Мастер-класс для воспитателей пришкольных интернатов. Мастер-класс: «Мнемотехника – метод развития памяти»

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: мнемотехника


Цель занятия:

  • рассмотрение теоретических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения мнемонических приёмов;
  • оказание информационной и методической поддержки воспитателям.

Задачи:

  • Дать общее представление о мнемонике;
  • Познакомить с мнемоническими приёмами;
  • Провести тестирование на определение уровня запоминания;
  • Измерить объём памяти групп, сравнить результаты.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация «Мнемотехника - метод развития памяти»;
  • Материалы для проведения практикума.

Структура мастер-класса:

  • постановка проблемы (цели, задач);
  • занятие с мультимедийной презентации;
  • практикум, привлечение слушателей к ходу мастер-класса:
    • первичное определение объёма памяти.
    • знакомство с вербальным мнемоническим приёмом.
    • повторное определение объёма памяти
    • сравнение результатов и вывод.

1. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире человеку постоянно нужно запоминать и хранить в голове большое количество информации и при этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе, ведь компьютерные технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации.

Целью данного занятия является рассмотрение теоретических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения мнемонических приёмов, изучение изменения объёма памяти с помощью этих приёмов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Дать общее представление о мнемонике.
  • Познакомить с мнемоническими приёмами
  • Провести тестирование на определение уровня запоминания.

2. Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации. Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл.

Наш мозг состоит из огромнейшего числа нервных клеток - нейронов. От них напрямую зависит наша память - чем их больше, тем память лучше. Начиная с 43-45 лет человеку для того, чтобы вспомнить какое-либо событие или просто информацию, необходимо гораздо больше времени, чем молодому. Это происходит оттого, что с годами объем головного мозга несколько уменьшается: ежедневно клетки мозга погибают, и с возрастом, когда мы становимся старше, это происходит быстрее. В 20 лет в день погибает около 20 тысяч клеток, а в 40 лет погибает уже целых 50 тысяч клеток. Последние данные ученых говорят о том, что такое утверждение: «нервные клетки не восстанавливаются», его можно оспорить, так как в некоторых отделах мозга практически всю жизнь обновляются клетки мозга. Так сказать «ответственность» за производство новых клеток, несут стволовые клетки. Они отвечают за созревание мозга еще в утробе матери, позднее решают тоже важные задачи, клетки у взрослого человека могут трансформироваться в зрелые нейроны. Не так давно ученые обнаружили, что новые нервные клетки возникают в отделе головного мозга, который связан со свойствами памяти. Но в этом организму нужно помогать: память сохраняет свою остроту лишь в том случае, если её регулярно тренировать.

Память, как мышцы, требует ежедневной тренировки. Если ей не пользоваться, она ухудшается. Чем больше вы будете загружать мозг и заставлять его работать, тем лучше вы сможете анализировать и запоминать информацию.

Одна из самых популярных методик тренировки памяти это мнемотехника.

Что такое мнемоника

Мнемоника (мнемотехника)- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Само слово «мнем» греческое и означает «память». Слово мнемоника имеет однокоренное слово - Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти, воспоминаний и матерью 9 муз.

К виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают, эти методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон. Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит - это тоже мнемонический прием. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта, всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие.

"Секрет" мнемотехники прост и всем известен - это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь "секрет"!

Мнемонические приемы и упражнения

Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания. Все они основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.).

Примеры мнемонических правил

1. Время, календарь

  • Количество дней в месяцах года

По костяшкам пальцев. Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. (рис.5). Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку - значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь - костяшка мизинца, февраль - впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март - костяшка безымянного, и т.д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет.

  • Переход на зимнее\летнее время

Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время: определяется правилом первых букв: «ВВ - весной вперед, ОО - осенью обратно».

2. Использование вспомогательных предметов

  • Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации.

Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р - растущая, иначе С - стареющая (вариант: Р - ребёнок, С - старик)

Рисунок 1. Запоминалки фаз развития Луны

3. Флаги

  • Россия - БоСяКи, Франция - СоБаКи или

Россия - бесик (белый - синий - красный, а кто-то еще спрашивал, почему у нас все бесовское).

  • Франция - сибек (синий - белый - красный).
  • Нидерланды - крабес

4. Геологический термин

Сталактит, сталагмит, и сталагнат

Вряд ли найдётся много людей, которые смогут сказать чем отличаются между собой сталактит, сталагмит и сталагнат.

Сталактит - каменная сосулька, свисающая с потолка пещеры. Капли воды, веками и тысячелетиями, капают с потолка пещеры. Одни могут вырасти на два сантиметра за год, другие на столько же за век. Содержащиеся в них минералы и учавствуют в образовании сталактита.

Сталагмит - та же сосулька, но растущая с пола пещеры.

Сталагнат - сросшийся сталактит с сталагмитом. Если очень долго подождать, то сталактит и сталагмит удлиняются настолько, что соединятся друг с другом.

  • СталакТит - буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка.
  • СталагМит - буква М напоминает две стоящие рядом сосульки, растущие снизу. Т.е. Сталагмит растёт вверх. Второй способ запоминания этого слова - в слове сталагМит и слове зеМля есть буква М. Поэтому Сталагмит и растёт вверх.
  • СталагНат - это сросшиеся сосульки. Ведь в букве Н есть линия посередине, благодаря которой эти линии и срослись.

или

  • СталакТит - буква Т похожа на сталактит, свешивающийся с потолка пещеры.
  • СталагМит - буква М похожа на два сталагмита, растущие из пола.

5. Запоминание полярности электродов

  • В слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» - по 5

6. Русский язык

1 и 2 спряжение. Спряжение глаголов.

Как определить спряжение глаголов, чтобы правильно написать окончание?

Мы должны поставить глагол в начальную форму, а подсказка будет находиться перед окончанием - ТЬ.

Только одна буква, которая стоит перед окончанием - ТЬ в Н. ф. означает, что перед вами 2 спряжение, эта буква - И.

Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к доске. Загните безымянный пальцы и мизинец. Обведите часть среднего и указательные пальцы. Какая буква получилась?

Два пальца =и=2 спр.

Значит, буква И перед ТЬ в начальной форме это и есть 2 спряжение, все остальные буквы перед ТЬ в Н.ф. - о, а, е, у - это сигнал того, что перед нами не второе, а другое, то есть 1 спряжение.

2. Практическая часть

2.1. Первичное определение объёма памяти.

1. Применяемая методика - вербальная (запоминание слов связыванием их в рассказ)

Слова, которые следует запомнить:

1.мяч

6.старик

2.стол

7.яблоко

3. костер

8.смех

4. борода

9.ковер

5. водопад

10.снеговик

2. Исследование памяти.

Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемые должны написать все 10 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

  • Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Число правильно воспроизведенных слов делим на 10 и умножаем на 100 , получаем % эффективного запоминания.

  • Оценивание эффективности запоминания:
    • при 90-100%- отличная,
    • при 70-90% - очень хорошая,
    • при 50-70% - хорошая,
    • при 30-50% - удовлетворительная,
    • при 10-30% - плохая,
    • при 0-10% - очень плохая
  • Общий процент памяти определяем по формуле:

2.2. Знакомство с вербальным мнемоническим приёмом.

Один из самых эффективных мнемонических приемов - метод, основанный на составлении рассказов. Он используется для запоминания в правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории. Обратите внимание на то, что этот метод требует не только составления предложений, но и использования зрительных представлений. Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, мы воспользуемся десятью словами (линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль): на кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и овца, которая прежде жила в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа; сидя там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.

2.3. Повторное определение объёма памяти.

Проводится повторное диагностическое исследование, но уже с другими словами.

Запоминание слов:

1.комар

6.клякса

2.сабля

7.медведь

3.кошка

8.черешня

4.солома

9.дворец

5.брюки

10.пианино

Сравнивая продуктивность запоминания можно сделать вывод:

  • С использованием приёмов мнемотехники продуктивность памяти увеличивается.
  • Изучая подобные приёмы и применяя их на практике можно значительно увеличить объём памяти и, следовательно, качественно улучшить процесс обучения.
  • Поставленная в работе цель достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что мнемотехника увеличивает продуктивность памяти, подтверждена.