Алгоритм реализации вокально-хоровых приёмов как средство формирования навыка двухголосного пения младших школьников на уроках музыки

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: двухголосное пение


Вокально-хоровые навыки детей младшего школьного возраста имеют большое значение в связи с обогащением эмоционального фона ребенка, умением отзываться на музыкальное произведение, где формирование этих навыков является важным средством развития личности ребенка.

Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно. На уроках, через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, где коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для воспитания лучших человеческих качеств.

Актуальность и выявленное противоречие позволили сформулировать тему нашего исследования: «Алгоритм реализации вокально-хоровых методов как средство формирования навыка двухголосного пения младших школьников на уроках музыки».

Таким образом, возникает противоречие между значимостью формирования навыка двухголосия младших школьников и недостаточно изученным алгоритмом их формирования на уроках музыки (в условиях общего образования).

Цель нашего исследования - анализ, обоснование и экспериментальная проверка эффективности алгоритма реализации вокально-хоровых приёмов как средства формирования навыка двухголосного пения младших школьников на уроках музыки.

Рассматривая процесс формирования навыка двухголосного пения, как моторно-двигательный акт вокально-хоровой деятельности, основанный на установлении взаимосвязи между его компонентами (автономность, переключаемость, точное интонирование, выразительность), мы полагаем, что эффективным средством формирования навыка двухголосного пения младших школьников на уроках музыки является алгоритм реализации вокально-хоровых приёмов, соотнесенных с его компонентами.

Диагностический инструментарий позволил нам провести анализ навыка двухголосного пения в контрольной и экспериментальной группах, учениками которых являлись ученики 4-х классов. В нашем исследовании мы обратились к диагностике «Изучения уровня формирования вокально-хоровых навыков» Г.П.Стуловой, которую адаптировали для своей работы.

Так к. тема нашего исследования звучит как «Алгоритм реализации вокально-хоровых методов» мы разработали поэтапный план работы над формированием навыка двухголосного пения, который содержит в себе 5 шагов для получения результата. Составленный алгоритм показывает нам определённую поэтапную работу над формированием навыка двухголосного пения с младшими школьниками по направлению хорового исполнительства. Опираясь на уже имеющиеся навыки, которые были получены на первоначальном уровне музыкального образования является возможным работа такого направления. Хочется определить, что название компонента созвучно с названием этапов работы с обучающимися для формирования навыка двухголосного пения.

Мы соотнесли компоненты и приёмы нашего алгоритма с методами вокально-хоровой работы с обучающимися. В данной таблице мы можем увидеть, что при формировании нашего алгоритма мы учли 5 методов, а именно Объяснительно-иллюстративный метод, Репродуктивный метод, Фонетический метод, Эвристический метод, Эмоционально-образный метод

Каждый этап подразумевает использование приёмов для работы с детьми.

Приём «Карта вокально-хоровых действий» реализуется в рамках компонента «Выразительность». Соотносится с объяснительно-иллюстративным методом вокально-хоровой работы. Учитель показывает музыкальное произведение обучающимся и просит найти значимые точки успеха исполнения этого произведения. Обучающимся раздаётся партитура произведения, где они в свою очередь, делают различные пометки для успешного исполнительства, тем самым создавая свою карту. Тем самым обучающиеся могут определить для себя определенные знаки для упрощённой работы в дальнейшем.

Приём «Эхо» реализуется в рамках компонента «Точное интонирование». Соотносится с репродуктивным методом вокально-хоровой работы. Учитель под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного-двух тактов, пропетых руководителем, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики.

Приём «Большой ух, внутренний слух» реализуется в рамках компонента «Автономность». Соотносится также с фонетическим методом вокально-хоровой работы. Этот приём позволяет обучающимся на практике применить и установить связь любой ступени по отношению к тонике и направлять фокус своего внимания между головным резонатором, дыханием и мысленным пением. Например, учитель играет мелодию, не приводя его в тонику. Дети определяют, на какой ступени должна завершится мелодическая линия аккорда. Это упражнение можно дополнить исполнением при помощи головного резонатора и правильного дыхания соответственно.

Приём «Сёрфинг» реализуется в рамках компонента «Переключаемость». Соотносится с эвристическим (поисковым) методом вокально-хоровой работы. Этот приём позволяет обучающимся определить своё дальнейшее движение в работе, а именно переключаться со своих задач на внешние изменения общехоровой работы. Например, в произведении ведется основная мелодия, которая является единой партией для всего хора, но на припеве появляется элемент двухголосия и обучающийся должен сориентироваться на своей партии в этот момент.

Приём «Я - исполнитель» реализуется в рамках компонента «Выразительность», который завершает работу нашего алгоритма. Соотносится с эмоционально-образным методом и методом сравнительного анализа в вокально-хоровой работе. На основании первоначального художественного образа, обучающийся имеет возможность донести образ уже изученного материала, посредством предыдущих упражнений над музыкальным произведением. При помощи создания, развития и концентрации внимания над художественном образом, обучающийся может донести до слушателя главную мысль произведения при помощи навыка двухголосного пения.

Для уточнения уровня развития компонентов вокально-хоровых навыков мы провели констатирующий эксперимент. В процессе исследования, для определения уровня присутствующего навыка двухголосного пения, а именно: автономность, переключаемость, точное интонирование, выразительность у обучающихся 4 классов. В контрольной группе на констатирующем этапе исследования было выявлено, что уровень развития вокально-хоровых навыков младших школьников оказался низкий у семи ребят, у восьми был выявлен средний уровень и только у одного уровень вокально-хоровых навыков показал высокий результат. Если говорить про экспериментальную группу, то можно сказать, что низкий уровень навыка двухголосного пения зафиксирован у четырёх человек, средний уровень у шести человек и высокий уровень у шести человек. Поэтому для эффективности развития вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста, мы разработали комплекс упражнений, который использовали в процессе формирующего эксперимента.

После проведения формирующего эксперимента мы провели контрольную диагностику навыка двухголосного пения у детей младшего школьного возраста по адаптированной диагностике. Как видно из рисунка, после формирующего эксперимента у экспериментальной группы была обнаружена положительная динамика развития критериев навыка двухголосного пения у детей младшего школьного возраста. Данный результат подтверждает нашу гипотезу о том, что алгоритм реализации вокально-хоровых приёмов для формирования навыка двухголосного пения, является полезным.