Методическое пособие, направленное на развитие лидерских качеств младших школьников в условиях временного детского коллектива

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Пояснительная записка

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире на данный момент является мобильность и конкурентоспособность.

Проблема развития лидерских качеств у обучающихся на данный момент является наиболее актуальной. Без воспитания позиции лидера (иначе же - лидера во благо) детский коллектив не может существовать.

Особого внимания стоит уделять младшему школьному возрасту. Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что в этот период становления личности обучающегося происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Данное методическое пособие направлено на выявление уровня развития лидерских качеств у учеников младшего школьного возраста и их последующего развития. Материал могут использовать учителя начальных классов во время проведения уроков, классных часов и внеурочных занятий, темы которых связаны с развитием лидерских качеств. Сборник также могут использовать родители и психологи для работы с обучающимися.

Сборник состоит из трех разделов:

  • 1-й раздел направлен на выявление уровня развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
  • 2-й раздел направлен на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
  • 3-й раздел направлен на повторное наблюдение за уровнем развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.

Важно отметить, что в данном методическом пособии также представлены сценарии классных часов на тему лидерства и сплочения детского коллектива, который включают в себя примеры использования вышеописанных заданий. Учитель может использовать готовый сценарий или же видоизменить его в зависимости от особенностей развития класса.

Упражнения, направленные на выявление уровня развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста

Аквариум

Инструкция: участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15-20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку - каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2. Возникали ли у вас затруднения при рассказе?

3. Какие чувства вы при этом испытывали?

Разрешение конфликта

Инструкция: учитель предлагает обучающимся разобрать несколько жизненных ситуаций. Ученикам нужно найти разрешение предложенной ситуации и обосновать свое мнение.

«Вы - дежурный по школьной столовой, относите тарелки на кухню. Ваш одноклассник, который дежурит вместе с вами, нечаянно задевает вас, и все тарелки падают на пол и разбиваются. Какими будут ваши действия?»

«Команда вашего класс участвует в спортивном соревновании. Судья не заметил грубых нарушений соперника к проигрышу вашей команды. Какими будут ваши действия?»

«Вашему классу дали поручение: нарисовать к школьному празднику стенгазету. Вас назначили ответственным за это задание, однако, вы также можете советоваться с вашим классным руководителем. Как вы будете организовать работу по созданию стенгазеты?»

Путешествие с дикими гусями

Инструкция: обучающиеся знакомятся со следующим текстом:

"Дикие гуси летят особым "строем" - клином. Вожак ведёт вперёд всю стаю. Он является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта - почему?

Строй гусиной стаи имеет особую организацию. Благодаря клину следующим за вожаком, экономят свои физические силы, потому впереди летящий гусь сталкивается с большим сопротивлением ветра. Остальные гуси, летящий за ним, движется уже в разряженном воздухе и тратит на полёт меньше усилий

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает место в конце клина. Место вожака занимает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи - для защиты и помощи".

После прочтения текста обучающимся задаются следующие вопросы:

1) О чем этот текст? Что нового вы узнали?

2) Почему гуси не устают когда летят в клине?

3) Чувствуете ли вы себя в классе уверенно и защищено, как гуси в клине?

4) Приведите сравнения вашего класса с клином. Кто является главным?

5) Получается ли у вашего класса решать цели и задачи, которые перед вами ставят?

5) Как вы считаете, кто при необходимости готов занять место во главе класса? Почему вы так думаете?

Рисование лидера

Данное упражнение обучающиеся могут выполнять индивидуально, в парах или группах.

Инструкция: На листе бумаги обучающимся предлагаем нарисовать лидера в течение 10 минут. По истечении этого времени обучающиеся по желанию представляют свои работы и объясняет, почему он изобразил лидера подобным образом.

После демонстрации рисунков обучающимся можно задать следующие вопросы:

1) Лидер - это какая личность?

2) Какая роль у лидера группы?

3) Какая основная функция лидера?

Качества лидера

Инструкция: учитель предлагает к обсуждению с классом следующие вопросы: «Какими качествами обязательно должен обладать лидер?».

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. Учитель помогает ученикам обобщить высказывания и зафиксировать названные качества.

Примеры качеств лидера:

  • активность;
  • целеустремленность;
  • справедливость;
  • организованность;
  • инициативность;
  • общительность;
  • умение взаимодействовать с командой.

Упражнения, направленные на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста

Поймай взгляд

Инструкция: ученики рассаживаются по кругу так, чтобы каждый участник видел друг друга. Учитель одному из учеников "передаёт" взгляд. Игрок, которому этот взгляд был адресован, "передаёт" этот взгляд дальше. До тех пор, пока взгляд "затеряется".

После того, как взгляд "затерялся", учитель начинает расследование - кто кому передал взгляд и где именно он затерялся. После этого подсчитывается количество тех учеников, которые "передали и получили" взгляд. "передатчиков". Упражнение можно повторить 2-3 раза.

Анализ: на основе этого упражнения можно определить степень внимательности учеников. У каждого участника игры развивается наблюдательность и умение чувствовать другого человека; возрастает доверительность друг к другу.

Круг и я

Инструкция: для данного упражнения потребуется доброволец. Остальные участники образуют тесный круг. Их задача - всячески препятствовать попаданию в круг первого участника. Ученики могут стоять как спиной по отношению к центру круга, так и лицом к нему.

Добровольцу дается три минуты для того, чтобы с помощью ловкости, хитрости и убеждениям убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Добровольцы могут сменять друг друга. В конце выполненного упражнения учитель обсуждает стратегию поведения всех игроков.

Зеркало

Инструкция: обучающиеся выполняют данное задание в парах. Учитель распределяет роли: один из учеников исполняет роль "зеркала". Отражение его лица - роль второго обучающегося, оно должно следовать всем его движениям. Сначала партнёры могут отображать эмоции друг друга, после этого - движения.

После определённых достижений в синхронности пар можно предложить кому-нибудь из других пар определить, кто в этой паре является ведущим, а кто его отражением.

После того, как пары сработаются, учитель может предложить поменяться партнёрами (также возможна неоднократная смена партнёров).

Передача эмоций

Инструкция: обучающиеся садятся в круг. Первому ученику предлагается "накопить" большое количество отрицательных эмоций и, используя одну-две фразы "выплеснуть" их на следующего ученика. Важно вложить максимум темперамента и эмоций в произнесенные фразы. Второй игрок, не ответив никак первому, "вымещает" свои отрицательные эмоции на следующем. Игра проходит в один-два круга.

После этого задание меняется. Первый обучающийся пытается сбросить запас отрицательных эмоций и вызвать в себе положительными эмоциями, делится своим хорошим настроением со следующим игроком. Второй, получив заряд положительных эмоций, передаёт его третьему и т.д. Можно сравнить цепи отрицательных и положительных эмоций.

Картина

Инструкция: группа обучающихся выстраивается в одну линию. Учитель приглашает первого ученика к столу или к стене, на которой прикреплен большой лист бумаги. Рядом - карандаши или фломастеры. Ему предстоит начать рисовать "картину". Учитель сообщает первому ученику, какой предмет необходимо изобразить (другие не слышат задания).

После этого приглашается второй игрок. Первый игрок объясняет второму мимикой, жестами, что ему нужно изобразить на листе бумаги и встаёт в конце линии, только после этого второй рисует. Приглашается третий игрок и так далее, пока все не примут участия в рисовании картины.

Упражнения, направленные на повторное наблюдение за уровнем развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста

Мой герб

Инструкция: каждому обучающемуся предлагается нарисовать свой герб, который отразит его представление о собственных лидерских качествах. Ограничений в форме и размера герба нет. Время на выполнение задания - 15 минут. После выполнения задания обучающиеся могут презентовать рисунки по желанию.

Семейная фотография

Инструкция: обучающимся предлагается представить что все они - большая семья (группа друзей) и нужно всем вместе сфотографироваться для общего альбома.

Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю группу для фотографирования. Далее никаких установок для обучающихся не даётся, они также могут договориться между собой кому кем быть и где стоять.После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно кричат «сыр».

Учитель наблюдает за происходящем, помогает, если это необходимо.

Примечание: роль «фотографа» обычно хотят исполнять обучающиеся, стремящиеся к лидерству. Но, однако, не исключены элементы руководства и других участников группы.

Ехала повозка…

Инструкция: учитель предлагает обучающимся построить повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Ученикам отводится время на подготовку задания 3-5 минут.

Интерпретация результатов:

  • Кучер - на данный момент главный лидер - организатор.
  • Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.
  • Колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.
  • Жеребенок - "выпавший", но с претензиями на лидерство.
  • Пассажиры - основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить обучающихся, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Напиши зверя

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное.

Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга).

Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

Угадай число

На счет «три» все обучающиеся выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.

См. продолжение пособия