Введение
Обоснование актуальности исследования: В настоящее время самоуправление старшеклассников является одной из актуальных тем в сфере образования. В условиях современного общества, которое стремительно меняется и требует новых подходов, необходимо учитывать особенности развития личности учащихся, и внедрение самоуправления старшеклассников в образовательный процесс является одним из эффективных методов. Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей.
Школьное самоуправление, в качестве особой формы организации управления в образовательном учреждении, регламентируется рядом законодательных актов, нормативных документов и положений, на основании которых формируются принципы и правила его функционирования.
Одним из основных документов, определяющих цели школьного самоуправления, является закон «Об образовании в Российской Федерации», который обеспечивает правовую основу для фундаментального развития школьного самоуправления. Согласно части 6 статьи 26 закона «Об образовании в Российской Федерации», совет самоуправления создается по инициативе обучающихся в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. [8]
Кроме того, существует ряд указов Министерства образования, где прописываются специфические правила, которыми руководствуются школьные организации, осуществляющие самоуправление. Такие документы, например, могут содержать нормы о порядке проведения выборов ученических представителей, правила составления и утверждения школьных уставов и регламентов.
Так, например, в письме Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. "О методических рекомендациях, о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях" указано, что к задачам совета обучающихся можно отнести разработку предложений по повышению качества образовательного процесса; содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив; проведение работы по повышению сознательности обучающихся.[10]
Актуальность самоуправления старшеклассников в общеобразовательной организации заключается в его влиянии на развитие личности учеников. Самоуправление позволяет формировать важные навыки, такие как лидерство, коммуникацию, организационные и управленческие навыки. Эти навыки полезны не только в школьной жизни, но и будут необходимы в будущей карьере старшеклассников. Они смогут принимать решения, координировать работу команды и находить компромиссы.
Кроме того, самоуправление старшеклассников способствует формированию активной гражданской позиции учащихся. Предоставление старшеклассникам возможности самостоятельно принимать решения и участвовать в управлении школьной жизнью помогает им осознать свою значимость и ответственность перед другими. Это позволяет развивать гражданскую и социальную активность, взаимодействие учеников с администрацией и преподавателями, а также участие в решении школьных проблем и вопросов.
Самоуправление также влияет и на развитие демократических ценностей и принципов в школе, способствует формированию у учащихся понимания и уважения к правам и свободам других людей, способности слушать и учитывать мнение окружающих. Это формирует толерантное и демократическое сознание, что в свою очередь способствует развитию доброжелательной и справедливой образовательной среды.
Проблему самоуправления изучали следующие ученые: Андриенко Л.А., Беляев В.И., Валеев И.И.,Гордин А.Ю., Груздев И.Ф., Дик Н.Ф., Калиш И.В.,КоротовВ.М.,Макаренко А.С., Манухина В.П., Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Рогаткина Д.В., Черник С.А., Шапедько Л.И. и др.
Прутченков А.С. говорит о том, что тема самоуправления является одной из важнейших тем для нашего образования, в связи с тем, что она касается воспитания будущих граждан страны.
По мнению Макаренко А.С., самоуправление - это необходимое условие налаживания и сохранения порядка, средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины.
Однако необходимо учитывать, что самоуправление старшеклассников должно быть организовано и структурировано. Ученики должны иметь определенные границы и руководство со стороны педагогов или школьной администрации, чтобы их действия были направлены на достижение общих целей и не нарушали важные правила и принципы школы.
В целом, самоуправление старшеклассников может быть актуальным и полезным, но требует правильной организации и надзора, чтобы обеспечить эффективность и соблюдение важных принципов и ценностей школы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью развития самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной организации и недостаточной разработанностью педагогических условий для его успешного развития.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы?
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование педагогических условий развития самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс развития самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогические условия развития самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- выявить психолого-педагогическую сущность развития самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы;
- определить особенности развития самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы;
- разработать педагогический проект, направленный на развитие самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
- разработать методические рекомендации по развитию самоуправления по средствам педагогического проекта «Демократическая республика»
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической и литературы; анализ электронных источников.
Методологическая и теоретическая база исследования - научная литература отечественных и зарубежных специалистов; монографии, диссертации и научные статьи, статистические данные, а также интернет-ресурсы.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к первой главе, выводов ко второй главе, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития самоуправления школьников в условиях общеобразовательной школы
1.1. Психолого-педагогическая сущность развития самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной школы
Сегодня образование призвано решать немало важных задач, одной из которых является развитие и поддержание самоуправления старшеклассников в общеобразовательных школах.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования прописано следующее: «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, в том числе поддержку детских объединений, ученического самоуправления»
Самоуправление старшеклассников в рамках ФГОС включает в себя различные аспекты. Во-первых, ученики учатся принимать решения и нести ответственность за свои действия. Это помогает им развивать критическое мышление и аналитические навыки, которые понадобятся им в будущем. Кроме того, самоуправление старшеклассников предусматривает развитие навыков коммуникации и работы в коллективе. Ученики учатся эффективно взаимодействовать друг с другом, обсуждать и решать проблемы совместно, а также принимать решения в группе. Это способствует развитию навыков конструктивного диалога и повышает их уровень социальной компетентности.
По мнению Н.К.Крупской, школьное самоуправление учащихся должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь. Главной задачей школьного самоуправления педагог обозначает воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином своего государства.[6]
Н.И.Приходько, говоря о самоуправлении, подразумевает целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.[11]
Обратимся к педагогической энциклопедии под редакцией Каирова И.А. Детским самоуправлением авторы называют участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Ролью школьного самоуправления в организации коллектива авторы выделяют формирование органов коллектива, развитие педагогически целесообразных отношений взаимной ответственности и подчинения. Кроме того самоуправление способствует возникновению и развитию общественного мнения, содействует сплочению школьного коллектива, объединяя и направляя работу первичных коллективов по единому плану. [9]
По мнению Кузнецовой Е.В., самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов. В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений. [7]
В настоящее время педагоги высказывают различные мнения о самоуправлении в школе. Одни педагоги поддерживают самоуправление как способ развития навыков самостоятельности и ответственности у учеников. Они считают, что давать детям свободу выбора и возможность принимать решения помогает развить их критическое мышление и способности к самоорганизации. Другие в свою очередь могут быть скептически настроены по отношению к самоуправлению, считая, что дети еще не готовы к самостоятельному принятию важных решений и нуждаются в руководстве и контроле взрослых. Они могут опасаться, что дети сделают неправильный выбор или подойдут к решению возникшего вопроса с недостаточной ответственностью.
Несмотря на это, большинство педагогов признают важность самоуправления как компонента образования. Они считают, что развитие навыков самоуправления помогает ученикам стать активными участниками своего обучения, развить самостоятельность и уверенность в себе. Педагоги могут использовать различные методы и стратегии, чтобы помочь ученикам развить навыки самоуправления, включая демократичные методы принятия решений и участие в планировании и оценке своего обучения.
Мы говорим о том, что сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса - это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы, района, округа расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного становления личности ребенка.
Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы. В деятельности ученического самоуправления ярко просматриваются две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация.
В психологии понятие «социализация» было введено в 40-х гг. ХХ в. в работах американских психологов и социологов, таких как Г.Андреева, А.Бандура, Д.Долард, Дж.Кольман, В.Уолтери др.
По мнению Г.М.Андреевой социализация является двусторонним процессом, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. Кроме того, психолог рассматривает социализацию как процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.[1]
Социализация, несомненно, является важным процессом, который помогает детям стать членами общества и успешно взаимодействовать с другими людьми. Школа, как одно из ключевых мест социализации, играет важную роль в этом процессе. Однако, помимо школьных занятий, существуют другие общественные объединения, которые также способствуют социализации школьников.
Детское общественное объединение является одним из таких мест, где дети могут активно участвовать в различных деятельностях и развивать свои социальные навыки. В Кратком словаре современной педагогики под редакцией Л.Н.Юмсуновой детское общественное объединение трактуется как общественное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. [5]
Ключевым аспектом связи детского общественного объединения с социализацией школьников является приобщение детей к общественной жизни и формирование у них гражданской активности. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, решать конфликты, находить общий язык, а также осознавать свою роль в обществе.
Кроме того, детское общественное объединение способствует развитию творческих навыков и интересов у школьников. В рамках таких организаций дети могут заниматься искусством, музыкой, танцами, спортом и другими видами деятельности, что позволяет им проявить свои таланты и уникальность. Такие занятия помогают детям найти свое место в обществе, развить чувство принадлежности и самоутверждение.
Зачастую мы сталкиваемся с тем, что структуру ученического самоуправления путают с детскими общественными объединениями. Поэтому для того чтобы избежать путаницы, необходимо хорошо разобраться в деталях этой темы.
Безусловно, между детскими общественными объединениями и структурами школьного самоуправления много общего, но есть и принципиальные различия. В первую очередь в том, какое значение эти структуры несут для общества.
Детские общественные объединения создаются с целью объединить детей по интересам для повышения их образовательного уровня. Школьное самоуправление в свою очередь служит цели развития социальной активности и демократизации современного общества.
Школьное самоуправление создается в структуре образовательного учреждения, и эта возможность закреплена Федеральным законом «Об образовании». В то время как детское общественное объединение создается на основе решения руководителя о его создании соответствующим приказом и нормативными требованиями.
Следующее различие заключается в наличии у детского общественного объединения образовательной программы утвержденной администрацией или методическим советом. Тогда как для школьного самоуправления программа деятельности не разрабатывается. Это позволяет школьному самоуправлению решать в первую очередь вопросы «сегодняшнего дня».
Исходя из выше сказанного, мы можем говорить о том, что успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит развитию личности школьников, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развивается коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества, такие как активность, ответственность, отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что активизируется процесс социализации личности. В связи с этим мы можем говорить о том, что в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого даёт положительные результаты.
1.2. Особенности развития самоуправления в условиях общеобразовательной школы
Одним из самых важных вопросов в деятельности образовательного учреждения и классных руководителей является вопрос организации самоуправления в ученическом коллективе. Развитие школьного самоуправления необходимо начинать в классном коллективе. Классный руководитель должен понимать, что самоуправление это не управление одних детей над другими, а обучение всех учащихся организаторскому опыту, управленческой деятельности, умение проявлять инициативу, отвечать за порученное дело, защищать свои права и интересы. А для того, чтобы самоуправление получилось, необходимо создать атмосферу, при которой детям хотелось бы самим взяться за организацию своей жизни.
Система ученического самоуправления строится на трех уровнях:
- 1 уровень - ученическое самоуправление в классе
- 2 уровень - ученическое самоуправление в школе
- 3 уровень - школьное самоуправление
Построение органов ученического самоуправления невозможно без деления всего коллектива на первичные, т.е. классы. Необходимо рассматривать школьный ученический коллектив, как систему равноправных первичных коллективов. Развитие ученического самоуправления в общешкольном коллективе имеет свои особенности по сравнению с развитием самоуправления в классе. Самоуправление в школе направлено на решение задач, стоящих перед учебным заведением. А коллектив класса в свою очередь создает условия для участия каждого ребенка в общественной деятельности.
Старший школьный возраст является периодом в жизни подростков, когда они активно исследуют себя и мир вокруг себя, сталкиваются с новыми вызовами и стремятся определить свою личность и место в обществе. В этот период происходит множество изменений, как на физическом, так и на психологическом уровне, что делает его одним из самых важных этапов развития человека.
Старший школьный возраст также сопровождается и социальными изменениями. У подростков возникает желание быть принятым и понятым окружающими. Они начинают строить свои социальные связи, искать единомышленников, определять свою роль в обществе. На современном этапе образования в этом старшеклассникам помогает развитие самоуправления в школе. Этот процесс имеет свои особенности и требует особого подхода.
Во-первых, самоуправление старшеклассников способствует развитию их лидерских качеств и навыков работы в команде. Одной из особенностей развития самоуправления старшеклассников в общеобразовательной организации является создание благоприятной среды для их активной деятельности. В ходе своей активной деятельности они учатся сотрудничать, строить эффективные взаимоотношения, а также распределять общие обязанности и решать возникающие проблемы. Это способствует развитию лидерских качеств и умений планирования и организации работы. В условиях общеобразовательной организации они имеют возможность принимать самостоятельные решения, организовывать и проводить различные мероприятия, а также координировать работу других участников. Такой опыт помогает им выработать навыки руководства, коммуникации и организации.
Во-вторых, самоуправление старшеклассников способствует формированию их гражданской и социальной активности. В этой среде молодежь может свободно выражать свои идеи, инициировать новые проекты и дискутировать, обсуждать важные вопросы, касающиеся школьных дел. Они становятся активными участниками своего общества, вносят свой вклад в его развитие и участвуют в решении различных социальных проблем. Они осознают свою ответственность перед обществом, обучаются взаимодействовать с другими и критически мыслить. Такой подход позволяет старшеклассникам почувствовать свою значимость и влияние на жизнь школы.
В-третьих, самоуправление старшеклассников способствует развитию их творческого потенциала. В условиях общеобразовательной организации старшеклассники имеют возможность активно включаться в жизнь школы, оказывать содействие в организации культурно-просветительных мероприятий, спортивных соревнований, благотворительных акций и других инициатив. Такая активная социальная позиция способствует развитию чувства гражданской ответственности и осознания собственной значимости в обществе. Кроме того, это помогает им развивать креативность, самовыражение и самореализацию.
Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. Школа выступает для учащихся маленькой моделью общества. Для того чтобы школьники во взрослой жизни стали самостоятельными и инициативными людьми, необходимо развивать их самостоятельность и инициативность уже в школе.
Однако стоит понимать, что развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам ученического самоуправления, их представителям, понимание их важности, умение найти компромиссное решение, поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где роль играют все участники образовательного процесса.
Школа - большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Цель образовательной организации - показать учащимся, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности.
Первостепенная задача ученического самоуправления заключается в том, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, которые направлены на защиту их гражданских прав и интересов. Участие учащихся в решении насущных проблем школы, участие в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Залог успешной деятельности органов ученического самоуправления заключается в самостоятельности и инициативе учащихся. Как уже было замечено, ученическое самоуправление - это не только организация мероприятий, это - возможности учеников. Однако не стоит забывать, что в одиночку ребята не справятся, им обязательно потребуется помощь педагогов.
Именно об этом говорят педагоги-организаторы московских школ Гринберг В.А и Садовской Д.С., которые выделили правило «Трех И».
Ученическое самоуправление держится на трех И:
- Интересы - члены школьного совета должны представлять интересы ученической общественности.
- Инициатива - школьники должны получать поддержку и помощь в реализации своих инициатив.
- Информация - все ученики школы должны знать о деятельности ученического самоуправления, иначе оно теряет свой смысл.
При вовлечении учащихся в школьное самоуправление развивается научное управленческое мышление, что способствует приобретению следующих навыков:
- Анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять их причины;
- Предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;
- Оценивать сложившуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
- Анализировать и синтезировать полученную управленческую информацию.
- Обосновывать свою точку зрения логически и аргументировано.
- Давать объективную оценку своим действиям и действиям управленческих органов.
- Грамотно определять перспективы развития управления, планировать работу, учитывая эти перспективы.
- Налаживать деловые отношения с учащимися и преподавателями.
Важно помнить о том, что ученическое самоуправление не является кружком по организации школьных праздников. Безусловно, школьники могут заниматься и этими вопросами, но не только ими, ведь участие в организации школьных мероприятий - это лишь малая часть того, что доступно учащимся в условиях развивающегося самоуправления в общеобразовательной организации.
Основные полномочия ученического самоуправления:
- Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;
- Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;
- Проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;
- Организовывать и проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;
- Создавать и использовать в работе школьных советов СМИ;
- Разрешать конфликты между учениками, учителями и родителями;
- Вносить свои предложения к плану воспитательной работы.
Таким образом, мы можем говорить о том, что развитие самоуправления старшеклассников в условиях общеобразовательной организации - это сложный, но важный процесс, являющийся важной составляющей всестороннего развития молодежи и требующий внимания и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Развивая у учеников навыки саморегуляции, мы помогаем им стать успешными не только в учебе, но и в жизни. Кроме того не стоит недооценивать роль педагогов в процессе развития самоуправления старшеклассников. Важно, чтобы учителя не только давали необходимые знания, но и выступали в роли наставников и менторов, помогая ученикам развивать навыки самоорганизации, самоконтроля и саморефлексии. В рамках системы самоуправления в образовательной школе, старшеклассники имеют возможность проявить свои лидерские способности, развить навыки самоорганизации и принятия ответственных решений. Все это позволяет старшеклассникам стать активными и ответственными членами общества, готовыми к дальнейшим вызовам и достижениям.