Орфографическая грамотность в начальных классах является одной из проблем, ведущих в курсе русского языка. Перед учителем встает вопрос как научить грамотно писать ребенка. Данная проблема волновала учителей, методистов и ученых. Поэтому для повышения недостаточной грамотности ученые стремятся совершенствовать методику обучения, УМК в начальной школе, а также и учебные пособия по разделу «Орфография». От эффективности методики и обучения будет зависеть качество знаний учащихся, умения и навыки орфографической грамотности. Важно отметить, что от орфографической грамотности будет зависеть дальнейшее изучение различных школьных дисциплин.
Освоение планируемых результатов основной общеобразовательной программы начального общего образования сформулированы в основной образовательной программе, где четко написано, что выпускник начальной школы должен освоить за время обучения основное содержание изученных учебных предметов и овладеть способами учебно-познавательной деятельности. Так, в планируемых предметных результатах освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу четвёртого года обучения учащиеся должны в области орфографии и пунктуации освоить следующие понятия:
- научиться определить место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- перефразировать при составлении собственных текстов записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при проверочной работе над ошибками ученик должен осознавать причины появления ошибки и определить способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Учитель, в свою очередь, должен стремиться к тому, чтобы сократить количество ошибок. Он должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость.
Несформированность орфографических навыков - эта основная причина плохой орфографической грамотности в начальном звене Орфографические навыки формируются в результате длительных упражнений и основывается на навыках письма, умении распознавать морфемный состав слов, на анализе слов с фонетической стороны, а также умении пользоваться соответствующим ей правилам.
В целях усовершенствования знания по русскому языку, ежегодно в нашей стране проводятся тотальные диктанты. При этом орфографически правильное письмо является важным навыком при написании тотальных диктантов, т.к. умение видеть орфограмму облегчает правописание при написании тотального диктанта.
Лингвисты под «орфограммой» понимает такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных, с одним и тем же произношением и отвечающим тому или иному правилу орфографии. В том месте, где присутствует орфограмма, учащиеся могут допустить орфографическую ошибку. Методические и лингвистические исследования характеризуют орфограмму как написание, правильность которого определило правило или словарь. Если понимать орфограмму как языковое понятие, мы потеряем часть его опознавательных признаков, проигнорировав тем самым ключевой для методики момент - наличие выбора написания. Орфограмма - это наличие различных, как правило, двух вариантов написания. Если вариант написания был выбран неверно, возникает орфографическая ошибка.
Проблемой современного преподавания русского языка считается поиск новых способов обучения школьников письму. Обучение, грамотность, способность усваивать родной язык на письме зависит от того, насколько правильно сформированы навыки орфографии.
Для каждого класса предусмотрена своя программа по изучению орфографии во время уроков. Но как научить ребенка грамотно писать, волнует каждого учителя, родителя. Содержание и построение курса русского языка определяется программой. Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. Формирование орфографической грамотности учащихся программа предусматривает по следующим направлениям:
- звукобуквенные написания;
- слитно-раздельное написание;
- прописные, строчные написания.
Учебники русского языка для начального звена обучают правописанию чаще всего на примерных текстах с пропущенными буквами.
Получается, что автор ставит перед собой задачу, правильно донести до детей правила орфографии. А школьники должны лишь решить поставленную задачу, и они качественно с этим справляются. Такая форма обучения становится механической. А при написании диктанта школьники делают ошибки по причине, что не могут увидеть, где стоит применить правило. Из-за этого в диктантах и изложениях, творческих работах у школьников получается большое количество ошибок.
В УМК «Школа России» орфографические навыки рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтеза.
На базе Азбуки, учащиеся обучаются грамоте на основе формирования универсальных учебных действий. В процессе овладения навыками чтения и письма первоклассники осуществляют действия анализа и синтеза, сравнения и классификации, что позволяет заложить базу для дальнейшего формирования познавательных учебных действий с различными языковыми единицами. Курс позволяет заложить основы успешной учебной деятельности при изучении систематических курсов русского языка и литературного чтения.
В учебниках 1-4 класса по программе «Школа России» реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы и всему курсу придана деятельностная основа. Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий.
Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Основополагающим свойством в системе орфографического опыта являются умение обнаруживать и распознавать орфограммы. Поэтому одной из главных причин высокой безграмотности школьников является их неумение «видеть» орфограммы.
Львов М.Р. пишет, что «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: ученик не видит орфограмм в процессе написания» [25].
Развитие орфографической наблюдательности - это один из способов повышения грамотности.
С первого класса на уроках русского языка нужно вводить понятие «орфограмма». Объяснение для школьника следует такое: если имеется выбор букв, значит это орфограмма.
Орфограмма - (с греческого обозначает opthos - правильный и gramma - буква) правильное письмо, которое нужно выбрать из всех возможных.
После того как школьники усвоили понятие «орфограмма», начинаем работу над развитием орфографической наблюдательности. Орфографическая зоркость означает способность (или умение) как можно быстро определить в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографически правильное письмо показывает также умение обнаруживать ошибки, допущенные учеником.
Орфографическая наблюдательность развивается постепенно в ходе уроков. Общий способ решения орфографической задачи можно представить в следующем виде:
- произношение слова и распознавание орфограммы,
- запись слова,
- определение места орфограммы в слове,
- проверка
- определение способа проверки,
- контроль.
Для решения данной задачи нужно формировать в себе следующие умения, как считает П.С.Жедек [16, с.12]:
- умение качественно находить орфограмму,
- умение правильно подобрать орфограмме орфографическое
- правило,
- умение применить это правило.
М.Р.Львов, в качестве действий при решении орфографической задачи младшего школьника выделяет следующие [25]:
- способность увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
- способность определить её вид: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится;
- способность вспомнить правило;
- способность определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;
- сформированность умения определить «шаги», ступени решения и их последовательность;
- способность решить задачу, не пропустив ни одного действия последовательного алгоритма и не совершив ошибки ни на одной из ступеней;
- умение получить результат;
- сформированность умения совершить самопроверку.
- Он так же выделяет условия успешного овладения решением задач [25]:
- наличие достаточной основы грамматических и других языков знаний, достаточный уровень речевого развития, сформированность богатого и активного словаря;
- сформированность высокого уровня аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, словообразования, грамматики;
- сформированность необходимого уровня орфографической зоркости;
- наличие быстроты выполнения умственных операций.
Первыми опознавательными признаками считаются несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Обнаружению и запоминанию таких совпадений способствует звуковой и буквенный анализ слов и синтеза речи. Этот признак используется успешно в тех случаях, когда ученик может прочитать слова, т.е. зрительно воспринимать их. Такая работа нацелена на создание речевого слуха школьников.
Следующим, распознавательным признаком орфограмм служат буквы и буквосочетания, звуки и звукосочетания, которые создают опасность ошибок. Нужно стараться с самых первых дней обращать внимание школьников на «опасные» буквы и звуки в словах: на такие как: парные звонкие и глухие согласные; гласные а-о, и-е; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щучк-чн.
В результате в памяти у детей постепенно откладывается набор тех звуков и различных звукосочетаний, которые представляют собой орфограммы и приводят к орфографической ошибке. В результате многочисленных упражнений у школьников вырабатывается определённый автоматизм - основа орфографической наблюдательности. Работа со второй группой признаков ориентирует на запоминание. В результате процесса этой работы у детей формируется внимательность, тем самым можно назвать «бдительностью» в случае орфограмм.
Следующим опознавательным признаком орфограммы являются морфемы в различных словах. Умение пользоваться этим признаком дается морфемным анализом слов. Ученик ищет орфограмму, целенаправленно зная, в какой морфеме: приставке, суффиксе, корне, или окончании.
Работая над группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.
В ходе долгого развития русское письмо стало определенной системой, которая выражается в виде орфографии и графики, тем самым они находятся во взаимодействии.
Многообразие правил русской орфографии объясняется с двух сторон. С одной стороны, особенностями грамматического и фонетического строя русского языка, своеобразием его развития, а с другой - взаимодействием с другими различными языками, как славянскими, так и неславянскими языками. Результатом последнего считается большое количество слов нерусского происхождения, написание которых нужно запоминать.
Орфографические способности и навыки - главная составная часть речевых знаний и навыков, языкового процесса в целом. Важнейшее значение имеет разработки орфографической наблюдательности, которая основывается на сознательном употреблении грамматического опыта, использование орфографических правил, предполагает активную мыслительную способность школьников.
Прием правильного письма в начальном звене квалифицируется частым переходом от изображения звуков слов точно соответствующим им буквам - к соотношению буквенного состава со звуковым составом и выявление несоответствий - к нахождению орфограмм, определение их типов к простейшим способам проверки, к решению орфографических задач по грамматической и словообразовательной основе, к запоминанию слов.
Одним из главных условий создания орфографически правильного письма школьников является развитый фонематический слух, в ходе которого выполняется следующие условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.
Применение разных видов преподношения материала с одной стороны разнообразит работу во время урока, повышая активность школьников, а с другой стороны способствует хорошему формированию орфографической наблюдательности.