Современное общество характеризуется динамичными социальными процессами и глобализацией во всех сферах жизни общества. Выходя из школы, ученику необходимо уметь быстро и правильно ориентироваться в потоке информации и качественно взаимодействовать с людьми его окружающими. История и обществознание во многом призваны решить данные проблемы выпускников, помочь им сориентироваться в современных условиях жизни. Учителю же необходимо реализовать метапредметный и межпредметный подход в обучении как основополагающую составляющую этого процесса.
В Федеральном государственном стандарте нового поколения (ФГОС 2 поколения) понятие метапредметности не только закрепилось, но и обязывает учителя еще с уровня начального образования обеспечивать подачу материала, проверять и оценивать знания и умения ученика с данной точки зрения. Но проблема научного обоснования метапредметности в том, что она не до конца раскрыта в тексте документа ФГОС. При этом в примерных программах по истории и обществознанию образовательные результаты и цели уроков представлены в том числе и на уровне метапредметности. Результатами метапредметного и межпредметного подходов в обучении является совершенствование коммуникации, а также развитие понимания, мышления и учебных действий.
При использовании данного подхода на уроках истории и обществознания формируется целостная картина мира и система знаний о мире и отношение к происходящему в прошлом и в современности. В основе метапредметного и межпредметного подхода к построению урока лежит, в первую очередь, построение урока с помощью исследовательской деятельности, а так же проектной, дискуссионной и, конечно же, игровой. При этом усвоение нового материала происходит в процессе решения поставленной проблемной и исследовательской задачи, сложность которой обуславливает и уровень личностного потенциала обучающегося. Творческие проекты становятся определенным механизмом развития метапредметности: ученик самостоятельно или под ненавязчивым руководством учителя развивает привычку самостоятельно мыслить и формировать понятия, обобщать и вычленять факты, законы. Самой простой принцип метапредметных связей - это приемы подачи информации в виде конспекта, таблицы, схемы, кластеров.
Приемы исследовательской деятельности (работа с источником) решают не только образовательные, но и воспитательные задачи, такие как способность нестандартно мыслить, креативно и мобильно подходить к решению жизненных ситуаций.
При установке метапредметных связей на уроках истории происходит поиск взаимосвязи между компонентами учебного процесса по предметному признаку. Тесная связь, обусловленная работой с картой, прослеживается между историей и географией, при обсуждении эволюции человека, ученик сопоставляет полученные знания с биологией, при обсуждении тем по культурному наследию страны устанавливается связь с литературой и мировой художественной культурой. Все это помогает ученику увидеть мир в системе знаний и понятий, что безусловно формирует целостную картину мира и человека всесторонне развитого.
Таким образом, метапредметный и межпредметный подход к построению современного урока истории и обществознания становится все более необходимым для более глубокого усвоения учебного материала и расширения кругозора учеников. Учитель, строя свой урок на основе метапредметных и межпредметных связей, не только формирует личность ученика, но и делает свои уроки более увлекательными и интересными всем ученикам, применяя разнообразные методы и приемы работы на уроке.