Практико-ориентированный подход в изучении химии в средней школе как один из способов повышения мотивации к предмету

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»

Классы: 8, 9, 10, 11


При изучении химии в 8-9 классах и непрофильных 10-11 классах организация практико-ориентированной деятельности учащихся в виде заданий прикладного характера дает более высокие результаты в обучении. Задания, которые подразумевают достижение конкретных результатов и имеют практическое применение в жизни, повышают интерес детей к предмету, побуждают на собственную исследовательскую деятельность.

Использование существующих учебно-методических комплексов для средней школы показало, что в них практически отсутствуют тексты задач, взятых из реальной конкретной жизни, или их крайне мало. Поэтому не редко приходится самостоятельно составлять практико-ориентированные ситуационные задачи, обращаясь к жизненному опыту ребят, или направляясь вместе с ними в Интернет. Тогда задачи становятся не просто практико-ориентированными, а вполне реальными.

Примеры моих заданий:

  1. При знакомстве с понятием «Моль» прошу ребят рассчитать стоимость одного моль поваренной соли.
  2. Ювелирный магазин! Бюджета на новые украшения нет, но можно бесплатно узнать состав тех, что на вас. С лёгкой тревогой вы отдаёте на анализ бабушкино колечко с рубином. Вердикт ювелира - это оксид алюминия. Какова Ваша реакция?
  3. При знакомстве с составом и производством стекла можно предложить учащимся, используя свои знания, предложить добавки (соединения металлов) в состав стекла, которые могли бы придать стеклянной массе разные окраски.
  4. Бабушка ставит чайник и жалуется, что он стал дольше греться. Вы видите, на дне толстый слой накипи. Что это за вещества? Чем можно от них избавиться? Напишите уравнения реакций.
  5. Скатол образуется в кишечнике человека и животных в результате разложения триптофана - одной из α-аминокислот, входящих в состав белков. В больших концентрациях имеет фекальный запах, при низких концентрациях приобретает приятный сливочно-молочный запах или запах, напоминающий запах жасмина. Одна молекула скатола содержит 82% углерода, 7% водорода и 11% азота. Определите молекулярную формулу вещества. (C9H9N)
  6. Недалеко от Дели стоит 7-метровая железная колонна, которая с момента возведения в 415 году почти не подверглась коррозии. Для объяснения этого феномена бытует множество легенд: и знание секрета изготовления нержавеющей стали древними индийскими мастерами, и использование особого метеоритного железа, и даже причастность инопланетян. На самом деле, как показал химический анализ, ничего особенного в материале колонны нет, и он соответствует технологическим возможностям того времени, а основная причина стойкости к коррозии - образованная естественным путём - плёнка оксида на поверхности металла. Свой вклад также вносят повышенное содержание фосфора в железе, который как раз увеличивает способность формирования такой плёнки, и низкая влажность воздуха в данной местности. А вот подземная часть колонны покрыта сантиметровым слоем ржавчины. Надо написать уравнения всех реакций, о которых упоминается в тексте.
  7. Одна из самых распространенных добавок - соль азотистой кислоты, больше известная, как консервант Е-250, нитрит натрия. Согласно ГОСТ, в колбасах должно содержаться не более 50 мг на 1 кг продукта. Его добавляют в колбасу для увеличения срока годности продукта, для профилактики развития вредных микроорганизмов - стафилококков, сальмонеллы, бактерий-возбудителей ботулизма, а также для придания аппетитного цвета готовой продукции.
  8. Следует отметить, что избыток нитрита натрия может быть опасным для здоровья, допустимая суточная доза потребления - 0,6 миллиграмма на килограмм массы тела. Всего 4-6 граммов вещества способны убить человека. Посчитайте массовую долю нитрита натрия в 1 кг колбасы и сколько грамм колбасных изделий можно употреблять в сутки?
  9. «Симпатические чернила» изобрел шведский аптекарь Якоб Вайц. Хлорид гексааквакобальта бледно-розового цвета. Если его подогреть, комплекс меняет состав и превращается в синий дихлородиаквакобальт. Напишите формулы названных комплексов.

Похожих задач можно не мало найти и на просторах Интернета. Также интерес к химии у детей, не ориентированных на дальнейшее изучение предмета, повышают текстовые задачи, содержащие исторические, литературные, художественные и другие интересные факты, которые требуют осмысления с точки зрения химической науки.

ЗАДАЧА «ЦИНК»

Оптимальная интенсивность поступления цинка в организм 15 мг/день, суточная потребность составляет 50 мг/сутки. Дефицит цинка может развиваться при недостаточном поступлении этого элемента в организм (1 мг/день и менее), а порог токсичности составляет 600 мг/день. В организм человека 99% цинка попадает с пищей. Особенно много цинка содержится в говядине, печени, устрицах (400 мг в 100 г продукта), пшеничных зародышах. Цинк поступает в растение в виде иона Zn2+. Для лучшего усвоения цинка организмом необходимы витамины А и В6. Усвоению цинка препятствуют медь, марганец, железо и кальций. В организме взрослого человека содержится 3г/70кг. Цинк можно обнаружить во всех органах и тканях:

мышцы

кости

ногти

печень

волосы

240 мг в 1кг

170 мг в 1кг

300 мг в 1кг

150 мг в 1кг

400 мг в 1кг

Ежедневно около 11 мг цинка выводится из организма, 5% из них выводится с мочой.

В медицине цинксодержащий препарат сульфат цинка используется для лечения дефицита цинка, болезней кожи, волос, ногтей, цирроза печени, и при заживлении ран. Препарат не совместим с карбонатами, фосфатами, сульфитами - осаждение нерастворимых солей цинка; с восстановленным магнием выпадает осадок цинка.

Вопросы к тексту:

1. Подсчитайте, сколько миллиграммов цинка поступает в организм;

а) с продуктами питания;

б) с другими источниками поступления (например: с воздухом и т.д).

2. Сколько молей цинка попадает с пищей в организм человека?

3. Вычислите, в каких процентах находится цинк в органах и тканях человека, масса тела которого 70 кг, и запишите полученный результат в таблицу.

печень

мышцы

кости

ногти

волосы

4. В каком органе цинк наибольшей степени концентрируется?

5. Вычислите, сколько граммов устриц необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в цинке.

6. Напишите электронную формулу иона цинка.

7. Как грамотно принимать цинксодержащие препараты? Напишите инструкцию по применению цинксодержащих препаратов. Воспользуйтесь заготовкой такой инструкции.

ИСТРУКЦИЯ по медицинскому применению препарата Сульфат цинка

Показания к применению __________________________________________

Особенности применения препарата сульфата цинка___________________

Условия хранения ________________________________________________

ОБРАЗЕЦ

ИСТРУКЦИЯ по медицинскому применению препарата Сульфат цинка

Показания к применению

Цинка сульфат применяют для лечения дефицита цинка, болезней кожи, волос, ногтей, цирроза печени и при заживлении ран.

Особенности применения препарата сульфата цинка

Не рекомендуется одновременное введение сульфата цинка с препаратами меди, марганца, железа и кальция, поскольку они тормозят усвоению организмом цинка. Не следует смешивать в одном шприце сульфат цинка с карбонатами, фосфатами, сульфитами: образуются нерастворимые соединения цинка. Для лучшего усвоения цинка организмом необходимо принимать препарат совместно с витаминами А и В6.

Ситуационные задачи важны и интересны для детей в настоящей и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Они позволяют более подробно прорабатывать текст учебника и активно использовать дополнительные источники информации, находить ответы на поставленные вопросы, проявляли творческие способности при анализе найденной информации, проводить эксперименты. Таким образом, обучающиеся учатся самостоятельно узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни.

Практико-ориентированный подход в обучении позволяет изменить характер преподавания: педагог становится партнером учащихся в решении проблем и задач, формировать химические коммуникативные, интеллектуальные компетенции. Использование разных форм работы учащихся: индивидуальной, парной и групповой, делают уроки более содержательными и интересными как для учащихся, так и для преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.