Организация предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Одно из важных условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста в образовательных организациях- правильная организация предметно-развивающей среды. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Н.А.Ветлугина, В.А.Горянина, В.С.Мухина, Н.ВНищева, Р.Б.Стеркина, Г.Н.Пантелеев, Н.А.Ревуцкая, Н.А.Рыжова и др.

Вопрос организации предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях на сегодняшний день стоит особо актуально в связи с введением новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФОП программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области и в соответствии в возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решении программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов.

Организация развивающей среды с учетом ФОП ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

ФОП ДОопределены следующие требования к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. Доступность среды, что предполагает:
    • доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
    • свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
  3. Предметно-развивающая среда в современных дошкольных образовательных организациях должна также отвечать определенным принципам:
    • принципу «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализует через уголок «уединения», кабинет психолога и др.;
    • принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «гараж», спортивный и др.;
    • принцип «стабильности- динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроением меняющимися возможностями детей», который можно проследить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры + библиотека» и др.
    • принцип « комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница» «гараж», «изодеятельность» , «театральный», «лаборатория», «спортивный», «библиотека».
    • Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности. В соответствии с перечисленными принципами образовательный и воспитательный процесс в подготовительной к школе группе складывается из следующих составляющих.
  4. Свободная самостоятельная деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр.- по выбору детей;
  5. Развивающие занятия в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми:
    • Игровая деятельность;
    • Изобразительная деятельность;
    • Познавательно-исследовательская;
    • Музыкальные и физкультурные занятия;
    • Чтение художественной литературы;

Исходя из этого, пространство группового помещения делится на три части: рабочая зона, спокойная зона и активная зона. При этом все части пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью меняться по объёму, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы. Особое внимание нами уделяется устройство рабочей зоны. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способности к изменению, корректировки и развитию, т.е. среда не только развивающая, но и развивающаяся.

В связи с тем, что полностью заменить предметную среду в группе сложно, мы при любых обстоятельствах пополняем и обновляем его. Только тогда, на наш взгляд среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки. Дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски , карандаши, костюмы и атрибуты для игр- инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения - за ширмой, они могут полистать любимую книжку и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игр, таким образом, отгораживаясь т общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства. В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающий в равной мере контакт и свободу. На наш взгляд, такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Кроме ЦЕНТРА уединения имеется ЦЕНТР природы, где дети наблюдают и ухаживают за растениями и ЦЕНРТ экспериментирования, для проведения элементарных опытов и экспериментов. Размещение оборудования по ЦЕНТРАМ развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и др. В приемной комнате для родителей организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок, записи детских стихов, рассказов, сказок).

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в дошкольных образовательных организациях, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольной организации, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

  1. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ост. Н.В.Нищева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 218с.
  2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192с.