более интересным.
- Развитие навыков 21 века: учащиеся осваивают цифровые компетенции, умение работать с данными, решать проблемы, сотрудничать.
- Индивидуализация обучения: каждый ученик может работать в своем темпе и выбирать задания в соответствии со своими интересами.
- Подготовка к будущей профессии: знания и навыки, полученные в ходе практических работ, будут полезны в различных сферах деятельности.
Использование цифровых технологий
- Географические информационные системы (ГИС): позволяют создавать карты, анализировать пространственные данные, моделировать различные географические процессы; учащиеся могут самостоятельно создавать карты своей местности, изучать изменения ландшафтов, прогнозировать последствия природных катаклизмов.
- Спутниковые снимки: обеспечивают актуальные данные о земной поверхности; учащиеся могут отслеживать изменения растительного покрова, динамику городских агломераций, изучать природные явления.
- Мобильные приложения: предлагают широкий спектр инструментов для сбора данных в полевых условиях: GPS-навигация, измерение расстояний, определение высот, распознавание растений и животных.
- Виртуальная реальность (VR): позволяет создавать иммерсивные среды, в которых учащиеся могут путешествовать по различным уголкам планеты, изучать геологические процессы, исторические события.
- Дополненная реальность (AR): накладывает виртуальные объекты на реальный мир, что делает обучение более наглядным и интересным. Например, можно навести камеру смартфона на карту и увидеть трехмерные модели зданий, рельеф местности.
Проектная деятельность
Проекты позволяют учащимся самостоятельно исследовать географические проблемы, разрабатывать решения и презентовать результаты.
- Экологические проекты: изучение состояния окружающей среды, разработка мероприятий по охране природы.
- Географические экспедиции: организация походов и экскурсий с целью сбора данных о природных объектах и явлениях.
- Создание геоинформационных продуктов: разработка карт, атласов, презентаций, веб-сайтов, посвященных определенной географической теме.
Методы активного обучения
- Ролевые игры: Позволяют моделировать различные географические ситуации и принимать решения в соответствии с ролью.
- Дебаты: Способствуют развитию критического мышления и умению отстаивать свою точку зрения.
- Групповая работа: Формирует навыки сотрудничества и распределения ответственности.
ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ для учащихся 7-11 классов
Тема «Население мира»
Цель заданий:
- Закрепить теоретические знания о демографических процессах, происходящих в мире.
- Развить навыки анализа статистических данных, графиков и диаграмм.
- Сформировать умение делать выводы и прогнозы на основе полученной информации.
- Повысить интерес к изучению глобальных проблем человечества.
Варианты практических заданий
1. Анализ демографической ситуации в разных странах
Задание: Выберите две страны с различными типами воспроизводства населения (например, развитая страна и развивающаяся). Используя статистические данные, сравните показатели рождаемости, смертности, естественного прироста, средней продолжительности жизни, возрастной структуры населения. Объясните причины различий в демографической ситуации.
Дополнительные задания:
- Постройте возрастные пирамиды для выбранных стран.
- Проанализируйте влияние демографической ситуации на социально-экономическое развитие стран.
- Предложите меры по регулированию рождаемости в выбранных странах.
2. Прогнозирование демографических изменений
Задание: Используя имеющиеся данные о демографических процессах в вашей стране или регионе, постройте прогноз изменения численности населения на ближайшие 20-30 лет. Объясните, на какие факторы вы опирались при составлении прогноза.
Дополнительные задания:
- Оцените возможные последствия прогнозируемых изменений для экономики, социальной сферы, экологии.
- Предложите меры государственной политики, направленные на оптимизацию демографической ситуации.
3. Изучение миграционных процессов
Задание: Выберите один из крупных миграционных потоков в мире и проанализируйте его причины, направления, последствия для стран отправления и приема мигрантов.
Дополнительные задания:
- Сравните миграционные процессы в разные исторические периоды.
- Оцените влияние миграции на культурное разнообразие стран.
- Разработайте рекомендации по регулированию миграционных процессов на государственном уровне.
4. Создание презентации или видеоролика
Задание: Создайте презентацию или видеоролик на одну из следующих тем:
- Демографический переход: причины и последствия.
- Проблемы старения населения.
- Миграция: вызовы и возможности.
- Влияние урбанизации на демографические процессы.
Критерии оценивания:
- Глубина раскрытия темы.
- Наличие достоверных фактов и статистических данных.
- Оригинальность подхода.
- Качество оформления.
5. Групповая работа: моделирование демографической ситуации
Задание: Разделитесь на группы и создайте модель демографической ситуации в вымышленной стране. Опишите историю развития страны, ее природные условия, социально-экономическое положение. Разработайте сценарии изменения демографической ситуации в зависимости от различных факторов (например, природные катаклизмы, экономические кризисы, социальные реформы).
Дополнительные задания:
- Проанализируйте, как изменения демографической ситуации влияют на другие сферы жизни общества.
- Предложите меры государственной политики, направленные на улучшение качества жизни населения.
Использование цифровых инструментов
- Географические информационные системы (ГИС): для создания карт распределения населения, анализа миграционных потоков.
- Электронные таблицы: для обработки статистических данных, построения графиков и диаграмм.
- Презентационные программы: для создания наглядных материалов.
- Видеоредакторы: для создания видеороликов.
Рекомендации по организации работы
- Индивидуальный подход: учитывайте уровень подготовки учащихся и предлагайте задания различной сложности.
- Использование разнообразных источников информации: учебники, атласы, статистические сборники, интернет-ресурсы.
- Организация дискуссий: стимулируйте учащихся к выражению собственного мнения и аргументации своей позиции.
Тема «Ресурсообеспеченность»
Цель заданий:
- Закрепить теоретические знания о видах природных ресурсов, их распределении по земному шару и значении для экономического развития стран.
- Развить навыки анализа карт, диаграмм и статистических данных.
- Сформировать умение сравнивать ресурсообеспеченность разных стран и регионов.
- Повысить интерес к проблемам рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития.
Варианты практических заданий
1. Анализ ресурсообеспеченности конкретной страны или региона
Задание: Выберите страну или регион и проанализируйте ее ресурсообеспеченность. Оцените, какие ресурсы являются основными для экономики данной территории, какие ресурсы ограничены или отсутствуют. Объясните, как ресурсообеспеченность влияет на специализацию хозяйства и уровень жизни населения.
Дополнительные задания:
- Сравните ресурсообеспеченность выбранной страны с другой страной, имеющей схожий уровень экономического развития.
- Оцените, как изменение мировых цен на основные ресурсы влияет на экономику выбранной страны.
- Предложите меры по рациональному использованию природных ресурсов в данной стране.
2. Сравнение ресурсообеспеченности развитых и развивающихся стран
Задание: Сравните ресурсообеспеченность группы развитых и группы развивающихся стран. Выявите общие черты и различия. Объясните, как различия в ресурсообеспеченности влияют на уровень экономического развития стран.
Дополнительные задания:
- Проанализируйте, как исторически сложившиеся различия в ресурсообеспеченности повлияли на современное мировое разделение труда.
- Оцените, какие проблемы возникают у развивающихся стран, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов.
3. Прогнозирование изменений в ресурсообеспеченности
Задание:Выберите один из природных ресурсов (нефть, газ, вода, лес) и спрогнозируйте изменения в его запасах и доступности в ближайшие десятилетия. Объясните, какие факторы будут влиять на эти изменения.
Дополнительные задания:
- Оцените, как изменение запасов выбранного ресурса повлияет на мировую экономику и международные отношения.
- Предложите меры по предотвращению дефицита выбранного ресурса.
4. Решение проблемных задач
Задание: Представьте, что вы являетесь экспертом по вопросам ресурсообеспеченности. Разработайте план действий по решению одной из следующих проблем:
- Обеспечение энергетической безопасности страны с ограниченными ресурсами.
- Сохранение биоразнообразия в регионе с интенсивной хозяйственной деятельностью.
- Предотвращение дефицита пресной воды в засушливом регионе.
Дополнительные задания:
- Оцените возможные экологические и социально-экономические последствия предлагаемых вами решений.
- Предложите механизмы международного сотрудничества в решении данной проблемы.
5. Создание проекта
Задание: Создайте проект на одну из следующих тем:
- Энергетика будущего: альтернативные источники энергии.
- Водные ресурсы: проблемы и пути решения.
- Устойчивое развитие и рациональное использование природных ресурсов.
Критерии оценивания:
- Глубина проработки темы.
- Наличие достоверных фактов и статистических данных.
- Оригинальность предложений.
- Качество оформления.
Использование цифровых инструментов
- Географические информационные системы (ГИС): для создания карт распределения населения, анализа миграционных потоков.
- Электронные таблицы: для обработки статистических данных, построения графиков и диаграмм.
- Презентационные программы: для создания наглядных материалов.
- Видеоредакторы: для создания видеороликов.
Рекомендации по организации работы
- Индивидуальный подход: учитывайте уровень подготовки учащихся и предлагайте задания различной сложности.
- Использование разнообразных источников информации: учебники, атласы, статистические сборники, интернет-ресурсы.
- Организация дискуссий: стимулируйте учащихся к выражению собственного мнения и аргументации своей позиции.
Дополнительные идеи для работы со старшеклассниками:
- Организация ролевых игр, имитирующих заседания международных организаций, посвященных проблемам народонаселения.
- Проведение онлайн-конференций с экспертами в области демографии.
- Организация выставок творческих работ, посвященных демографической тематике.
- Проведение экскурсий на предприятия, занимающиеся добычей и переработкой природных ресурсов.
- Организация выставок творческих работ, посвященных проблемам ресурсообеспеченности.
Помните: практические задания должны быть интересными и актуальными для учащихся; используйте разнообразные методы обучения, чтобы сделать процесс познания более увлекательным.
Личный опыт преподавания в школе все больше убеждает - эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразования знаний - креативностью (общими творческими способностями).
На каком уроке наиболее полно учитель может раскрыть все способности ученика? Конечно же на уроке изучения нового материала, потому что именно тогда можно «открывать знание вместе с учениками».
Применяя технологию проблемного обучения на уроках можно органично связать теорию и практику любого предмета.
Алгоритм проблемного урока достаточно прост:
- Постановка проблемы.
- Поиск решения.
- Выражение решения.
- Реализация продукта.
Посредством этих четырех звеньев творческой учебной деятельности проблемный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально-творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность.
Моделирующие упражнения - это опыт обучения, позволяющий учащимся принять участие в деятельности, упрощённо представляющей собой процессы, происходящие в реальном мире и в реальном обществе. Моделирующие упражнения отличаются от других игр, проводимых на уроках, т.к. нет соперничества за баллы, оценки т.д.
Одним из условий активной практической деятельности учащихся на уроке является их обучение различным приемам учебной работы. Важная составная часть деятельности учителя в этом направлении - совершенствование методики формирования умений и навыков в работе с картой. Уметь пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию должен каждый культурный человек, также как уметь читать.
Итогом любой педагогической деятельности является положительная динамика результатов обучения. Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность - одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление личности обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта, а это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности придать большую весомость именно практическим работам. В реальной практической деятельности это возможно осуществить благодаря, во-первых, чёткой формулировке задания, выделению основной линии решаемых задач; во-вторых, внедрению особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.
Литература
- Федеральная рабочая программа основного общего образования «География» (для 5-9 классов ОО). - М.: ФГБНУ ИСРО, 2022. - 116 с.
- Федеральная рабочая программа основного общего образования «География. Базовый уровень» (для 10-11 классов ОО). - М.: ФГБНУ ИСРО, 2024. - 59 с.
- Душина И.В. Методика и технология обучения географий: Пособие для учителей и студентов пед. институтов и университетов/ И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможня. - М.: Астрель, АСТ, 2002. - 98 с.
- Таможняя, Е.А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / Е.А.Таможняя, М.С.Смирнова, И.В.Душина; под общей редакцией Е.А.Таможней. - М.: Юрайт, 2024. - 321 с.
- Методика обучения географии. Курс лекций. [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики); [Авт.-сост. И.Г.Недоросткова]. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. - 40 с.
- Каргина С.В. Формирование экологической культуры школьников в процессе участия их в социально-экологических проектах: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара. - СПб.: Крисмас, 2010. - С. 96-98.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
- Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности // Вестник Института образования человека. - 02.03.2012. - http://eidosinstitute.ru/journal/2012/0302.htm
- Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 11-16.