План
1 часть семинара-практикума
- Введение
- Теоретическая часть: Педагогическая технология проектирования;
Докладчик: методист Крутикова Т.Б. - Особенности ведения проектной деятельности в ГБОУ Школа № 626 - дошкольные группы - на основе комплексно-тематического планирования.
Докладчик: методист Крутикова Т.Б. - Заключение
- Рефлексия («сиквейн»)
2 часть семинара-практикума
- Практическая часть:
- Представление опыта работы (презентация педагогами реализованных проектов).
- Обучение технологии проектирования: моделирование и план реализации проекта (работа в творческих группах).
- Заключение
- Рефлексия (инструментарий обратной связи)
Ход семинара-практикума
1 часть семинара-практикума
Введение
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
- обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в дошкольных группах, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных групп стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Теоретическая часть
Педагогическая технология проектирования
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн; а «…творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В.С.Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К.Н.Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение в дошкольном корпусе можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.
Слово «проект» - лат., означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» (этимологический словарь.)
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Отличительные черты любой технологии, в т.ч. и технологии проектирования
- Концептуальность - авторская научная идея
- Системность - целостность предмета деятельности и процесса.
- Управляемость - руководство деятельностью от цели до результата.
- Эффективность - качество результатов при наименьших затратах.
- Воспроизводимость - возможность повторения в других условиях.
Проект - это «пять П» (6)
1 - Проблема
2 - Проектирование (планирование)
3 - Поиск информации
4 - Продукт
5 - Презентация
Шестое «П» проекта - это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Типология проектов в ДОУ (по Е.С.Евдокимовой)
- По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные
- По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности
- По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов)
- По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)
- По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
-
По продолжительности:
- Краткосрочный - 1-2 недели, месяц.
- Средней продолжительности - 2-4 месяца.
- Долгосрочный - учебный год.
Типология проектов в ДОУ
(по Л.В.Киселевой)
Тип проекта |
Содержание |
Возраст детей |
Исследовательско-творческий |
Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна |
Старший дошкольный возраст |
Ролево-игровой |
Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы |
Со второй младшей группы |
Информационно-практико-ориентированный |
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) |
Со средней группы |
Творческий |
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. |
Со второй младшей группы |
Виды и примерная тематика проектов в дошкольных группах
(по Л.В.Киселевой)
№ |
Вид проекта |
Примерная тематика |
1 |
Комплексный |
«Мир театра», «Здравствуй Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя». |
2 |
Межгрупповой |
«Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года». |
3 |
Творческий |
«Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России». |
4 |
Групповой |
«Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия». |
5 |
Индивидуальный |
«Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица». |
6 |
Исследовательский |
«Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Дерево группы». |
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
- Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов;
- Самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;
- Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Структура проекта
- Целеполагание - педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени.
-
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы):
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта - практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы);
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).
Поэтапное развитие проектной деятельности в рамках темы
№ |
Этапы |
Содержание |
1 |
Выбор темы проекта |
Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей.
|
2 |
Планирование |
|
3 |
Реализация проекта |
Задача воспитателя:
|
4 |
Презентация |
Презентация конечного продукта |
5 |
Завершение проекта |
Анализ
|
Работа над проектом
Распределение деятельности педагога и детей
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1-й этап |
|
|
2-й этап |
|
|
3-й этап |
|
Приобретение специфических ЗУН, опыта творчества и ценного отношения к изучаемому, к деятельности, ее участникам и к себе. |
4-й этап |
|
|
Общие задачи развития детей в проектной деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Младший, средний дошкольный возраст:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Старший дошкольный возраст:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы работы педагога над проектом с детьми дошкольного возраста
- Выбор темы и создание план-схемы проекта;
- Реализация проекта;
- Презентация;
- Рефлексия достижений и проделанной работы.
Первый этап
Выбор темы и создание плана-схемы
Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности.
Один из способов введения в тему - модель «трёх вопросов»:
- ЧТО ЗНАЮ? Содержание, то, что дети уже знают.
- ЧТО ХОЧУ ЗНАТЬ? План (тема проекта).
- КАК УЗНАТЬ? Источники новых знаний, т.е. средства.
Диалог педагога с детьми способствует:
- развитию саморефлексии ребенка, оценки имеющихся знаний;
- приобретению новых знаний по теме в свободной раскованной атмосфере;
- развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей/интересов детей, вовлекает их в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
- собирает информацию, материалы.
Пример: модель «трех вопросов» по проекту «Вода».
Что знаю? |
Что хочу узнать? |
Как узнать? |
Маша - голубая, можно мыться и быть чистым |
Почему замерзает |
Спросить у папы |
Лера - вкусная, можно пить, бывает горячая |
Есть ли в яблоке вода? |
Отжать сок |
Саша - лужа |
Почему не всю воду можно пить? |
Почитать книгу с бабушкой |
Ариша - дождик - это вода |
Почему вода не стоит на месте? |
Спросить у мамы |
Артем - вода - это море |
Почему вода в море соленая? |
Посмотреть передачу про воду |
Рома - в воде живут рыбы |
Почему звучит вода? |
Посмотреть в интернете |
Второй этап:
Реализация проекта
Проект реализуется через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Исследовательская активность организуется за счет:
- проблемного обсуждения (помогает обнаруживать все новые проблемы);
- использования операций сравнения и сопоставления;
- проблемного изложения информации педагогом;
- организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки, организует обсуждение (это мероприятия основной части проекта);
- дает домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.).
Третий этап:
Презентация проекта
В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей.
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта
Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
- организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.);
- составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми;
- подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы).
Четвертый этап:
Рефлексия
Обсуждение проекта с детьми:
- Узнали ли вы что-либо, чего не знали раньше?
- Что вас удивило?
- Какие эмоциональные переживания вам запомнились?
- Какая деятельность вам понравилась больше всего?
- Что бы вы хотели узнать (изменить)?
В процессе проектной деятельности:
- формируется субъектная позиция ребёнка;
- раскрывается его индивидуальность;
- реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Особенности ведения проектной деятельности в дошкольных группах на основе комплексно-тематического планирования
Планирование образовательной деятельности в ГБОУ Школа № 626 в дошкольных группах основывается на комплексно-тематическом принципе, который предполагает реализацию содержания образовательной деятельности и интеграцию образовательных областей в соответствии с определенной темой.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Одной теме в течение учебного периода уделяется не менее одной недели. Оптимальный период - 2-4 недели. В летний оздоровительный период каждая тема реализуется в течение 1 недели.
Комплексно-тематическое планирование в виде ведения проектной деятельности имеет свои особенности:
- каждый проект - это тема, в которой объединены все виды деятельности детей:
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и др.).
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд
- конструирование из разного материала
- изобразительная (рисование, аппликация, лепка)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями).
Взаимосвязь, компоновка, уровень тем задается через призму их интеграции, происходит взаимодополнение, расширение, усложнение перехода тем между собой от одной к другой с точки зрения формирования у ребенка целостной картины мира.
Структурирование образовательного процесса в виде комплексно-тематического планирования помогает детям систематизировать и осмыслить большой объем информации, придает взаимосвязанный характер различным аспектам жизненного опыта и созданию благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка.
Заключение
Применяя метод проектов в процессе реализации ОПДО, педагоги достигают целей развития, поставленных в Программе «От рождения до школы», которые предполагают развитие следующих детских компетенций: самостоятельность и инициативность; ответственность и самоконтроль; чувство уверенности в себе и позитивная самооценка; коммуникативные навыки; умение работать в команде; независимое и критическое мышление.
Перспективность метода проектов в системе дошкольных групп заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Рефлексия
Составление сиквейна на тему «Метод проектов»
Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Правила построения синквейна
- Первая строка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Пример сиквейна на тему «Метод проектов»:
- Технология
- Развивающая. Обучающая.
- Организовать. Взаимодействовать. Реализовать.
- Вместе - мы сила.
- Процесс!
2 занятие семинара-практикума
Практическая часть
Представление опыта работы (презентация педагогами) реализованных проектов:
Тема проекта: «Расти росток».
Возрастная категория воспитанников: младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет.
Цель проекта: расширение представлений дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к природе, формирование чувства удивления и восхищения миром животных и растений.
Тема проекта: «Космическая экспедиция».
Возрастная категория воспитанников: старший дошкольный возраст.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о строении солнечной системы.
Приложение 1. Критерии оценивания проекта.
Обучение технологии проектирования: моделирование и план реализации проекта (работа в группах).
Работа в группах:
- Смоделировать и структурировать план реализации проекта.
Паспорт проекта. - Взаимоанализ плана реализации проекта (по пунктам паспорта проекта).
Заключение
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении для его участников?
Для детей
Самые главные участники проектной деятельности в дошкольных группах - это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут - покажет время. Для нас главное - обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.
Для родителей
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Для профессионального роста педагогов
Создаются условия для роста активности и инициативы педагогов.
Формируется умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.
Непрерывное овладение прогрессивными технологиями способствует повышению профессионального уровня.
Происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов, способствует распространению педагогического опыта.
Итак, использование метода проекта помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.
Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог-новатор, педагог-исследователь, поэтому все более широкий круг педагогов-практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Методические рекомендации к составлению плана проекта
Рефлексия
Инструментарий обратной связи
Используемые источники
- Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 208 с.
- Давыдов О., Кизил М. Семейные проекты/ О. Давыдова, М. Кизил //Обруч. 2004. № 2. - С. 25-28.
- Данюкова А. Вы любите проекты? / А. Данюкова //Обруч. 2001. Л 4. . С. 16-17.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
- Новиков А. М., Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию / Е.Евдокимова //Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3 - С. 14-19.
- Новиков Д. А. Образовательный проект (методол. образоват. деят-ти). М.: Эгвес, 2004. - 120 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения 02.02.2016).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева. М.: Аркти, 2003. - 96 с.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания. Ярославль: Академия развития,2002. - 160 с.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: ООО «Издательсво «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.
- Тимофеева Л., Бережнова О. Проектирование образовательной деятельности в детском саду. - М.: Цветной мир, 2013. - 144 с.
- Флегонтова Н. П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи / Н. П. Флегонтова // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 4. - С. 44-46.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
Приложение 1
Критерии оценивания проектов
- Наличие паспорта проекта.
- Актуальность проекта, его целесообразность, доступность реализации.
- Практическая направленность на развитие ребенка.
- Объем и полнота разработки, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
- Степень взаимодействия с родителями.
- Эстетика оформления: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
- Умение аргументировать свои заключения, выводы. Умение отвечать на вопросы.
- «Плюсы» и «минусы» проекта.