Проектная деятельность, словно свежий ветер, ворвалась в образовательный процесс, стала неотъемлемой частью работы педагогов дошкольных образовательных организаций.
И наше учреждение, не оставаясь в стороне, с энтузиазмом использует проектную технологию. Среди множества инновационных педагогических подходов, проектирование занимает лидирующую позицию, отвечая насущным потребностям современного образования. Проектная деятельность, как жизненный мозаичный пазл, объединяет всех участников образовательного процесса, от педагога до воспитанника, и позволяет достичь заметных, порой поразительных результатов. Она стимулирует педагога к постоянному самосовершенствованию, поиску новых знаний, раскрытию творческого потенциала, помогая ему стать настоящим мастером своего дела. Владение проектной технологией становится признаком высокой профессиональной компетентности современного педагога, его несомненным преимуществом.
Однако нередко встречаются ситуации, когда педагоги стоят на перепутье, не понимая до конца суть и содержание проектной деятельности. В этом заключается одна из ключевых проблем: нечеткое представление о понятии «педагогический проект». Важно отметить существенную разницу между проектами, инициируемыми педагогом, и проектами, где инициатива исходит от детей.
Проект педагога - это целенаправленная деятельность, в которой педагог выступает в роли главного архитектора, организующего детей для участия в различных мероприятиях, идею которых он сам генерирует. В этом случае ребенок выступает в роли активного участника процесса, но не в роли инициатора.
Детский проект - это совершенно иной формат проектной деятельности, где инициатива принадлежит ребенку. В этом случае педагог выступает в роли наставника, помогающего ребенку реализовать свои идеи, осуществить свой проект. Важно подчеркнуть, что ребенок является субъектом деятельности, определяя цели, выбирая средства и способы достижения результата.
Из этого вытекает главная проблема: необходимо повышать профессиональную компетентность педагога в сфере проектной деятельности, давать ему необходимые знания и навыки, чтобы он смог с уверенностью применять проектный подход в своей работе.
Важно понимать, что реализация проектной деятельности в ДОО требует от педагога не только знаний, но и готовности к изменениям, к переходу на новый уровень профессионального развития.
Объективен вопрос: Почему это важно? Проектная деятельность - это не просто модная тенденция в образовании. Это новый способ мышления, способ строить учебный процесс, ориентированный на развитие личности ребенка, на формирование его ключевых компетенций: критического мышления, творческого подхода, умения работать в команде, решать проблемы, брать на себя ответственность.
Как же помочь педагогам овладеть проектной технологией? Для этого необходимо сформировать у них устойчивую мотивацию к саморазвитию, показать им весь спектр преимуществ, которые предоставляет проектная деятельность. Следует организовать систему обучения педагогов проектной технологии, которая включает в себя несколько этапов:
- Понимание сути проектной деятельности. В рамках обучения педагоги должны углубиться в понятие проекта, ознакомиться с разными видами проектов, узнать о структуре проекта и его этапах реализации.
- Развитие навыков проектирования. Педагоги должны овладеть практическими навыками проектирования: умением ставить цели и задачи проекта, выбирать тематику проекта, разрабатывать план проекта, подбирать необходимые материалы и ресурсы, организовать работу с детьми над проектом, осуществлять мониторинг реализации проекта, анализировать результаты проекта, представлять проект.
- Развитие компетенций педагога в проектной деятельности. Важно не только научить педагогов технике проектирования, но и развить у них ключевые компетенции, необходимые для успешной реализации проектной деятельности: компетенции самоменеджмента (умение планировать, организовать, мотивировать себя), коммуникативные компетенции (умение строить эффективные отношения с детьми, родителями, коллегами), компетенции творчества и креативности (умение генерировать идеи, находить нестандартные решения), компетенции анализа и оценки (умение критически анализировать свою работу, результаты проекта).
Организовать обучение педагогов проектной технологии возможно посредством мастер-классов, тренингов, профессиональных конкурсов и конференций. Мастер-классы позволяют педагогам на практике познакомиться с разными видами проектов, получить конкретные рекомендации по их реализации. Тренинги способствуют развитию навыков проектирования, учат работать в команде, развивают коммуникативные компетенции. Участие в профессиональных конкурсах и конференциях стимулирует педагогов к постоянному саморазвитию, позволяет им обмениваться опытом с коллегами, знакомиться с новыми подходами к проектной деятельности.
Специально разработанные методические пособия и ресурсы помогут педагогам в организации проектной деятельности, предоставят им образцы проектов, конспекты занятий, рекомендации по работе с детьми.
Значимую роль в проектной деятельности играют родители/законные представители воспитанников. Они - важные участники проектной деятельности в ДОО. Их активное участие может значительно усилить эффективность проекта. Важно вовлечь родителей в проектный процесс, информировать их о целях, задачах и этапах реализации проекта. Родители могут стать не только источниками информации, но и помощниками в реализации проекта, принять участие в создании необходимых ресурсов, организовать экскурсии или посетить мероприятия в рамках проекта.
Новшеством в работе коллектива стало делегирование педагогам полномочий в области целеполагания, планирования и прогнозирования. Для сотрудников, участвующих в процессе делегирования, предоставляется возможность их развития, получение нового опыта, навыков деятельности.
По желанию выбираются менеджеры проектов, которые сопровождают проект от задумки до его реализации.
Менеджер проекта (руководитель проекта) - это специалист, отвечающий за успешное выполнение проекта:
- оформляет нормативно-методический материал к проекту, в сроки, обозначенные в годовом плане;
- организует работу по разработке сценариев мероприятий;
- координирует взаимосвязь между участниками проекта;
- создает условия для осуществления намеченных задач;
- организует работу по проведению мероприятий с необходимым качеством;
- осуществляет взаимодействие при необходимости с социальными институтами.
На менеджера проекта налагается высокая ответственность, так как именно он управляет всеми процессами проекта и от него зависит конечный результат работ.
Определив тему, менеджер проекта разрабатывает примерное положение, обсуждение которого проходит на методических часах, где педагоги могут задавать вопросы, делиться своими мнениями, обсуждать значимость проблемы, возникающей в ходе организации проекта. Планируя проектную деятельность, особенно важно определить реальные задачи, исходные требования к конечному продукту, процедуры и критерии оценки результата и фиксированные сроки.
Проектная деятельность осуществляется в несколько последовательных этапов:
1 этап. Ценностно-ориентационный
- Определение проблемы (темы).
- Построение модели деятельности.
- Выбор участников творческой группы.
2 этап. Конструктивный
Планирование
- Анализ проблемы.
- Определение источников информации.
- Постановка задач и выбор оборудования и критериев оценки реализации проекта.
- Распределение ролей в группе.
Принятие решения
- Обсуждение альтернатив.
- Выбор оптимального варианта.
- Уточнение планов деятельности.
Выполнение
- Выполнение проекта.
3 этап. Оценочно-рефлексивный
- Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов.
Презентативный
- Подготовка проекта к защите.
- Обоснование проекта проектирования.
- Объяснение полученных результатов, их оценка.
За непродолжительное время было организовано и проведено несколько интересных творческих проектов: «Звездный дождь», «Прозрачное кружево зимы», «Я будущий ученый», «Умники и умницы», «Колеса, крылья, паруса», «Театральная жемчужина», «Шашечный турнир», «Садовое царство, огородное государство».
Проектная деятельность является важной составной частью современного образования, которая позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, развивать у детей ключевые компетенции, необходимые для успешной социализации в современном мире.
В заключение следует отметить, что проектная деятельность - это не только новый способ обучения, но и новый способ мышления, способ видеть мир в перспективе, генерировать идеи, решать проблемы, создавать что-то новое. Развитие проектной деятельности в ДОО требует создания условий для профессионального роста педагогов, их обучения проектной технологии и вовлечения родителей в проектный процесс. Только в этом случае проектная деятельность может стать действительно эффективным инструментом развития личности ребенка и формирования у него ключевых компетенций для успешной жизни в современном мире.
Список литературы
- Атемаскмна Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС» // 2012. - 112с.
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 64с.
- Князева Н.И. Проектирование как форма повышения методической грамотности педагога ДОУ/ Современный детский сад №3 2008.