Устранение предметных и методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения…

На сегодняшний день - одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей.

Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония»

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник,» - добавил второй.

- «Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник», - подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

  • самостоятельная работа по приобретению знаний (самое главная задача функциональной грамотности)
  • «обучение в сотрудничестве»,
  • значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

  • «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
  • умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

На сегодняшний день формирование функциональной грамотности обучающихся является главным механизмом повышения качества образования в современных условиях.

Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача наших школ связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по таким направлениям как:

  • математическая грамотность;
  • читательская грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • креативное мышление;
  • глобальные компетенции.

В вопросе формирования функциональной грамотности в образовательной деятельности можно выделить два направления.

Первое - это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Если раньше стремились к беглому чтению, то сейчас это не совсем правильно. Сейчас в основе читательской грамотности - находить информации, уметь интегрировать, оценивать и использовать информацию.
«Вся наша жизнь - игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем».

Сегодня, попробую привести несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые использую и на мой взгляд способствуют формированию успешной работы.

Самая первая игра, которую я использую уже на подготовительных уроках - это «Собери буквы». Для начало ребята работают в парах, помогая друг другу. А уже чуть позже самостоятельно. В дальнейшем это же задание выполняют на время. Очень часто использую в работе «Стихотворения Марсиянки», Сочинение сказок «наизнанку» - где дети придумывают сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый. Применяю в своей работе игру «Афиша», когда мы рассматриваем билет в театр. В первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра - всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя - это уже неявная для читателя информация. Другой пример - туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию - например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

Учебный предмет "Русский язык" ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Отработка орфографической зоркости, способов обнаружения орфограмм обычно осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов; комментированного письма; письма по памяти; выборочного списывания; словарной работы; работы над ошибками; в ходе звукобуквенного анализа; при разборе слов по составу. Применяю вместо развернутого комментирования письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом. Часто использую такие упражнения как «Приём «ЗЕРКАЛО» Это слова, которые мы с вами тоже можем использовать в приёме «Зеркало». Прочитать наоборот. Это очень заинтересовывает детей (шалаш, потоп, довод, кок, поп, топот, казак, А роза упала на лапу Азора).

Часто использую зрительные диктанты по методике. Очень хорошо способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Главной задачей уроков математики является - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление. Наибольший эффект этому может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Систематическое использование на уроках математики нестандартных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет "Окружающий мир" является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроках отрабатываются навыки обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в оно и то же время. Закрепляются признания учащимся здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, возможность подготовить свой материал на заданную тему, свои вопросы и задания.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное образование для школьников - кружковые работы, внеурочная деятельность, олимпиады - все это дополнение, для успешной реализации наших целей.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  1. обучение носит деятельностный характер;
  2. учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;
  3. правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
  4. используются личностно-ориентированные технологии.

Мир наших детей не похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках, вовлечённость детей в разнообразную деятельность создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует форсированию функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования.

Модель функционально грамотной личности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так же как маленькой личности приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды - замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

  • Дерево - функционально грамотная личность
  • Вода - педагогические технологии
  • Яблочки - ключевые компетенции
  • Лейка - учитель
  • Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.

Окончательным критерием завершения переходного периода и наступления новой стадии социального развития должен служить не уровень развития технологий и не все информации по отношению к прочим экономическим ресурсам, а обретение основный массой членов общества функциональной грамотности.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!