Особенности преподавания общего фортепиано в ДШИ

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: фортепиано


1. Введение. Значение предмета «Общее фортепиано» и его задачи

Общее фортепиано представляет собой дополнительный курс в учебной программе школ искусств и играет важную роль в формировании музыкальных навыков у учащихся. Этот предмет служит связующим элементом между такими дисциплинами, как специальность, сольфеджио и музыкальная литература.

Начинать изучение общего фортепиано рекомендуется с второго класса. Основной задачей педагога является пробуждение интереса у учеников и передача им радости от занятия фортепиано. Процесс обучения игре на инструменте требует времени и может быть сложным, поскольку каждый ученик обладает уникальными чертами и способностями. Целью преподавателей должно стать развитие не только тех, кто продолжит музыкальную карьеру, но и тех, для кого школа станет первой ступенью к музыкальному искусству и любви к музыке. Педагог должен работать над созданием творческой личности, способствуя формированию навыков исполнения и активного восприятия музыки.

2. Особенности методики преподавания по возрастам

Понимание возрастных особенностей детей является критически важным в процессе обучения. У шестилетних детей образное мышление, поэтому занятия должны быть игровыми и разнообразными. С возрастом 9-10 лет акцент смещается на самостоятельность, а у подростков 11-14 лет необходимо учитывать их эмоциональные изменения и нестабильность, подбирая индивидуальный подход.

3. Программа изучаемых произведений на уроке «Общее фортепиано»

Программа должна быть разнообразной; важно включать как простые, так и сложные произведения. Учащийся должен исполнять хотя бы одну пьесу, которая хорошо у него получается и может быть представлена на публике. На уроках фортепиано следует развивать технику, изучать различные стили и жанры, читать с листа и играть в ансамбле.

Занятия гаммами позволяют ученикам глубже осознать логику музыкальных произведений, что способствует не только лучшему запоминанию, но и более качественному, сознательному исполнению, основанному на уверенной технике. Также необходимо регулярное изучение этюдов, направленных на развитие различных техник.

Важно, чтобы репертуар обучающихся содержал произведения разных культур в обработках, как российских, так и зарубежных композиторов. Песенное творчество часто вызывает отклик у учащихся, и здесь педагогу следует обучать технике legato, способствуя плавному, певучему стилю исполнения. Это особенно важно для обучающихся народных инструментов, так как освоение фортепианной игры может стать стимулом к улучшению навыков.

Начинающие, такие как скрипачи, могут сталкиваться с трудностями в чтении нот в басовом ключе, поэтому необходима систематическая практика. Развитие полифонического мышления является ключевым для всех специализированных студентов, особенно для обучающихся хорового класса, ведь оно улучшает гармоническое восприятие.

Во время занятий обучающиеся изучают структуру произведений крупной формы и вариации, что требует технических навыков и способности воспринимать музыкальное произведение в целом. Игра в фортепианных ансамблях способствует развитию ансамблевых умений и коллективизма среди студентов.

Чтение музыкальных произведений с листа позволяет учащемуся взаимодействовать с композициями, которые не всегда требуют дальнейшего освоения и детального изучения. Отсутствует необходимость в усиленной подготовке и совершенствовании этих произведений. Этот навык способствует развитию аналитического мышления и критического восприятия у обучающихся.

В заключении стоит отметить, что многие музыканты подчеркивали универсальность и широкий потенциал фортепиано. В.Гутор в своем труде 1897 года отмечал: «фортепиано - наиболее удобный и полноценный инструмент для музыкального обучения». В процессе формирования пианистического мастерства на уроках фортепиано обучающиеся из различных специальностей становятся более разносторонними музыкантами. На занятиях по общему фортепиано расширяются границы репертуара за счет знакомства с большим количеством произведений и разнообразных стилевых направлений, обогащающих профессиональные знания обучающихся. Самостоятельная мыслительная деятельность обучающихся активизируется, раскрывая их творческий потенциал. Изучение теоретических и музыкально-исторических аспектов также способствует ускоренному развитию. Успех обучения во многом зависит от способности преподавателя привить ученикам навыки самостоятельного обучения, критического мышления и достижения поставленных целей.

Список литературы

  1. Варламова С.П. «Формирование умения чтения нот с листа на уроках фортепиано. Казань, 2002.
  2. Белованова М.Е. «Музыкальный учебник для детей. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2004.
  3. Автор не известен «Первые шаги. Пособие для начинающих». Методические пояснения. Издательство РИО Ростов-на-Дону, 1992.
  4. Милич Б. «Фортепиано маленькому пианисту». Методические пояснения. Издательство «Кифара» Москва. 2002.
  5. Ныркова В.Д. «опросы методики курса фортепиано для учащихся разных специальностей. Москва, 1980 г.
  6. Николаев А.А., Гинзбург Г.Р. «Вопросы фортепианного исполнительства». - Музыка и образование, М., 2008.