Заставляй ученика работать руками, языком и головой!
Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это
ему настолько в привычку, чтобы он не умел
поступать иначе, чувствовал себя неспокойным,
когда это не делается; чтобы он чувствовал в
этом внутреннюю потребность!
А.Дистервег
Когда мы говорим о современных детях, то в первую очередь поднимается вопрос о понятии «функциональная грамотность», так как они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно.
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.
Актуальность. Сегодня функциональная грамотность неотъемлемая часть учебной деятельности. Помимо интереса учеников, новый ФГОС также диктует определенные правила в образовании.
Проблема. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
На своих уроках для успешного развития функциональной грамотности учеников и достижения ключевых и предметных компетенций я использую такие эффективные приёмы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.
Формы и методы, которые я использую на своих уроках, способствуют развитию функциональной грамотности:
- Групповая форма работы
- Игровая форма работы
- Творческие задания
- Тестовые задания
- Практическая работа
- Ролевые и деловые игры
- Исследовательская деятельность
На уроках русского языка ребята овладевают навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы - все это ориентированно на овладение обучающимися функциональной грамотностью.
В своей работе я использую разнообразные приемы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка:
Прием «проблемная ситуация».
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Гара_, кру_ка, моро_, шка_, варе_ка.
Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.
Время истекло - слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..
Приемы формирования грамотного письма.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов.
Прием «Ошибкоопасное место».
Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.
Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования, кто выделит больше знакомых орфограмм или, кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока.
Важным элементом в формировании грамотного письма является работа над ошибками. Работе над ошибками может предшествовать рефлексивный прием «Цветные поля», который показывает степень комфортности ребенка, с одной стороны, и его самооценку, с другой. Например, красный - означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки». Синий - «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю». Зеленый - «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».
Прием «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.
В это тексте 14 ошибок
Солнце.
Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.
При подготовке к уроку я выявляю те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использую самые ранообраз6ые приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ - это показ предмета или действия, обозначаемого словом.
Например: на уроке мы будем работать со словом «герой».
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте - этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Происхождение слова герой
Геро́й. Заимствование из французского, в котором héros восходит к греческому (h)eros, имеющему значение «полубог, герой» - так в Древней Греции называли смертных, родившихся от богов и наделенных выдающимися способностями, в первую очередь огромной силой, как, например, Геракл.
Лексическое значение слова герой.
- Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.
- Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.
- чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
- кого-чего. Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня.
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ СЛОВО «герой» И ПОЧЕМУ? Правильное написание слова «герой» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «герой» обязательно к запоминанию в 4 классе.
ГЕ-РОЙ
Для того, чтобы правильно запомнить это словарное слово, я даю на уроке слова-образы для запоминания:
Герой - смелый
Дальше предлагается составление словосочетаний с другими словарными словами:
Мы чествовали героев олимпиады.
Однокоренные слова: геройский, геройствовать, героический, геройство, героиня.
Дальше подбираем синонимы к слову: герой - защитник, победитель, храбрец, смельчак,воин, богатырь.
Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по синонимии развивает у детей внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует их умственную деятельность.
Прием «Проблемная ситуация»
Проблемная ситуация - это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса обучающихся к изучаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, самостоятельного принятия решений.
Например, на уроке в 4 классе дети изучают тему «Неопределенная форма глагола».
На доске записаны глаголы: садились, читать, плакал, вставать, перелистывать, благодарил, идти, изучают, приходит.
Задание: определить у данных глаголов время и число.
Проблема: У каких глаголов ты не смог определить время и число?
Поиск решения: Чем похожи все эти глаголы? Как бы вы назвали такие глаголы?
Форма работы групповая: выписать из стихотворения «Не мешайте мне мечтать» все глаголы в неопределенной форме:
Не мешайте мне мечтать, мне б мешок конфет достать,
развернуть, жевать, сосать, чавкать, чмокать, уплетать,
долго-долго не глотать, наслаждаться, смаковать,
мне не надо в рот смотреть, совесть надобно иметь,
так могу я подавиться и на месте умереть.
Подводя итог, можно сказать, что вся система по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка строится на проблемных методах и деятельностном обучении.
Для формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения я использую различные приёмы и методы.
Упражнения для развития навыка быстрого чтения.
- «Шторка»
- «Чтение наоборот»
- «Текст-вертушка»
- «Текст с наложением»
- «Текст с картинками» и др.
"Шторка" приучает ребёнка прочитывать и понимать текст с первого раза, помогает ребёнку справиться с такой вредной привычкой как перечитывание и возвращение взгляда к уже прочитанному ранее.
С удовольствием обучающиеся работают с приемом «Чтение наоборот».
Чтение слов и предложений наоборот развивает концентрацию внимания на тексте, учит читать, не отвлекаясь, стимулирует понимание прочитанного.
Чтобы выполнить задание сначала прошу ребенка прочитать текст обычно, понять что ребенок понял все слова в тексте, а затем прошу его
прочитать слова с конца текста.
Важно! Работать с данными упражнениями начинаем тогда, когда ребёнок уже читает в пределах 40 слов в минуту. То есть, уже умеет читать!
При работе с «Текстом с наложением» желательно использовать интерактивную доску с проектором. Чтение наложенных друг на друга слов: написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
На уроках русского языка и литературного чтения ребята с удовольствием любят работать с такими приемами как:
«Кластер».
Имя существительное - морфологические признаки.
Приём «Ассоциации».
Цветы - лето. Снег - зима. Малыши - дети. Петух - Петя. Ученик - учение. Яблоки-плоды.
Приём «Хорошо - плохо».
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Приём «Да - нет».
Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ.
Приём «Мои аргументы» для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Данный приём для двух отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.
Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной.Как строится работа? Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.
Приём «Путаница».
Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:
Больше дела - а руки делают.
Терпение и труд а неученье - тьма
Глаза бояться, меньше слов
Ученье - свет, все перетрут
Приём «Синквейн».
Универсальный и эффективный приём, который создаёт, повышает и усиливает успех методов обучения учащихся.
Сказка (сущ.).
Волшебная, бытовая (два прилаг.).
Читать, пересказывать, учить. (три глагола).
Добро всегда побеждает зло.
Чудеса.
Рассмотренные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяет повысить мотивацию к учению, создают обстановку творческого поиска.
Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.