Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных работ, контрольных списываний, тестовых заданий.
В 1 классе устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений обучающихся:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоения ими определённых тем;
- самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;
- тестовые диагностические задания;
- графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.;
- административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (полугодие, год).
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок в соответствии с критериями. В процессе освоения содержания предмета «Русский язык» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты, тесты.
При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.
- Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией, допускается 1-2 негрубых недочета.
- Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-З существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций буки по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.
- Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
а) частичные искажения формы букв;
б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
д) крупное и мелкое письмо;
е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
- Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
- Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.
- Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.
Метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год - обязательно)
Предметные контрольные работы (один раз в четверть - обязательно).
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Используется «Алгоритм самооценки»
В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
- Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
- Задание выполнено: верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде:
- + - ученик самостоятельно, правильно выполняет задания
- - ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам
- - - ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
Класс |
I-е полугодие |
II-е полугодие |
1 класс |
- |
15-17 слов |
Контрольное списывание - это способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Тестовые задания - динамичная форма про верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Учет ошибок в диктанте:
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»);
- 3 ошибки на одну и ту же орфограмму, допущенные в разных словах, считаются как одна ошибка, все остальные ошибки на это правила добавляются по одной по порядку;
- оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и аккуратные исправления
Ошибкой считается:
- Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание: При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на отметку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Контрольные работы
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
За выполнение контрольной работы ставятся следующие отметки:
- «+» - за безошибочное выполнение всех заданий
- «+» - если ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий
- «+» - если ученик выполнил не менее ½ заданий
- «-» - если ученик не справился с большинством заданий
Контрольное списывание - это способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Словарный диктант
Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в неделю с целью осуществления текущего контроля.
1-й класс |
|
Количество слов |
6-8 слов |
Критерии оценивания |
«+» - 1 ошибка
|
Русский язык с применением отметочной системы
Диктант.
- «5» - ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
- «4» - ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
- «3» - ставится, если допущено 3-5 ошибок, работа написана небрежно.
- «2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
- «5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
- «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
- «3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
- «2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
- «5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
- «4» - ставится, если в работе 1-2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
- «3» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
- «2» - ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.);
Контрольный диктант.
- Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
- Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы
- перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
- Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
- При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
- «5» - не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
- «4» - 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
- «3» - 3-4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
- «2» - более 5-8 орфограф. ошибок;
- «1» - более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
- «5» - всё верно;
- «4» - не менее 3/4 верно;
- «3» - не менее 1/2 верно;
- «2» - не выполнено больше половины общего объёма заданий;
- «1» - не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант
|
Кол-во слов для словарного диктанта |
«5» - нет ошибок; |
1 класс - 7 - 8 слов; |
«4» - 1 - 2 ошибки; |
2 класс - 10 - 12 слов; |
«3» - 3 - 4 ошибки (если 15 - 20 слов); |
3 класс - 12 - 15 слов; |
«2» - 5 - 7 ошибок; |
4 класс - до 20 слов. |
«1» - более 7 ошибок. |
|
Контрольное списывание.
- «5» - нет ошибок;
- «4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 кл.),
- «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.),
- «2» - 4 ошибки (1 кл.),
Критерии оценивания по окружающему миру
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
- Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
- Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
- Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
- Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- неточности в определении назначения прибора, его использование;
- неточности при нахождении объектов на карте.