Чтение с увлечением

Разделы: Общепедагогические технологии, Логопедия

Ключевые слова: чтение книг


О том, что читать книги детям важно и полезно ни у кого не вызывает сомнений. В настоящее время главным вопросом является: как привить детям любовь к чтению? Как их заинтересовать, вызвать любопытство к книге?

Родителям и педагогам начинать эту работу надо в дошкольном возрасте. Очень важно чтобы усилия были совместными. Со стороны педагога хочу поделиться своим опытом.

Главное - это наличие в группе яркого, красочного и желательно необычного по форме (например, в виде дерева) книжного уголка. Важно, чтобы книги в уголке менялись минимум раз в неделю. Я делаю смену книг в зависимости от лексической темы, с которой знакомятся дети (книги о транспорте, о домашних животных и т.д.) В книжный уголок я выкладываю не все книги сразу, с которыми хочу познакомить детей на этой неделе, а каждый день подкладываю новую и спрашиваю ребят, какая новая книга появилась у нас. Тем самым постоянно привлекаю внимание детей к книжному уголку. Книги не должны стоять в группе мёртвым грузом одни и те же годами, они должны меняться, вызывать интерес, быть живыми рассказчиками.

В книжном уголке можно разместить игрушку (котенка, лису, куклу, грузовик и т.д.) Педагог представляет игрушку-героя, рассказывает, что он очень хочет, чтобы мы прочитали книжку о нём. Игрушка, впоследствии, становится героем игр детей.

Знакомлю детей с книгами, представляя их как друзей.

- Закройте глаза, я познакомлю вас с вашими новыми друзьями. А сейчас откройте и давайте поздороваемся с книгами.

- Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам удивительную историю о том, как щенок научился лаять и т.п.

Важно то, что читать детям. Книги должны быть разнообразными по жанрам (сказки, рассказы, поэзия, энциклопедии, комиксы, познавательная литература) и содержанию, весёлые и грустные, короткие и длинные. Выбор автора зависит от педагога. С содержанием книги педагогу необходимо познакомиться заранее и проанализировать, как прочитать книгу детям, на что сделать акцент при чтении, какие вопросы можно задать. Вопросы могут быть разнообразными и могут быть связаны не только с героями и содержанием книги. Например: Как вы думаете, почему мяч в реке не утонет? Как вы думаете, почему во время побега от Федоры разбились стаканы, а сковорода нет?

Если книга совсем не вызывает интереса у детей необходимо закончить чтение, проанализировав, почему книга не привлекла внимание детей. Возможно предварительно необходимо объяснение непонятных слов или текст не соответствует возрасту детей.

Хорошо зарекомендовал себя приём, при котором педагог прерывает чтение на «самом интересном месте», чтобы продолжить чтение на следующий день или позже, чтобы детям было интересно узнать, что будет дальше, а возможно и самим придумать продолжение.

Для поддержания интереса к книгам, можно сразу не показывать детям картинки из книги, а предложить затем самостоятельно их рассмотреть, когда книга будет лежать в книжном уголке.

И, конечно, важно как читать книги детям. При чтении педагог должен быть соучастником событий вместе с детьми, посмеяться, погрустить, удивиться. Не надо останавливать реакцию детей на прочитанное, пусть смеются, выражают удивление, переживают. Педагог представляет себя первооткрывателем и путешественником при знакомстве детей с новой историей. Очень важно чтобы книги вызывали яркий интерес у педагога, чтобы педагог сам любил читать. Чтение не должно быть просто ритуалом перед сном, хотя выработка такой привычки тоже полезна. Читайте чаще.

Важно подключать все методы, которые вызывают интерес у детей. Это и драматизация содержания, и разыгрывание историй при помощи пальчикового театра, и сопровождение чтения теневым театром. Устраивайте литературные недели, посвященные разным авторам, разным сказкам (немецким, русским, китайским и т.д.) Устраивайте литературные викторины, литературные досуги, которые хорошо проводить совместно с родителями. Добавляйте в книги новых героев, придумайте как бы тогда сложился сюжет. Придумывайте продолжение истории, иллюстрируйте истории, придумывайте свои, соединяя в книжку, где дети выступают авторами и художниками-иллюстраторами.

Делитесь читательским опытом с детьми из других групп. Создайте небольшую диораму по произведениям одного автора или по нескольким сказкам или авторам. Например: мексиканские сказки, русские народные сказки или сказки Р.Киплинга. Это не должно быть что-то грандиозное, требующее для изготовления много затрат или времени. Разместите на раскрашенном картонном фоне героев сказок или рассказов, можно даже нарисованных или слепленных из пластилина и рассказывайте, из какого произведения герой, какая у него история. Пригласите детей из других групп и расскажите им эти увлекательные истории.

Чувствуйте детей, смотрите, что им интересно. Просите приносить книги из дома и делайте такие книги героями дня. Разрешайте уносить книги домой, чтобы почитать с родителями. Устройте буккроссинг в детском саду.

Можно долго сетовать на то, что у современных детей книги перестали вызывать интерес. А можно попытаться сделать книгу по прежнему интересной. Импровизируйте, творите и любите книги!