Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер-класса:
- познакомить участников мастер-класса с концептуальными основами использования приема «Чтение с остановками» в рамках реализации технологии развития критического мышления;
- представить участникам мастер-класса свою авторскую модель образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
- научить участников использовать приемы развития критического мышления, в том числе и такой прием как «Чтение с остановками», в своей профессиональной деятельности;
- мотивировать участников к разработке собственной модели урока/части урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии;
- дать оценку предложенным авторским моделям урока/части урока (занятия);
- обсудить с участниками результаты совместной деятельности.
Необходимое время: 40 минут.
Минимальное и максимальное количество участников: от 3-х.
Краткая аннотация: участники смогут актуализировать свои знания о технологии развития критического мышления, познакомятся с его стадиями и приемами, соответствующими каждой стадии, получат опыт реализации одного из приемов.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;
- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
- повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Требования к организации мастер-класса:
- Компьютер с проектором.
- Устройство вывода звука (колонки).
- Подключение сети интернет.
- Дидактические материалы:
- карточки-лото со стадиями и приемами;
- видео на ютубе;
- карточки с вопросами;
Ход мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Известно, что любое знание будет лучше и качественнее, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме - задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. В технологии развития критического мышления через чтение и письмо - это первая задача, которую решает класс (заметим, не учитель, а все вместе).
Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
Для начала, необходимо разобраться, что же такое - критическое мышление само по себе. Приведем одно из нескольких определений данного явления.
Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Д.Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
- Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- Критическое мышление есть мышление социальное.
Этапы урока с использование Критического мышления
По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов. Расположите стадии в правильном порядке и соотнесите с ними приемы:
Этап |
Прием |
Описание приема |
Вызов |
Мозговой штурм |
Создание банка идей, возможных решений проблемы |
Кластер |
Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) |
|
Концептуальное колесо |
Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса |
|
Осмысление |
insert |
Чтение с расставлением на полях смысловых пометок |
fishbone |
Заполнение «скелета» проблемами, обозначенными в тексте |
|
чтение с остановками |
Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
|
|
Рефлексия |
Синквейн |
это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях |
Написание творческой работы |
Выражение своего отношения и/или его интерпретация к прочитанному в форме сочинения и т.д. |
|
Дискуссия |
Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность,
|
Предлагаю вам остановиться на одном из приемов этапа осмысления, а именно «Чтение/прослушивание/ просмотр с остановками» на материале видое интернет-ресурса TV5unis.
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
Представьте, что вы ученики 9 класса на уроке французского языка.
Ссылка на видео https://www.tv5unis.ca/francolab/les-legendes-de-chez-nous?video=1
Посмотрите 1 часть видео "Легенда о белой леди" (остановка на 0: 56) и ответьте на вопросы:
- Où se trouve la chute Montmorency? La chute Montmorency est située sur la Côte-de-Beaupré, tout près de Québec.
- Quand Mathilde Robin est-elle morte?
- Mathilde Robin est morte en 1759.
- Comment s'appelle désormais le fantôme de Mathilde Robin ? Le fantôme de Mathilde Robin s'appelle désormais la Dame blanche.
- Qui est-ce Louis? C'est son fiancé.
- Qui a cousu la robe de mariée de Mathilde? Elle a cousu elle-même sa robe de mariée.
- Qu'est -ce que les Anglais veulent faire? Les Anglais veulent s'emparer de la ville.
- Qu'est-ce qui se passe ensuite?
Посмотрите 2 часть видео "Легенда о белой леди" (остановка на 1: 43) и ответьте на вопросы:
- Est-ce que votre version est vraie?
- En quelle année a eu lieu la bataille? En juillet 1759
- Qui a participé à cette bataille? Les soldats britanniques et les Canadiens français en provenance de Québec.
- Qui a gagné la bataille de la chute Montmorency? Les Canadiens français
- Qu'est-ce qui se passe ensuite?
Посмотрите 3 часть видео "Легенда о белой леди" (остановка на 1: 59) и ответьте на вопросы:
- Est-ce que votre version est vraie?
- Quelle nouvelle apprend un commandant à Mathilde? Un commandant apprend une terrible nouvelle à Mathilde : son fiancé est mort au combat.
- Qu'est-ce que se passe ensuite?
Посмотрите 4 часть видео "Легенда о белой леди" (до конца) и ответьте на вопросы:
- Est-ce que votre version est vraie?
- Qu'est-ce que Mathilde fait après avoir appris cette nouvelle? Vêtue de sa robe et de son voile de mariée, Mathilde se laisse tomber dans les eaux de la chute Montmorency.
- Où peut-on apercevoir le fantôme de Mathilde, la Dame blanche aujourd'hui?
Si on passe par la chute Montmorency, la nuit, on peut apercevoir sans une jeune fille vêtue d'une longue robe blanche. C'est le fantôme de Mathilde, la Dame blanche
4. Моделирование
Группам предлагается обсудить возможности использования данного приема в своей практике, смоделировать использование фрагмента урока с использованием этого приема, поделиться своими идеями со слушателями, дать обратную связь.
5. Рефлексия
Продолжите фразы:
- Я узнал(а), что прием «Чтение с остановками» это….
- Я бы хотел(а) научиться его реализовывать, потому что….
Список литературы
- Дэвид Клустер, «Что такое критическое мышление», журнал «1 сентября», № 29\2002.
Интеренет-ресурсы