Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия "функциональная грамотность" - к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Мы живем в эпоху быстрого прогресса информационных технологий. К ним можно относиться по-разному, но это не меняет сути - таковы современные реалии. Каждый день на нас обрушивается поток информации, и если раньше ее источниками были газеты, журналы и телевидение, то сегодня трудно представить молодого человека, не использующего интернет. В интернете можно не только совершать покупки и работать, но и получать образование, участвовать в вебинарах и видеоконференциях, а также обращаться в государственные учреждения и за медицинской помощью.

В связи с этим умение осмысленно воспринимать, анализировать и использовать информацию становится жизненно важным. Образование теперь сосредоточено не на сборе и запоминании фактов, а на развитии навыков их применения. Этот навык необходим молодому человеку для уверенного существования в обществе.

Функционально грамотный человек - это тот, кто уверенно ориентируется в окружающем мире, действуя в соответствии с ценностями и ожиданиями общества. Такой человек независим, инициативен, готов к постоянному обучению, способен принимать нестандартные решения и уверенно выбирать свой профессиональный путь. Именно эти качества должны развивать современные педагоги, начиная с первого класса и заканчивая выпускным.

Основные акценты:

  • Самостоятельность,
  • Ответственность,
  • Инициативность,
  • Умение принимать нестандартные решения в различных ситуациях,
  • Готовность к обучению на протяжении всей жизни,
  • Способность выбирать свою профессиональную траекторию.

Дополнительные навыки:

  • Адаптация в различных социальных группах
  • Поиск компромиссов, так как жизнь в обществе требует нахождения новых решений
  • Умение эффективно общаться как устно, так и письменно
  • Владение информационными технологиями

Содержание функциональной грамотности младших школьников

Существует проблема, когда многие учителя предоставляют глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в жизни. Педагог должен направлять своих учеников на путь собственных открытий, переходя от незнания к знанию. При этом важно:

  • Формировать внутреннюю мотивацию к учебе через организацию самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Рассмотрим одну из составляющих функциональной грамотности - читательскую грамотность. Это умение понимать и использовать письменные тексты, анализировать их для решения жизненных задач. Знания, полученные из текста, должны расширять возможности читателя.

Этапы работы с текстом в начальной школе:

  • 1 класс: Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного.
  • 2 класс: Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, разбивать на части, составлять планы, выделять ключевые слова, определять героев и оценивать их поступки.
  • 3-4 классы: Учитель обучает детей находить информацию, делать собственные оценки прочитанного, выделять главные и второстепенные идеи, сопоставлять свои убеждения с персонажами, прогнозировать содержание, формулировать вопросы и сравнивать тексты разных жанров с аналогичным содержанием.

Чтение и работа с информацией занимают особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетной целью обозначено «формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования».

Уроки литературного чтения являются базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности, на которых решаются как узкопредметные, так и общие задачи развития младших школьников.

Все методы, применяемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной и мыслительной активности, что в свою очередь способствует обогащению знаний каждого ученика и развитию его функциональной грамотности.

Развитие читательской грамотности поддерживается технологией формирования правильной читательской деятельности, предложенной Наталией Николаевной Светловской, профессором департамента методики обучения. Она описывает данную технологию как «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)».

Этапы работы с текстом

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация - предвосхищение содержания текста. Учащиеся определяют смысл, тематику и эмоциональную направленность текста, выделяя героев по названию произведения, имени автора и ключевым словам.
  2. Постановка целей урока с учётом готовности учащихся к работе. Вводим детей в мир, описанный автором, через знакомство с эпохой, автором и словарную работу. Учащиеся выполняют задания, которые пробуждают интерес к произведению.

Примеры приёмов формирования функциональной грамотности:

- Глоссарий - актуализация словаря, связанного с темой текста, через опрос о значениях слов.

  • Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  • Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

- Ориентиры предвосхищения - работа с утверждениями, которые учащиеся оценивают до и после чтения.

  • Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
  • После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

- Рассечение вопроса - предположение о содержании текста на основе его заглавия.
- Верите ли вы, что - работа с утверждениями до и после чтения для формирования критического мышления.

Основная цель работы на этом этапе - развитие умения антиципировать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста - самостоятельное или комбинированное чтение с выявлением первичных впечатлений.
  2. Перечитывание текста - медленное вдумчивое повторное чтение с анализом и постановкой уточняющих вопросов.
  3. Беседа по содержанию - обобщение прочитанного с постановкой обобщающих вопросов и выразительным чтением.

Приёмы текстовой деятельности во время чтения:

- Чтение про себя с вопросами - вдумчивое чтение с задаванием вопросов.

- Чтение с остановками - управление осмыслением текста с остановками для вопросов.

- Чтение про себя с пометками - мониторинг понимания текста с пометками о том, что понято, а что требует обсуждения.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Смысловая беседа - коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций с авторской позицией.
  2. Работа с заглавием и иллюстрациями* - обсуждение смысла заглавия и соотнесение видения художника с читательским представлением.
  3. Творческие задания - задания, основанные на читательской деятельности, для корректировки интерпретации.

Примеры послетекстовой деятельности:

  • Тайм-аут - обсуждение текста в парах и группе.
  • Вопросы после текста - классификация вопросов для глубокого анализа текста.
  • Написание творческих работ - сочинение аналогичных сказок.

Использование этих и других приёмов помогает учащимся:

  • Научиться ориентироваться в содержании текста.
  • Выделять необходимую информацию.
  • Читать внимательно и вдумчиво.

Развитие навыков работы с текстом и информацией является одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Эффективное применение рассмотренных методов обеспечивает успешное формирование читательской грамотности у младших школьников, что, в свою очередь, открывает путь к их дальнейшему саморазвитию и высокому уровню функциональной грамотности.