Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в России представляет собой важный этап для учащихся, переходящих из школы в высшее учебное заведение. Среди различных элементов экзамена раздел, посвященный чтению, вызывает значительные трудности. Чтобы добиться успеха в этой области, критическое мышление играет одну из центральных ролей. В данной статье рассматриваются методы развития критического мышления у студентов во время подготовки к чтению на ЕГЭ.
Известно, что критическое мышление включает способность объективно анализировать информацию, оценивать различные взгляды и принимать обоснованные решения. Это не только понимание текста, но и умение задавать вопросы о его содержании, контексте и последствиях. Развитие навыков критического мышления может значительно улучшить восприятие прочитанного и аналитические способности студента.
Существуют разные стратегии для развития критического мышления в подготовке к чтению: активные методы чтения, анализ различных точек зрения, развитие навыков вывода, практика синтеза, участие в дискуссиях. При обучении активным методам чтения студенты должны активно взаимодействовать с текстом, это можно осуществить с помощью:
- Аннотирования: Записи на полях, выделение ключевых моментов и суммирование абзацев помогают учащимся глубже осмыслить информацию. Например, читая статью о глобальном потеплении, студент может написать: "Автор подчеркивает важность сокращения углеродных выбросов" рядом с соответствующим предложением.
- Вопросов: Студенты должны задавать вопросы о цели текста, намерениях автора и последствиях представленных аргументов. Например, "Каков основной аргумент автора?" или "Какие доказательства представлены для поддержки этого утверждения?"
При анализе различных точек зрения важно, чтобы студенты рассматривали тексты с разных позиций. Это можно сделать используя:
- Сравнительный анализ: Чтение нескольких текстов на одну тему позволяет студентам сопоставлять различные аргументы и выводы. Например, сравнивая статьи о преимуществах и недостатках генетически модифицированных организмов (ГМО), студенты могут задать вопрос: "Каковы основные аргументы за и против ГМО в каждой статье?"
Следующей стратегией является развитие навыков вывода, так как вывод - ключевой элемент критического мышления. Студенты могут улучшить эти навыки, практикуя:
- Чтение между строк: надо поощрять студентов искать неявные значения и скрытые темы. Например, в рассказе о конфликте в семье можно спросить: "Какие скрытые проблемы вызывают конфликт?"
- Предсказания: Прежде чем завершить чтение текста, студенты могут предсказать исходы на основе предоставленной информации. Например, после прочтения первых двух страниц текста они могут задаться вопросом: "Как я думаю, выбор персонажей повлияет на исход рассказа?"
Используя практику синтеза студенты объединяют информацию из различных источников для формирования целостного понимания. Они могут практиковать это:
- Создавая резюме: После прочтения отрывка студенты должны изложить его своими словами, сосредоточившись на основных идеях и поддерживающих деталях. Например, после прочтения статьи о социальной справедливости они могут написать: "В статье обсуждается необходимость изменений в политике для решения системных неравенств."
- Связывая идеи: необходимо поощрять студентов охватывать концепции из разных чтений или предметов. Например, после изучения экономических теорий они могут сказать: "Концепция спроса и предложения может быть применена для понимания рынка жилья, обсуждаемого в предыдущей статье."
Следующим приемом для развития критического мышления в подготовке к чтению может быть участие в дискуссиях. Групповые обсуждения могут быть крайне полезными для формирования критического мышления. Студенты должны:
- Обсуждать идеи: Участие в организованных дебатах помогает учащимся выражать свои мнения и учитывать альтернативные точки зрения. Например, в разговоре о значимости школьной формы студенты могут приводить аргументы как в поддержку, так и против этой идеи.
- Совместный анализ: Работа в командах над разбором текста способствует разнообразным интерпретациям и углубляет понимание через совместное обсуждение. Например, анализируя рассказ, группа может выявить различные идиомы и их значения.
Одним из аспектов развития критического мышления являются различные методы в процессе обучения и подготовки к сдаче ЕГЭ по иностранному языку. Например, при обучении чтению в задании 10 (заголовки) можно предложить учащимся ответить на вопросы:
- Где можно найти подобные короткие тексты?
- Кто мог бы заинтересоваться чтением такой информации?
- Если бы вы были редактором журнала и вам нужно было выбрать статью для публикации, какую бы вы выбрали? Почему?
Затем можно разделить всех учащихся на небольшие группы. Каждая группа должна представить, что она работает в каком-то журнале. Сначала им нужно определить, какой это журнал (научный журнал о истории изобретений, журнал для мужчин/женщин). Когда они выберут тип, им необходимо подумать о критериях оценки статей для их журнала, записать их и затем обменяться с другими группами. Цель - угадать тип журнала других команд.
Перед чтением задания 11 можно сказать студентам, что ваш коллега приезжает в Россию на конференцию и попросил вас порекомендовать некоторые вещи для покупки в качестве сувениров из страны. Разделите студентов на две группы для мозгового штурма идей; они должны придумать причины, почему тот или иной сувенир хорош и для кого он подходит. Проверьте их идеи, а затем попросите их прочитать текст, чтобы сравнить свои предложения с теми, что есть в тексте. Выполните экзаменационные задания. После чтения и выполнения экзаменационного задания напомните студентам о вашем коллеге, скажите им правду (что вы всё выдумали), но это может быть полезно для других людей. Перейдите на какой-нибудь сайт с советами по путешествиям, например, https://www.tripadvisor.ru/, и попросите их выбрать категорию с этого сайта, для которой они могли бы написать рекомендации.
- Проанализируйте два абзаца, где описываются сувениры, вместе со студентами (какая информация представлена в каждом предложении: исторический контекст, материалы, использование этих сувениров);
- Создайте майнд-карту или блок-схему с планом для их описаний.
- Разделите студентов на группы или пары и дайте им возможность провести онлайн-исследование по выбранному сувениру.
- Студенты пишут свой короткий текст либо в классе, либо дома.
- Соберите тексты в Google Docs и попросите студентов разрешения опубликовать их на одном из сайтов с такими рекомендациями.
При выполнении экзаменационных заданий (12-18) после чтения текста о подростках можно обсудить со студентами следующие вопросы:
- Каковы особенности поколения iGeneration?
- Классифицируйте эти особенности на положительные, отрицательные и нейтральные.
- Создайте майнд-карту с этими особенностями и примерами для каждой из них из текста и вашего собственного опыта.
- Как это сопоставляется/контрастирует с ситуацией в России?
- Как это сопоставляется/контрастирует с подростками предыдущего поколения (ваших родителей или бабушек и дедушек)?
- Можете ли вы определить факторы, которые вызвали такие изменения и различия между этими поколениями?
Подготовка к разделу чтения на ЕГЭ требует не только простого запоминания; она подразумевает развитие критического мышления, позволяющего учащимся эффективно анализировать, оценивать и обобщать информацию. Используя активные методы чтения, рассматривая различные точки зрения, развивая навыки логического вывода, практикуя синтез и участвуя в дискуссиях, студенты могут значительно улучшить свои критические способности. Эти умения окажут помощь не только на экзаменах, но и подготовят их к будущим академическим успехам и реальным жизненным вызовам.