Дошкольное детство - совершенно особый период развития ребёнка. В этот период у детей младшего дошкольного возраста изменяется отношение к окружающему в связи с развитием познавательной сферы.
Формирование гармонически развитой личности, воспитание её социальной направленности представляет собой важную задачу психологии и педагогики. Применительно к дошкольникам одним из наиболее естественных путей такого формирования является игровая деятельность.
Известный педагог А.С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».
Развитие игровой деятельности в настоящее время изучается как в русле педагогики, так и в детской психологии. Психологи исследуют игру как ведущую деятельность дошкольника, её влияние на развитие. Педагоги рассматривают возможности использования игровой деятельности для формирования у ребёнка знаний, умений, навыков; формы организации игровой деятельности в группе дошкольного образовательного учреждения; практические рекомендации для воспитателей.
Роль игровой деятельности в развитии личности ребёнка
Формирование гармонически развитой личности, воспитание её социальной направленности представляет собой важную задачу детской педагогики и психологии.
Применительно к дошкольникам одним из наиболее естественных путей такого формирования является игровая деятельность.
Разработали теорию игровой деятельности методологи психологической науки Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин которую конкретизировали и дополнили как психологи (Л.А.Венгер, С.Л.Новосёлова, М.И.Лисина), так и педагоги (А.П.Усова, Ф.И.Фрадкина, Д.В.Менджерицкая, Е.В.Зворыгина).
Выготский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего роста, выше своего повседневного поведения, он в игре выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. По существу, через игровую деятельность и движется ребёнок» [11]
Игра - многомерное понятия, которое означает занятие, потеху, соревнование, тренинг, активное средство воспитания, самовыражения, самораскрытия. Она открывает широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания. Для ребёнка игра - это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и, прежде всего желание действовать как взрослый, желание управлять вещами которые на самом деле пока ещё не очень подчиняются ему.
Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, игра - это выражение возрастающей связи ребёнка с обществом. [50] Этнографические исследования Д.Б.Эльконина показали, что игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменилось место ребёнка в системе общественных отношений. Игра социальна по происхождению и по природе. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых отодвинулось во времени. Детство, по мнению Д.Б.Эльконина, что происходило не путём настраивания нового периода над уже имеющимся, а путём его «вклинивания». Время, когда ребёнка ещё нельзя учить овладению орудиями труда, и в то же время он осознанно живёт внутри общества, стало периодом игры.
В процессе усвоения ребёнком окружающего мира советский психолог Выготский Л.С. вычленил следующие моменты:
- во-первых, ребёнок осваивает окружающий мир через подражание взрослому;
- во-вторых, мир предметов осваивается им через взрослого, так как ребёнку не знакомы способы действия с предметами, он не может их предугадать;
- в-третьих способ действия с предметом может усваиваться через образец;
Выготский Л.С.[10] отмечал, что эффективным способом включения ребёнка в мир взрослого является игра. Он первый подошёл к игре как к особому виду деятельности, особому отношению ребёнка к окружающему миру. Учёный разработал гипотезу о психологической сущности ролевой игры.
Основные положения гипотезы:
- Сущность игры заключается в том, что она является исполнением желаний, но не единичных, а обобщённых.
- Для игры характерным является создание «мнимой» ситуации, а вместе с тем такая игра является игрой с правилами. В игре ребёнок оперирует знаниями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия.
- Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности дошкольного возраста; она создаёт зоны ближайшего развития.
Главным новообразованием младшего дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Ребёнок понимает, что для того, чтобы включится в мир взрослых, необходимо быть как они и действовать вмести с ними. Но реально выполнять функции взрослых он ещё не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данное понимание находит удовлетворение в игровой деятельности.
Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчёркивали её значение для развития познавательной сферы детей.
Большое значение игре предавал выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал: «Для дитя игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка потому что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов» [46].
Истомина З.М. [16], исследовавшая развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте, установила, что в условиях игры дети припоминают большее количество слов, чем в лабораторных опытах на запоминание.
Анализируя полученные факты, она пришла к заключению, что в игре при взятии на себя ребёнком роли, по ходу выполнения которой требуется нечто запоминать, сознательная цель запомнить и припомнить выделяется для ребёнка раньше и легче. Это исследование показывает роль игры в формировании внутренних, «теоретических» действий, каким является запоминание.
Мануйленко З.В. изучала вопрос о формировании у детей-дошкольников умение управлять своим поведением. [25] Она обнаружила, что это умение в игре возникает раньше, чем и условиях прямого задания. Особенно ярко этот факт выступает в поведении детей младшего и среднего дошкольного возраста. У старших дошкольников показатели управления своим поведением в игре и в других ситуациях выравниваются. Таким образом, игра имеет большое значение для формирования самого механизма управления своим поведением, механизма подчинения правилам, который затем проявляются и в других видах деятельности.
Важное значение игра также оказывает на развитие речи и мышления.
В некоторых исследованиях и наблюдениях (Трошин, Ясульская и другие.) было обнаружено, что у умственно отсталых детей (олигофренов различной степени) сюжетно-ролевая игра не развивается. Эти дети остаются на уровне манипулятивной игры, они не берут на себя роли взрослых, не могут переименовать и т.п. Следовательно, для осуществления ролевой игры необходим известный уровень умственного развития.
Имеются и другие данные, говорящие о том, что для создания игровой ситуации необходим определённый уровень интеллектуального развития ребёнка: обобщение действий и их отвлечение от предмета, наличие обобщающего значения слова и возможность его отвлечения от предмета. Само создание ребёнком игровой ситуации и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста. Так, в тот момент, когда он даёт предмету другое название (хотя хорошо знает его настоящее название) и начинает соответствующим образом действовать с ним в игре (хотя хорошо знает его действительное до игровое употребление), он осуществляет реальный переход из плана действий с материальными предметами в план действий с предметами мыслимыми, представляемыми. При таком переходе к мысленному плану ребёнок ещё нуждается во внешней опоре - и такой опорой являются те предметы, с которыми он реально действует в игре. Это опора для действий, которые ещё не могут осуществляться мысленно и выполняются только в конкретно-предметном плане.
Таким образом, на начальных этапах развития ролевой игры ребёнок на основе слова уже имеет мысли о предмете. Однако действовать в мысленном плане он может только при опоре на реальные предметы, при которой сохраняются все отдельные операции, составляющие содержание игры, основное противоречие «техники» проведения игры заключается в том, что ребёнок уже имеет мысли о предметах, но действует с ними как с реальными предметами. Это противоречие решается путём перехода к внутренним, собственно умственным действиям, когда возникает своеобразная логика движения самих мыслей, не совпадающая с логикой практических действий, хотя и вырастает из неё.
Развитие игровых действий с предметами идёт по пути сокращения и обобщения. Это становится возможным благодаря тому, что предметы в игре выступают в качестве опоры действий ребёнка, а не как реальные непосредственные объекты. Сокращение и обобщение игровых действий составляет основу для перехода к умственным действиям.
Некоторые исследователи, например Жан Пиаже, особенно большое значение, придают факту переименования предметов в игре, видя в этом начало формирования символического мышления.
Совокупность многих данных относительно игры показывает, что суть дела состоит не в самом переименовании, а в изменении характера игровых действий. Ребёнок на самых начальных этапах игры имеет представления о них, но не умеет действовать с ними в плане представления. В игре как раз и возникает особый, новый план мысленных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий. Поэтому способность к воображению возникает именно в дошкольном возрасте - и не до игры, а в самом процессе её развития.
При формировании игрового действия возникают и первичные формы мыслительной деятельности ребёнка. В этом состоит важнейшее значение игры для развития всей познавательной сферы. Игра готовит ребёнка к предстоящему обучению в школе, которое заключается в формировании конкретных форм умственных действий. В ходе развития ролевой игры и возникает сама способность действовать в умственном плане.
Игровая деятельность в дошкольном детстве стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущения и восприятия. Кузина В.С. [21] отмечает, что в развитии восприятия дошкольников большое значение имеет игра, так как в процессе игры дети, так или иначе, бывают связаны со свойствами предметов (их формой, величиной, цветом, фактурой).
В игровой деятельности познавательная активность всегда связана с работой воображения. Ребёнок, представляя игровую ситуацию, видит в предметах -заместителях черты и функции других предметов, учится брать на себя различные роли, следовать правилам. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств, для выполнения задуманного. Дети старшего дошкольного возраста могут полностью перенести игру в воображаемый план.
Игровая деятельность часто требует от ребёнка определённого уровня развития речи. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Совместная игровая деятельность дошкольников начинается с договора, с совместного планирования. Детям необходимо вести диалоги от лица своих героев. Играя свою роль, ребёнок становится на разные позиции, принимает другие точки зрения, что способствует развитию взаимопонимания и эмпатии (необходимых качеств для развития полноценного общения). В условиях игровой деятельности совершенствуется умение детей выражать своё отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.
Игры младших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания:
- Сюжетно-ролевые игры. Дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретённого при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, яркие события общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях и т.д.
- Подвижные игры. Игры данного вида помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. От детей ожидается умение четко выполнять правила игр, проявление способности применять накопленные двигательные умения и навыки.
- Дидактические игры относятся к активным методам обучения, т.е. таким, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий и поисковый характер. Цель дидактической игры состоит в обучении, развитии и воспитании. Сущность обучающей игры состоит в моделировании и имитации. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия. В процессе этих игр у детей развиваются сенсорные и умственные способности: наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма величина, материал), определять изменения в расположении предметов (спереди - сзади, справа - слева, над - под, посередине - сбоку); развивается умение узнавать по описанию (отгадывание загадок).
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение.
Увлеченность игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Ошибочно было бы думать, что в дидактических играх нет месту детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты игр, соединяя несколько игр в одну и т.п. Игровая деятельность ребёнка является прототипом более серьёзных видов деятельности, которые возникнут в будущем.
Анализ психолого-педагогической литературы по теории игры позволяет представить спектр её возможностей и назначений, функций игры для развития и самореализации детей: (Шмаков С.А. Игры для учащихся - феномен культуры.)
- Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка. Она оказывает целенаправленное воздействие на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих конкретному обществу, народу и культуре.
- Функция самореализации ребёнка в игре. «Процесс игры - пространство самореализации, это уникальный «полигон» человеческой практики ребёнка, как области применения и проверки накопленного опыта»
- Коммуникативная функция игры. Любое игровое общество - это коллектив, имеющий огромное количество коммуникативных связей.
- Игротерапевтическая функция игры. Игру применяют как средство терапии по отношению к детям с девиантным поведением, так как она даёт возможность преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка.
- Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов.
Диагностические возможности игр. Игра обладает предсказательностью, диагностичнее любой другой деятельности человека, так как индивид ведёт себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество). Ребёнок в игре самодиагностирует свои силы, возможности. Педагог с помощью игры выявляет ресурсы интеллекта, творческие задатки и характер.
Коррекционные возможности игры. Психологическая коррекция - это внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. В связи с этим. Рекомендуется использовать игры как средство психокоррекции не только в работе с аномальными детьми, но и с нормальными. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проблема развития познавательной сферы дошкольников всегда интересовала психологов и педагогов. Постоянные исследования учёных показывают, что познавательные способности дошкольников имеют большие возможности. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развиваются воображение, мышление, внимание, память. Для того чтобы игра стала генератором развития познавательной сферы, ребёнок должен овладеть этой деятельностью во всей её полноте, то есть научиться играть.
Рассмотрев вопрос о теоретических основах развития познавательной сферы младшего дошкольника, можно вывод о том, что проблема развития познавательной сферы младшего дошкольника нашла широкое отражение в работах выдающихся психологов и педагогов.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что ученые долгое время интересуются этой проблемой, исследования в этой сфере продолжаются и в настоящее время.
Игра должна организовываться с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей, повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей, игры, направленные на развитие познавательной сферы).
В педагогическом процессе необходимо соблюдать баланс между игрой и другими видами деятельности (оберегать время, предназначенное для игры, не подменять ее занятиями, режимными моментами); между различными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и т.п.).
Игра должна сохранять эмоционально-положительный настрой детей, непринужденность, переживание радости от процесса и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Занятия по развитию познавательной сферы младших дошкольников в игровой деятельности
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольников, имеет большой потенциал в развитии познавательной сферы детей. Развивающее значение игры разнообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его восприятие, мышление, память, внимание, формируются взаимоотношения со сверстниками. Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят активный характер. В старшем дошкольном возрасте ребенок сам определяет замысел и воплощает его в сюжете, по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы. Это влияет на умственное и эмоционально-волевое развитие, формирование инициативности и самостоятельности. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины, связи. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление что-то узнавать, искать, проявлять усилия и находить, обогащает духовный мир детей.
Игры, направленные на развитие познавательной сферы младших дошкольников мы проводили на прогулке и во второй половине дня, индивидуально и подгруппой. Игровые развивающие занятия проводятся на протяжении всего учебного года, 2 раза в неделю. На игровое занятие отводится 15 минут. Дети, с радостью принимают участие в игровых занятиях, эмоционально рассказывали остальным детям, иногда самостоятельно организовывали некоторые игры с друзьями в свободное время.
Обстановка должна быть дружелюбная, непринужденная. Игры проходят в эмоционально-положительной атмосфере.
Для развития восприятия можно использовать следующие игры:
Игра «Чудесный мешочек»
Для проведения игры необходимо полотняный мешочек положить различные мелкие предметы: пуговицы, наперсток, катушку, шарик, ручку, ластик и т.д.
Игра проводится следующим образом: дети по очереди подходят к воспитателю. Засунув руку в мешочек, определяли на ощупь, что это за вещь. Для усложнения игры детям предлагалось угадать, что за предмет нащупал водящий по его описанию.
Игрушки к каждой игре необходимо менять.
Игра «Сделай так»
Детям предлагается по образцу выполнить следующие задания:
а) по образцу построить такое же строение как у воспитателя;
б) по образцу нарисовать узоры; и т.п.
Игра «Кто наблюдательнее»
Просим ребенка назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы разрешается.
Если проводить игру с группой ребят, то каждый ребенок должен по очереди называть предметы заданной формы. Поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка.
Игра «Цвета»
Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т.д.). Повторять предметы не разрешается.
Для усложнения игры предлагаем детям называть цвет с предметом, для умения согласовывать существительное с прилагательным.
Для развития внимания мы использовали следующие игры:
Игра «Найди отличия»
Детям предлагаются картинки, дети их рассматривают и находят отличия (для младшего дошкольного возраста 4 - 6 отличий).
Игра «Чего не стало?»
Для проведения этой игры расставляются в ряд игрушки. Ребенок на них смотрит, запоминает. Затем ребенку предлагается отвернуться и одна из игрушек убирается. Ребенок поворачивается и, рассмотрев игрушки, говорит какой нет.
Для усложнения игры - игрушки расставлять на столе хаотично.
Игра «Пройди по лабиринту»
Детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенный слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
Игра «Найди такой же предмет»
Ребенку предлагается задание: на нескольких рисунках найти такой же, как отдельный предмет - эталон. Задание ограничивается во времени, на изучение картинок дается 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.
Для усложнения задания эталон следует убрать. Такой вариант задания позволит развивать внимание ребенка, но и восприятие, и память.
Для развития памяти ребенка мы использовали следующие игры:
Игры «Найди такой же предмет»
Ребенку предлагается задание: на нескольких рисунках найти такой же, как отдельный предмет - эталон. Задание ограничивается во времени, на изучение картинок дается 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.
Для усложнения задания эталон следует убрать. Такой вариант задания позволит развивать внимание ребенка, но и восприятие, и память.
Игра «Что изменилось?»
Для проведения этой игры расставляются в ряд игрушки. Ребенок на них смотрит, запоминает. Затем ребенку предлагается отвернуться и одна из игрушек убирается. Ребенок поворачивается и, рассмотрев игрушки, говорит какой нет.
Для усложнения игры - игрушки расставлять на столе хаотично.
В процессе игры возможны изменения, внесенные воспитателем, так и детьми.
Игра «Что лишнее?»
Детям предлагаются ряды, состоящие из трех слов. Из них нужно оставить только те два, которые имеют в чем-то сходные свойства, а лишнее слово исключить.
Предлагались следующие ряды слов и картинок:
- Волк, огурец, заяц.
- Груша, помидор, слива.
- Корова, теленок, лошадь.
По аналогии для развития процессов обобщения детям предлагалась игра «Что общего?»
Далее обсуждаются ответы ребят, определяются существенные признаки.
По мере проведения занятий у детей будет наблюдаться изменения в уровне развития познавательных процессов.
В условиях игровой деятельности дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Мышление ребенка во многом определяется его памятью. В игровой деятельности ребенок учится действовать не только с определенными предметами, но и с заместителями предмета. Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Предмет заместитель становится опорой для развития мышления. Мыслить для ребенка - значит вспомнить, т.е. опираться на свой прежний опыт. Игровая деятельность часто требует от ребенка определенного уровня развития речи, речь становится основой мышления. Данный вид деятельности имеет большое значение для развития воображения. В игровой деятельности дошкольник учится замещать предметы, брать на себя различные роли, те или иные функции взрослых людей. Эта способность ложится в основу воображения. Воображение имеет много общего с памятью, в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Развитие младших дошкольников возможно при условии правильной организации игровой деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемой развития познавательной сферы младших дошкольников занимались многие выдающиеся психологи - Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, и другие. Выявлено влияние игровой деятельности на развитие детей младшего дошкольного возраста. В условиях игровой деятельности дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Мышление ребенка во многом определяется его памятью. В игровой деятельности ребенок учится действовать не только с определенными предметами, но и с заместителями предмета. Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Предмет заместитель становится опорой для развития мышления. Мыслить для ребенка - значит вспомнить, т.е. опираться на свой прежний опыт. Игровая деятельность часто требует от ребенка определенного уровня развития речи, речь становится основой мышления и имеет большое значение для развития воображения. В игровой деятельности дошкольник учится замещать предметы, брать на себя различные роли, те или иные функции взрослых людей. Эта способность ложится в основу воображения. Воображение имеет много общего с памятью, в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Развитие младших дошкольников возможно при условии правильной организации игровой деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста.