Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
Функциональная грамотность - это уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в школе.
Разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит):
- математическая грамотность
- читательская грамотность
- естественнонаучная грамотность
- финансовая грамотность
- креативное мышление
Актуальность. В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Сейчас креативное мышление - залог успешного развития.
Креативное мышление - компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:
- быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
- гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),
- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
- точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)
Как же научить креативному мышлению?
Креативное мышление можно развить с помощью инновационной педагогической технологии ТРИЗ. Одним из эффективных приемов развития креативного мышления является метод «Мышления противоречиями». На уроках «Окружающего мира» придумываем с учащимися такие противоречия по программному материалу. Вот некоторые из них:
- Если не будет ветра все лето, то будет тепло и уютно, но не будут распространяться семена растений, не будет дождей.
- если уничтожить всех комаров, (то будет хорошо в походе, но стрекозам и рыбкам будет меньше корма);
- если вдеть в иголку длинную нитку, (то не надо часто заменять, но неудобно шить);
- зонтик должен быть большим, чтобы защитить от дождя меня и маму, но при этом должен быть маленьким, чтобы не занимать много места.
Ножницы (должны быть острыми, чтобы резать бумагу, но при этом тупыми, чтобы не пораниться);
К пониманию противоречий можно подвести при помощи игры «Хорошо - плохо». При этом дети должны усвоить, что во всем хорошем можно найти плохое, но во всем плохом, есть хорошее. Например, 100 дней идет снег - хорошо, будет много снега и хороший урожай, плохо - проломит крыши домов, ветки деревьев.
Мороженое - хорошо, потому что вкусно, плохо - потому что может заболеть горло.
Заболеть хорошо - можно не ходить в школу, плохо - дома одному будет скучно.
Ставить оценки - хорошо можно контролировать ученика, плохо, потому что трудно быть добрым и справедливым оценщиком знаний ученика.
Ассоциативное мышление - это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «лето» может вызвать у человека воспоминания о море, солнце, путешествии. А при слове «мел» в голове сразу же возникают мысли о школьных занятиях, ответе у доски, учителе. Такие воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.
Со времен Аристотеля (считается, что именно он открыл законы образования ассоциаций) известны четыре вида ассоциаций.
- По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному совпадению. Например, улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег...
- По сходству, по подобию, то есть похожее по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции. Например, мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата...
- По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Например, добро - зло, гора - равнина, день-ночь, рано-поздно, искры - снежинки...
- Ассоциации могут быть простыми, если они связывают между собой только два представления, и сложными, если одно представление объединяется со многими другими и образует ассоциативный комплекс.
Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, дети не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.
Ассоциативный метод может применяться на разных этапах урока: при постановке проблемы на стадии вызова, на этапе осмысления нового материала, при закреплении. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы.
Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон составляем схему связанных понятий вместе с учениками. При изучении геометрических фигур, можно составить родословную четырехугольников, треугольников, составить паспорта лекарственных, ядовитых растений, животных.
Широко применяю прием ассоциативного запоминания.
В своей работе при изучении словарных слов использую фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Например, пассажир - пассажир берет билет в кассе, улица - на улице встречаю знакомые лица, запад - на западе солнце падает.
Интересным является упражнение «В слове спряталось другое слово». Например, горизонт - гори, зонт, облако - на облаке лак, пловец - пловец плывет в плове. Детям предлагается нарисовать свой фантастический сюжет.
На практике, при обучении грамотному письму, я прошу детей привлечь аудиальную подсказку. Это значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например, Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
Решать головоломки и ребусы
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника и Учи.ру
Перевоплощения и театр жестов и мимики
«Перевоплощения в вещь». Один из участников получает указание от ведущего перевоплотиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, как она живет, что чувствует.
«Перевоплощения в животное». Ведущий задает вопрос, с каким животным участники могут сравнить себя и свою жизнь. Например, один из ответов - «Я как лошадь, все время пашу, чтобы другим было хорошо».
Игры, направленные на развитие мышления
«Составление предложений»
Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например: озеро, карандаш и медведь. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными (Медведь упустил в озеро карандаш), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов (Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу) и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь).
«Поиск общего».
Берутся наугад два мало связанных слова, например: кастрюля и лодка. Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков этих предметов. Ответы могут быть стандартными (изделия человеческих рук, имеют глубину), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете (найти примеры предоставим вам самостоятельно); их не так уж и мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Игра учит в разрозненных друг с другом предметах и событиях находить множество общих моментов, «состыковок», выделять такие связи, которые обычно не лежат на поверхности.
«Исключение лишнего слова»
Берутся любые три слова, например: собака, помидор, солнце. Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему.
Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не «зацикливаться» на них. Игра учит и одновременно удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов, сравнивая их между собой.
«Цепочки»
На уроках литературного чтения использую тематические ассоциативные цепочки. Учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке. Например, тема «Весна». Дети выстраивают линейную цепочку ассоциаций: тепло, ручьи, трава, птицы, солнце, праздники, каникулы. То есть каждый ученик предлагает свое ассоциативное слово к заданной теме. На следующем этапе работы создается общая цепочка ассоциаций по заданной тематике. Можно дать задание использовать в ассоциативной цепочке только прилагательные, только существительные, только глаголы. Так же в работе использую задания по восстановлению пробелов в ассоциативной цепочке. Учитель задает первое и последнее слово, а дети должны восстановить середину. Например, первое слово «самолет», а последнее «яйцо». Дети восстанавливают цепочку: самолет - небо - птица - яйцо. Объясняют свои ассоциации так: самолет летит в небе, в небе так же летают птицы, а птицы несут яйца.
«На что это похоже?»
Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
Таким образом, в результате целенаправленной работы у учащихся развивается:
- умение разрешать противоречия;
- умение создавать творческие задания;
- умение анализировать различные проблемные ситуации;
- оригинальное, творческое, нешаблонное мышление.