Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Образование сегодня - требует переосмысление педагогических подходов к обучению школьников. Сейчас - это не только передача учащимся определённых знаний, но и сложный процесс совершенствования внутреннего потенциала ученика, развитие его способностей и умений находить более рациональные способы решения учебных задач.

Индикатором качества образования является функционально грамотный ученик. Процесс повышения функциональной грамотности не формируется за один урок, а является грамотно выстроенной методической системой.

Попробовав работать по многим альтернативным учебникам русского языка, закончив курсы повышения квалификации, я так и не нашла ответов на вопросы: почему при достаточном объёме упражнений, включающих различные орфограммы, основная масса детей к концу обучения в начальной школе всё равно допускает большое количество ошибок? Почему дети не умеют определять и проверять орфограммы и проверять орфограммы в слове, а также не умеют грамотно и логично выстраивать предложения? Со временем я пришла к выводу, что для повышения уровня грамотности недостаточно просто отрабатывать определённые упражнения, целесообразно включать детей в подготовку к уроку, советоваться с ними, подбирая упражнения, а в последствии давать детям возможность самим составлять упражнения, находить необходимый материал по теме урока. Акцент на функциональной грамотности делает учащихся вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях.

Работу на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности состоит из нескольких этапов:

I ЭТАП - распределение всех орфограмм, изучаемых в начальной школе, по годам обучения.

  • 1-й класс - буквы А, У, И после шипящих, ЧК-ЧН, Ь как показатель мягкости.
  • 2-й класс - проверяемая безударная гласная в корне слова, проверяемые согласные буквы, разделительный Ь.
  • 3-й класс - непроизносимые согласные, разделительный Ъ.
  • 4-й класс - правописание согласных и гласных на конце слова.

II этап - формирование умений видеть в словах данные орфограммы и выделение орфограмм в слове.

На этом этапе я предлагаю ученикам, после того как мы познакомились с орфограммами - буквами И, У, А после шипящих, подготовить карточки, на которых нарисованы предметы, обозначающие слова с данной орфограммой. На уроке дети работают в парах: сначала один ученик показывает картинку, другой - записывает слово, затем наоборот.

На этом этапе важно вовлечь в работу целый класс. Например, детям предлагается работать поработать в группах. 1-я группа составляет слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, 2-я - с ЧА-ЩА, а 3-я - с ЧУ-ЩУ. Группы обмениваются карточками, вставляют пропущенные орфограммы, а затем проверяют друг друга.

В 1-м классе основная задача - научить детей составлять карточки на данную орфограмму.

III этап - формирование умений составлять предложения из заданных слов с изученными орфограммами. На этом этапе дети продолжают изготавливать карточки с новыми орфограммами, которые изучают во 2-м классе, но работа усложняется: предлагается подготовить карточки со словами, из которых можно составить предложения. Дети обмениваются карточками и проверяют друг друга.

Карточка № 1

ч_сы
гр_бной
н_чной
м_хнатый
хр_брец

ска_ка
ры_ка
лоша_ка
ни_кий
ча_ка

Карточка № 2

Из данных слов составь предложение.

С_сна, сл_ды, л_са (под)

Из данных слов составь предложение.

Холо_, ду_ки, бере_ки, (сковал)

На этом же этапе детям предлагается составить карточки, в которых орфограммы объединяются, и найти 10 слов с различными изученными орфограммами.

Карточка № 1

в_ршина
ден_ки
тра_ка

лист_я
лисич_ка
ноч_ной

Карточка № 2

Из данных слов составь предложение.

лё_кий
ноч_ю
выпал

мя_кий
пуш_стый
сн_жок

IV ЭТАП включает в себя наряду с формированием орфографической зоркости развитие речевых умений - составлять из слов предложения, а из предложений тексты. На этом этапе дети также составляют карточки со словами, с несколькими предложениями, из которых получается связный текст

Карточка № 3

1. тучи, со_це, закрывают, т_жёлые.
2. с. М_росит, утро, поз_него, до, веч_ра, дож_.
3. д_рев_ев, с, вет_р, срывает, ярос_но, лист_я.
4. стало, в, грус_но, л_су.

V ЭТАП - продолжается отработка орфографического навыка, включая новые орфограммы, которые изучаются в 4-м классе, а также развиваются творческие способности, умение работать с текстом, включая элементы сочинения.

На этом этапе у учащихся в основном уже сформирован навык находить орфограмму в слове, определять тип данной орфограммы, умение использовать слова с различным лексическим значением в речи. Дети, как и прежде, составляют карточки со словами, в которых встречаются все изученные орфограммы, карточки со словами, из которых нужно составить предложение и текст, и, кроме того, добавляется творческая работа - закончить текст.

Карточка № 4

1. ст_ит, ч_дес_ный, ден_, майский.
2. окрес_ность, со_нце, всю, зал_вает, в_сенн_.
3. в_т_рок, ве_т, тёплый.
4. с, утра, до, расп_вают, птицы, поз_него, на д_рев_.
5. …
6. …
7. ….

Примерный текст:

Стоит чудесный майский день. Весеннее солнце заливает всю окрестность С раннего утра и до позднего вечера распевают на дереве птицы. На опушке леса, у маленькой речушки цветёт черёмуха. Глядишь на цветущую красавицу и радостно становится на сердце.

Работа по данной системе не только даёт учащимся возможность усовершенствовать навыки грамотного письма и формирует необходимые лингвистические понятия, развивает творческое мышление, позволяет раскрыть свою индивидуальность, но и помогает достигать жизненных целей, применяя их на практике. Каждый ребёнок чувствует себя полноценным участником процесса обучения, так как он сам составляет задания, предлагаемые учителем. Ученик обретает способность к планированию своей деятельности, умение учиться. Столкнувшись с нестандартными заданиями в жизни, ребёнок сможет из выполнить, так как у него сформированы умения и навыки самому выстаивать алгоритм своих действий.